25 апреля 2024 года
Регистрация
№ 2 февраль 2021 — 11 февраля 2021

Приоритеты новой экономической реальности

Версия для печати 1260 Материалы по теме
Приоритеты новой экономической реальности

О том, как пандемия новой коронавирусной инфекции и падение мировых цен на энергоресурсы отразились на доходах региональной казны единственного в России островного региона, о мерах, которые он принимает для стабилизации ситуации, и о том, как в изменившихся экономических условиях удалось сохранить бюджет социально ориентированным, рассказала министр финансов Сахалинской области Ольга Николаевна ЛОПАТИНА.

— Ольга Николаевна, в 2020 году регионы столкнулись со снижением темпов поступления налоговых и неналоговых доходов. На Сахалине и Курилах это снижение было серьезным?

— В бюджет Сахалинской области в 2020 году поступило 144,2 миллиарда рублей налоговых и неналоговых доходов. К уровню 2019 года доходы уменьшились практически на 15 миллиардов рублей, или на 9,3 процента. Были опасения, что снижение будет больше, поскольку существовал риск возврата из бюджета налога на прибыль в объеме 4,4 миллиарда рублей. Оператор проекта "Сахалин-2"[1] оспаривал доначисленный налоговым органом в результате курсовой разницы налог на прибыль организаций. На сегодняшний день точка в судебном разбирательстве еще не поставлена.

— Какие меры налоговой поддержки предоставлены на Сахалине и Курилах наиболее пострадавшим от влияния коронавируса отраслям?

— Региональное Министерство финансов разработало закон, который позволил в 2020 году существенно снизить налоговую нагрузку для плательщиков из отраслей, наиболее пострадавших от распространения коронавирусной инфекции. Для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, ставка налога снижена в шесть раз — с шести до одного процента — по объекту налогообложения «доходы» и в три раза — с 15 до 5 процентов — по объекту «доходы, уменьшенные на величину расходов». Преференция коснулась налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в торговле непродовольственными товарами, общепите, туризме, гостиничном бизнесе, оказывающих транспортные услуги и прочее. Всего ставка снижена по 21 виду экономической деятельности. Эта мера в Сахалинской области введена в дополнение к уже принятой, предусматривающей снижение ставки по упрощенной системе налогообложения с 15 до 10 процентов для отдельных видов деятельности, в том числе строительной отрасли.

Также указанным законом в три раза (с 1,5 до 0,5 процента) снижена ставка налога на имущество организаций в отношении объектов, налог по которым исчисляется от кадастровой стоимости. На острове более трех тысяч таких объектов — торговые центры (комплексы) и помещения в них, торговые объекты, административно-деловые центры общей площадью свыше тысячи квадратных метров. Эта мера позволила уменьшить или вообще обнулить арендные платежи субъектам предпринимательства в торговых центрах и, соответственно, поддержать наших предпринимателей и не допустить рост безработицы.

А для социально ориентированных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению (в том числе по дополнительному образованию), на 2020 год была установлена нулевая ставка налога на имущество организаций. Кроме того, постановлением Правительства Сахалинской области срок уплаты налога на имущество организаций для отдельных отраслей в 2020 году был перенесен: за I квартал — до 30 октября 2020 года и за II квартал — до 30 декабря.

— Насколько дисциплинированны налогоплательщики области?

— Для увеличения поступлений доходов бюджета в прошлом году мы провели большую работу по погашению задолженности перед бюджетом с администраторами доходов областного бюджета, с органами исполнительной власти и органами МСУ. По состоянию на 1 декабря 2020 года недоимка по налогам, зачисляемым в консолидированный бюджет Сахалинской области, составила 1,136 миллиарда рублей. Полномочия по осуществлению контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет принадлежат налоговым органам. Вместе с тем в результате проведения совместной работы недоимка по сравнению с началом года снизилась на 129 миллионов рублей. Главным образом это произошло за счет погашения задолженности по имущественным налогам физлиц.

— Ольга Николаевна, как пандемия повлияла на бюджет региона 2021 года? В целом по сравнению с 2020-м исходная ситуация для формирования бюджета улучшилась или ухудшилась?

— Не только пандемия сама по себе, но и падение мировых цен на углеводороды, сокращение объемов добычи нефти привели к снижению доходов региональной казны. На 2021 год налоговые и неналоговые доходы бюджета области прогнозируются в объеме 102,9 миллиарда рублей, что меньше, чем в 2020 году, на 41,3 миллиарда. Вообще главное отличие бюджета 2021 года от бюджета предыдущего года — это ухудшение исходных данных для формирования доходов. В том числе это снижение объемов добычи и цены на нефть против предыдущих прогнозов, учтенных в бюджете. Если в 2019 году средняя цена на нефть марки Urals составляла 63,8 доллара за баррель, в 2020 году она опустилась до 41,8 доллара за баррель. В 2021 году Минэкономразвития России прогнозирует цену в размере 45,3 доллара за баррель нефти, посмотрим, совпадет ли прогноз с реальностью. По доходам, не связанным с реализацией соглашений о разделе продукции, по сравнению с уточненным бюджетом на 2020 год (без учета разовых поступлений) в 2021–2023 годах запланирован рост поступлений в бюджет.

На 2021 год налоговые и неналоговые доходы бюджета Сахалинскоой области прогнозируются в объеме 102,9 миллиарда рублей, что меньше, чем в 2020 году, на 41,3 миллиарда

— Хуже всего в регионах в 2020 году было с поступлением налога на прибыль. В части этого налога на каких прогнозах построен областной бюджет 2021 года? Тем более что в бюджет Сахалинской области, помимо налога на прибыль по традиционной системе налогообложения, поступает еще и налог в рамках соглашений о разделе продукции (СРП) по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Какой процент налоговых поступлений они составляют?

— «Сахалин-1» и «Сахалин-2» — это 89 процентов в общей сумме поступлений налога на прибыль организаций. Прогноз по налогу на прибыль в рамках СРП зависит от прогноза реализации углеводородов и сжиженного природного газа, цены на них, затрат по проектам, а также курса доллара США. Кроме того, у бюджета Сахалинской области существует и другая особенность, поскольку организации — участники проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» уплачивают налог на прибыль один раз в год сразу в годовой сумме налога. Происходит это по итогам завершившегося налогового периода. Таким образом, в 2021 году мы ожидаем налог на прибыль в рамках нефтегазовых проектов, который будет уплачен за 2020 год, исходя из объемов реализации углеводородов, цен на них и затрат, полученных в 2020 году. По российским участникам проекта «Сахалин-1» налог будет уплачен уже по финансовым показателям 2021 года, как авансовые платежи.

27.jpg

По налогу на прибыль в рамках традиционной системы налогообложения поступления в 2020 году снизились по сравнению с 2019 годом на 2,3 миллиарда рублей. Прогноз на 2021 год — 11,1 миллиарда рублей.

На данный момент в бюджете на 2021 год мобилизованы все источники доходов. В случае изменения экономической ситуации в течение года будут внесены поправки в областной бюджет, и доходная часть будет скорректирована.

— Какую поддержку область получает в 2021 году от Федерации?

— Уже с 1 января регион может распоряжаться общей суммой целевых средств в размере 6,2 миллиарда рублей. Это на 5,3 миллиарда рублей меньше, чем в уточненном бюджете на 2020 год. Такая ситуация объясняется в первую очередь тем, что средства на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов РФ будут распределяться из федерального бюджета в течение года. Нецелевая финансовая поддержка для Сахалинской области в федеральном бюджете не предусмотрена.

Вместе с тем в течение года Министерство финансов РФ по итогам мониторинга исполнения региональных бюджетов будет распределять средства дотации на сбалансированность. Учитывая, что уровень бюджетной обеспеченности Сахалинской области составляет с 2021 года менее 1,5, у нас появляется возможность получить нецелевую финансовую помощь.

— Как в новой экономической реальности изменилась долговая политика острова?

— Привлечение коммерческого кредита в конце 2020 года привело к возникновению долговых обязательств региона. По состоянию на начало текущего года государственный долг Сахалина составляет 8 миллиардов рублей.

Областной бюджет на 2021–2023 годы сформирован с дефицитом. В качестве источника его финансирования планируем использовать кредиты банков. Привлекать кредитные ресурсы мы намерены с учетом складывающейся на рынке конъюнктуры в основном в форме возобновляемых кредитных линий. Это позволит нам в случае нехватки бюджетных средств привлекать и погашать кредитные ресурсы в кратчайшие сроки, а значит, обеспечит экономию бюджетных средств на обслуживании госдолга.

— Пришлось ли сократить социально значимые расходы и расходы на реализацию нацпроектов?

— Главный финансовый документ области на 2021 год и плановый период 2022–2023 годов сформирован с учетом приоритетных для области задач. Первоочередные нужды наших земляков учтены даже в условиях сокращения доходов. Документ предусматривает совершенствование системы здравоохранения в соответствии с требованиями времени, строительство и реконструкцию школ и детских садов, учреждений культуры. На расходы социальной направленности в текущем году будет направлено более 54 процентов от общего объема расходов. На прогнозный уровень инфляции в Российской Федерации предусмотрено повышение оплаты труда работников госучреждений. Будут увеличены бюджетные ассигнования на предоставление мер социальной поддержки.

На национальные цели в областном бюджете в 2021 году предусмотрено 13,3 миллиарда рублей. Это на 3,7 миллиарда рублей меньше, чем было в прошлом году, что в первую очередь связано с продлением сроков реализации нацпроектов и, соответственно, достижения результатов до 2030 года.

— Наступивший год обещает быть не проще ушедшего. В свете этого еще большее значение приобретает эффективность расходования бюджетных средств. И здесь трудно переоценить роль контроля. В декабре прошлого года Минфин Сахалинской области стал победителем в номинации «Риск-ориентированный контроль» IV Всероссийского конкурса «Лучший орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля». Расскажите о полученных областью благодаря контролю результатах.

28.jpg

— В условиях снижения экономики актуальным стало создание условий для развития отраслей, специализирующихся на продукции с высокой добавленной стоимостью и вносящих существенный вклад в экономическое развитие региона, его конкурентных преимуществ. Учитывая наличие на территории области больших запасов хвойных древостоев пиловочного назначения, лесная отрасль отмечена в регионе в числе перспективных. Именно поэтому основными объектами внутреннего государственного финансового контроля с применением риск-ориентированного подхода в 2020 году выступили государственные учреждения лесного хозяйства. Проверка выявила слабые стороны финансовой деятельности этих организаций, что позволило принять меры по их укреплению и устранению причин и условий нарушений при расходовании средств региональной казны.

— Еще одна популярная тема — инициативное бюджетирование. Соответствующая программа стартовала на Сахалине в 2017 году. В области реализуется ряд смежных практик, которые предусматривают различные механизмы поддержки участия граждан в решении вопросов местного значения. Что это за практики, какие суммы заложены на эти цели в новом бюджете области?

— Практика распределения бюджетных средств с учетом мнения жителей на Сахалине отлично себя зарекомендовала. В нашем регионе реализуются три смежных проекта — «Поддержка местных инициатив», «Молодежный бюджет» и «Развитие территорий». С 2017 по 2020 год за счет средств региональной казны воплощены 543 инициативы сахалинцев и курильчан. На эти цели было выделено 1,8 миллиарда рублей.

Проект «Поддержка местных инициатив» позволяет жителям реализовывать свои идеи и улучшать пространство вокруг себя. В 2021 году субсидия на реализацию инициативных проектов будет распределена, как и прежде, по результатам конкурсного отбора. На эти цели в региональной казне предусмотрено 187 миллионов рублей.

Проект «Молодежный бюджет» разработан и внедрен для вовлечения в инициативное бюджетирование молодежи. Финансирование проектных предложений школьников проходит на ежегодной основе с 2018 года. В проекте принимают участие 125 общеобразовательных учреждений области. В течение трех лет были воплощены в жизнь 373 инициативы старшеклассников. На эти цели из региональной казны выделено 991,7 миллиона рублей. В 2021 году на реализацию проекта «Молодежный бюджет» в бюджете области предусмотрено 315 миллионов рублей.

В рамках проекта «Развитие территорий» в течение 2018–2020 годов с применением онлайн-голосования было отобрано 32 объекта капитального строительства. Отдать голоса в поддержку приглянувшихся проектов могли граждане, прошедшие идентификацию в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). В настоящее время реализовано пять объектов. Финансирование из областного бюджета составило 446,1 миллиона рублей. На 2021–2023 годы предусмотрены средства на завершение строительства еще пяти объектов, отобранных в 2018–2019 годах.

29.jpg

Хочется отметить, что в некоторых селах жители очень активно и ответственно подходят к участию в инициативном бюджетировании и есть примеры симбиоза практик. Так, в селе Кировском Тымовского района за три года реализовано пять проектов, которые гармонично дополняют друг друга. Проект по установке хоккейного корта с трибунами был реализован в прошлом году благодаря совмещению двух вышеназванных практик и слаженной работе жителей села.

— Ожидается создание регионального закона об инициативном бюджетировании. Что будет прописано в документе?

— Проект закона сейчас разрабатывает областной парламент. Документ позволит законодательно урегулировать порядок реализации инициативных проектов на территории области. В законе будут определены требования к инициативным проектам, порядок их рассмотрения, а также сроки проведения конкурсного отбора, критерии и порядок финансирования.

В Сахалинской области с 2017 по 2020 год на реализацию 543 инициатив жителей из региональной казны было выделено 1,8 миллиарда рублей

— Пандемия в разы ускорила внедрение цифровизации в госусправлении. Как вы оцениваете темпы цифровизации в вашем регионе? И справляется ли с этими темпами кадровый состав?

— Конечно, мы занимаемся и вопросами цифровизации, и оптимизацией процессов управления в финансово-бюджетной сфере. Бюджеты всех уровней являются ресурсами государственного управления. И от того, насколько действенны инструменты управления этими ресурсами, в конечном счете зависит и качество госуправления в целом.

Если говорить о кадрах и об инструментах, то в этой работе наиболее верным нам видится стратегический подход — он в числе прочего позволяет сконцентрировать имеющиеся ресурсы, не распыляться. В настоящее время мы как раз и занимаемся проработкой стратегии, которая будет направлена на совершенствование и оптимизацию информационного взаимодействия и электронного документооборота в сфере управления общественными финансами области.

Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА



[1] «Сахалин-2» — нефтегазовый проект, реализуемый в Сахалинской области на условиях соглашения о разделе продукции. Оператором проекта является компания «Сахалин Энерджи».


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно