25 апреля 2024 года
Политика — 30 июля 2008

Коррупция - от вседозволенности?

Версия для печати 1481 Материалы по теме
Вскоре после вступления в должность президента Дмитрий Медведев заявил, что распространившаяся в стране коррупция угрожает безопасности государства и подписал указ о мерах по противодействию коррупции.
коррупция


Между тем прекрасно известно, что коррупция накопила богатый "опыт" противодействия любым попыткам с ней справиться. Так, в недавнем интервью REGIONS.RU/"Новости Федерации" председатель Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков отметил, что "закрытая подготовка мер против коррупции всегда сопровождалась нарушением установленных главой государства сроков, а затем - не вполне качественным и эффективным исполнением принятых решений".

По мнению сенатора, сам масштаб коррупции показывает, что для победы над этим злом одной политической воли недостаточно, поскольку неисполнение чиновниками закона сводит на нет все антикоррупционные усилия первых лиц государства.

В этой ситуации Анатолий Лысков возлагает надежду на тех, кто призван обеспечивать законодательный процесс и призывает парламентариев перейти «от долгих пересудов и оханий к реальному законодательному обеспечению противодействия этому злому явлению».

В чем причины такого разгула коррупции в России? Какой вклад могут внести законодатели в борьбу с этим злом? С такими вопросами корреспондент REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратился к представителям верхней и нижней палат парламента.

Все парламентарии сошлись во мнении, что коррупция превратилась в столь масштабное для России явление в связи со вседозволенностью, царившей в 90-е годы. Политики также выразили уверенность в том, что законодатели в силах поставить заслон этому злу.

Николай Тулаев
В рамках борьбы с коррупцией до конца года планируется принять примерно 26 законов, сообщил член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель в СФ от Калининградской областной думы Николай Тулаев.

"До конца 2008 года парламент планирует принять не только основной закон о противодействии коррупции, а примерно 26 законодательных актов, призванных помочь "приструнить" это позорное явление", - заявил сенатор.

По его словам, "эти законы пополнят не только уголовное законодательство, но и административное, экономическое и социальное, поскольку в каждой из этих сфер имеется благоприятная для коррупционеров почва".

Масштабы разгула коррупции в России Тулаев связывает с переходом от одной системы экономических отношений к другой. "Когда наступила перестройка, главным приоритетом оказалась собственность, во главу угла всех отношений встал рубль, и, естественно, пошла коррупция", - пояснил парламентарий. Однако то, что, по словам политика, "терпимо в момент великих преобразований", теперь превратилось в "тормоз дальнейшего экономического развития страны". "Для того, чтобы из этого ступора выйти, приходится заниматься обновлением всех сфер государства, что в России и начинает сейчас происходить", - заключил Николай Тулаев.

Вячеслав Попов
Законодатели обязаны принять закон о противодействии коррупции, уверен председатель Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике, представитель в СФ от Мурманской областной думы, бывший командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов.

"Главной задачей парламента на осеннюю сессию является принятие закона о противодействии коррупции", - заявил сенатор. "Только с его помощью мы сможем приструнить это позорное зло", - подчеркнул парламентарий, с грустью заметив, что о возможности полной победы над коррупцией говорить пока не приходится. "В ближайшие десятилетия коррупция в России побеждена не будет", - убежден политик.

Невозможность скорого искоренения коррупции сенатор связывает "со вседозволенностью 90-х годов". "Именно в то время коррупционный спрут опутал нашу страну и так глубоко въелся в отдельных наших граждан, что быстро, даже когда на то есть политическая воля, его не победить. Коррупция – это вопрос морали и нравственности, а безнравственный человек вряд ли может быстро стать нравственным, если вообще такое возможно", - заключил Вячеслав Попов.

Владимир Гусев
В дело борьбы с коррупцией законодатели способны внести большой вклад, убежден первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, представитель в СФ от администрации Ивановской области Владимир Гусев.

"Законодатели способны помочь бороться с коррупцией", - заявил сенатор.
Помимо принятия закона о противодействии коррупции, парламентарий уверен, что необходимо дополнить УК нормой, в соответствии с которой "коррупционеры не только получают сроки, как это происходит сейчас, но и у них и у их родственников полностью изымают имущество". "А то коррупционер отсидит и возвращается обратно к себе в квартиру со всей обстановкой. Такого быть не должно", - подчеркнул политик.

Владимир Гусев считает, что причины разгула коррупции в России кроятся "в безнаказанности, которая выросла из появившегося в 90-е годы любимого слова "свобода".

Виктор Илюхин
Противодействие коррупции должно включать в себя целый комплекс мер, убежден представитель партии КПРФ, заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Виктор Илюхин.

"Для того чтобы бороться с коррупцией, потребуется предпринять целый комплекс мер в политической, экономической, финансовой, социальной, просветительской, кадровой и законодательной областях", - заявил депутат.

Отметив, что "законодатели могут и должны внести свой вклад в борьбу с коррупционным злом", парламентарий предложил своим коллегам обратить внимание на некоторые моменты, "без которых борьбы с коррупцией не получится". Во-первых, на взгляд Илюхина, требуется "срочно" принять закон о выборности членов Совета Федерации, поскольку, по его словам, "назначение сенаторов – это тоже прямой путь к коррупции и в политике, и в экономике". Во-вторых, продолжил депутат, парламент должен принять закон о выборности судей и прокуроров, включая главного прокурора страны, поскольку, уверен он, "судебная и прокурорская система должна формироваться только законодательными органами власти и быть подконтрольна Федеральному собранию".

Парламентарий также предлагает внести ряд изменений в законы о противодействии и легализации преступно нажитого и о парламентском расследовании. Кроме того, депутат настаивает на создании общественного комитета по контролю за действиями чиновников "с передачей ему некоторых государственных функций" и на "упразднении семи федеральных округов, созданных Ельциным, для уменьшения числа руководителей".

Виктор Илюхин считает, что причины коррупции в нашей стране "корнями уходят в 90-е годы, когда при правительстве Ельцина началась преступная приватизация и пошло нравственное разложение общества".

Александр Федулов
«Истоки массовой коррупции были заложены еще большевиками, - убежден депутат Госдумы третьего созыва, представитель партии «Гражданская сила», адвокат Московской коллегии адвокатов «Александр Добровинский и партнеры» Александр Федулов, - до 17-го года в царской России упоминания о коррупции как о явлении не встречались вообще.

Коррупция появилась с приходом к власти большевиков во главе с Лениным, когда вместо права стало повсеместно применяться «право сильного». При советской власти чиновник всегда оказывался прав – тогда торжествовала бюрократически-партийная коррупция. Мы все помним дела Чурбанова, Щелокова, многочисленных любовников дочери Брежнева, погрязших в коррупции. Достаточно сказать, что при Советской власти обкомы и райкомы партии давали указания судам кого и как наказывать. ЦК КПСС был заранее непогрешимым сообществом «небожителей», а многочисленная партноменклатура стала родоначальницей нового подвида чиновника – коррупционера

Эти же коррупционеры, развалив СССР, захватили общенародную собственность. Посмотрите, кто приватизировал советскую, общенародную собственность? – в большинстве своем это бывшие партийные и комсомольские активисты.

Впрочем, мародерство на развалинах СССР лишь распалило аппетиты коррупционеров. И они объявили о необходимости проведения в России запных либерных реформ. Так в начале 90-х годов прошлого столетия началась эпоха младореформаторов, которая стала ренессансом коррупции.

Именно оголтелый либерализм и позволил в те годы захватить сырьевые ресурсы в собственность бывшей партноменклатуры. Именно сырьевой сектор стал питательной средой для коррупционеров, позволивший им насадить в органы государственной и муниципальной власти своих представителей. Именно в это время в России стал очень популярным термин лоббизм, который уголовным кодексом должен трактоваться как коррупция. И только благодаря тому, что в 2000 году президентом РФ стал Владимир Владимирович Путин, Россия, вопреки усилиям коррупционеров, не была разворована и растаскана на части по национально-феодальным вотчинам.

Таким образом, можно констатировать, что коррупция в России была порождена большевиками в 17-ом году, а расцвела пышным цветом при младореформаторах прозападного типа, для которых зеленый телец явился единственным стимулов в сфере госуправления. Именно при младореформаторах появилось такое понятие как откаты, которые, простите за каламбур, могли привести страну к закату.

Итак, борьба с коррупцией, а по сути с злоупотреблениями в сфере госуправления возможна при соблюдении следующих условий:  прежде всего, вместо западной либеральной политики на уровне государственной проводимой политики и законодательной деятельности должен проводиться принцип суверенной демократии, сформулированный в свое время видным государственным деятелем и настоящим патриотом России Владиславом Юрьевичем Сурковым. Что касается понятия коррупции, то под ней я понимаю получение чиновником незаконных денег в ущерб интересам государства, а, следовательно, бороться с коррупцией надо усилением ответственности в пределах уже действующего уголовного кодекса и введении дополнительных отягчающих обстоятельств по данным статьям УК.

Еще раз хочу подчеркнуть, что уже существующие у нас законы вполне позволяют эффективно бороться с взяткодателями и взяткополучателями, а так же привлекать чиновников за злоупотребление служебным положением.

Мало того, я считаю, что введение новых статей в УК под названием коррупция может скорее негативно сказаться на конечном результате, я имею ввиду борьбу с коррупцией.

Какими же на мой взгляд изъянами может страдать введение новых статей в УК? Например, если за взяточничество правоохранительные органы должны устанавливать вину, то при введении термина коррупции понятие вины может носить вторичный характер.

Если все-таки будет введено в УК понятие коррупция, то тогда для выявления коррупционеров логично было бы сторонникам этого подхода предложить использование детектора лжи. Так им будет проще.

Но чем опасен детектор лжи? Во-первых, погрешность результатов его использования допускается в 10-15%, - а это означает, что может пострадать огромное количество невинных честных людей. Во-вторых, принцип работы детектора лжи основан, как известно, на фиксации физиологических и психических реакций организма, проще говоря, на фиксации волнения человека при ответе на тот или иной вопрос. Много ли найдется спокойных чиновников, из числа тех, кому предстоит проверка на детекторе лжи, даже будучи невиновными? Будет ли учитываться его общее физическое и психическое состояние, то какие лекарства он принимает, что ел и пил накануне? Представим себе ситуацию, когда чиновник, находящийся в возрасте, накануне обследования на полиграфе использовал какое-либо сильнодействующее возбуждающее лекарство, например такое широко рекламируемое сейчас средство как виагра - она ему не помогла, а утром ему расстроенному и возбужденному предстоит проходить проверку на полиграфе. Что после этого покажет детектор лжи - страшно себе представить… А следствием может стать несправедливое обвинение.

В связи с этим я хочу вспомнить один исторический пример, когда по обвинению в разрушении с помощью коррупции республиканского правительства был казнен деятель Великой французской революции Дантон. Так вот, когда телега, на которой везли осужденных на казнь, проезжала мимо дома Робеспьера, Дантон громко крикнул: "Я жду тебя, Робеспьер". И, как мы это знаем, он его дождался.

Вот и получается, что использование и детектора лжи и введение в УК понятия коррупции выглядит весьма проблематично ….

На мой взгляд действующий в России УК, вполне достаточен для эффективной борьбы с коррупцией, поэтому я уверен, что победить ее можно без ужесточения, а всего лишь исполнением уже существующих законов – главное не жестокость, а неотвратимость наказания", - заключил Александр Федулов.

Регионс.ру
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно