25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 4995 Материалы по теме
Николай Меркушин
Об основных тенденциях социально-экономического развития Республики Мордовия в 2007 и 2008 гг., а также о приоритетах развития региона на ближайшую перспективу рассказывает Глава Республики Мордовия Николай МЕРКУШКИН.

– Николай Иванович, реализация намеченных социальных программ определяется прежде всего состоянием и динамикой развития экономики. Расскажите о программе социально-экономического развития республики на 2008 г. и итогах 2007 г.
– Социально-экономическое развитие Мордовии в последние годы характеризуется политической и экономической стабильностью. Нам удалось обеспечить положительную динамику основных макроэкономических показателей. По предварительной оценке, валовой региональный продукт республики в 2007 г. увеличился на 10,6% и достиг 74,2 млрд руб. В этот период ВВП России вырос на 8,1%. В 2008 г. рост ВРП Мордовии оценивается в 11,2% по отношению к предыдущему году (ВВП России – 7,6%), в суммарном выражении он составит более 95 млрд руб. Объем ВРП в расчете на душу населения в 2007 г. составил 88 тыс. руб., увеличившись по сравнению с 2006 г. на 32,1%. Наибольший удельный вес в структуре ВРП традиционно занимают промышленность и сельское хозяйство: в 2007 г. – соответственно 33,9 и 15,3%.
Определяющее влияние на увеличение ВРП оказали высокие темпы роста промышленности, в первую очередь машиностроения и металлообработки, реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК», активная инвестиционная политика. Основными составляющими ВРП являются промышленность, сельское хозяйство, строительство.
Индекс промышленного производства в 2007 г. достиг 110,1% при среднероссийском показателе 106,3%, что обеспечивается за счет модернизации действующих производств и наращивания объемов выпуска новых видов конкурентоспособной продукции.
Наилучших результатов достигли предприятия, занимающиеся выпуском электрического, электронного и оптического оборудования. Индекс промышленного производства по данному виду деятельности составил 130,8%. Наиболее высокими темпами роста характеризовались ОАО «Сарансккабель» (152,5%), ОАО «Орбита» (127,4%), ОАО «Электровыпрямитель» и ОАО «АСТЗ» (по 117,5%) и ряд других предприятий.
Существенный вклад в развитие промышленности обеспечило производство транспортных средств и оборудования. Индекс промышленного производства составил здесь 119,7%.
Среди предприятий лучшую динамику показали ОАО «Рузхиммаш» (116,7%),
ОАО «Саранский завод автосамосвалов» (145,3%), ОАО «Авторемонтный завод “Саранский”» (133,8%).
В сфере пищевой промышленности индекс промышленного производства в 2007 г. составил 108,7%. В 2008 г. рост промышленного производства планируется обеспечить на уровне 113,6% за счет развития обрабатывающих производств: металлургии и готовых металлических изделий (135%), машин и оборудования (185%), электрического, электронного и оптического оборудования (111%), прочих неметаллических продуктов (116,3%), пищевых продуктов (110%).

– Каковы итоги развития агропромышленного комплекса республики в 2007 г. и какие ожидания связаны с 2008 г.?
– В аграрном секторе экономики сохраняется положительная динамика.
Во всех категориях хозяйств в 2007 г. выпущено продукции на сумму порядка 21 млрд руб. (101,6% к предыдущему году). Собрано около 1 млн тонн зерна (в первоначально оприходованном весе) при урожайности 22,2 центнера с гектара, около 400 тыс. тонн сахарной свеклы (более 380 центнеров с гектара – в 1,3 раза выше, чем в среднем по стране).
Производство скота и птицы в 2007 г. в хозяйствах всех категорий составило 106,4 тыс. тонн (103,2% к предыдущему году), молока – 416 тыс. тонн (101,8%), яиц – 756,9 млн штук (110,7%). Республика сохраняет ведущие позиции в России по производству продукции животноводства в расчете на одного жителя.
Разработана и принята Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008–2012 гг. В 2008 г. рост валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в сопоставимых ценах планируется на уровне 7,6% (в среднем по России – 3,8%); предполагается получить 1 250 тыс. тонн зерна, 600 тыс. тонн сахарной свеклы, 117,2 тыс. тонн скота и птицы (в живом весе), 443 тыс. тонн молока.

– Мордовия давно входит в число наиболее инвестиционно привлекательных регионов страны. Расскажите, пожалуйста, об инвестиционной политике республики.
– В регионе проводится активная инвестиционная политика, направленная на привлечение капитала в реальный сектор экономики и социальную сферу, создание благоприятных условий для отечественных и зарубежных инвесторов. В качестве примера хотелось бы отметить сотрудничество с ОАО «САН ИнБев». Компания реализовала уже три масштабных инвестиционных проекта, в том числе построила крупнейший в России солодовенный завод.
На протяжении последних 10 лет республика демонстрирует стабильную положительную динамику основных макроэкономических показателей, улучшается ситуация в социальной сфере. У нас есть опыт эффективной реализации масштабных инвестиционных проектов, желание и возможности продолжать взаимовыгодное сотрудничество, налаживать новые партнерские взаимоотношения. Ведущие российские эксперты оценивают инвестиционные возможности республики как одни из лучших в Приволжском федеральном округе.
При участии рейтингового агентства «Эксперт РА» разработана и реализуется программа повышения инвестиционной привлекательности Республики Мордовия, включающая меры по снижению инвестиционных рисков, развитию инвестиционного потенциала, совершенствованию законодательной базы, стимулированию развития малого бизнеса и научных исследований, разработке и реализации программ инвестиционного развития муниципальных образований.
В 2007 г. объем инвестиций в основной капитал составил более 26 млрд руб. (рост к 2006 г. 110,5%).
Приоритетными направлениями стали обрабатывающие производства (30,6% всех инвестиций), сельское хозяйство (18%), транспорт и связь (15%).
В 2008 г. объем инвестиций в основной капитал оценивается в 34,8 млрд руб. (рост 13,2%).
В текущем году выполнено работ по виду деятельности «Строительство» на сумму более 11 млрд руб. (рост к 2007 г. 109,8%). Объемы строительства автомобильных дорог по сравнению с 2006 г. увеличились в 3,5 раза. В рамках реализации нацпроекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» за счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию 242,5 тыс. кв. м жилья, в том числе более 100 тыс. кв. м по ипотечным программам. Доля ипотеки в общем объеме строительства жилья составила 41,3%.
В 2008 г. предполагается ввести более 270 тыс. кв. м жилья (109,9% к 2007 г.), построить  и реконструировать пять общеобразовательных школ на 990 мест, завершить реконструкцию больниц на 244 койко-места, открыть около 20 спортивных объектов

– Сейчас в стране особое внимание уделяется развитию малого и среднего бизнеса. Какая поддержка в республике оказывается этой отрасли экономики?
– Предпринимательский сектор активно развивается. По данным на 1 января 2008 г., в регионе действовало 3 991 малое предприятие различных организационно-правовых форм (рост к предыдущему году на 31,5%). За 2007 г. оборот малых предприятий по всем видам экономической деятельности увеличился на 16,6% и составил 17,6 млрд руб. Значительный рост достигнут в строительстве (в 2,1 раза), сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве (в 2,9 раза), обрабатывающих производствах (в 1,4 раза), научных исследованиях и разработках (в 2,9 раза). Инвестиции в основной
капитал малых предприятий повысились почти в 6 раз.
Функционируют государственное учреждение «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия», Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовия,  автономная некоммерческая организация «Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия».
В 2005–2007 гг. осуществлялась Комплексная программа развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Мордовия, которая предусматривала систему мер, позволивших обеспечить благоприятные условия для развития малого бизнеса, увеличение его вклада в сферу производства, социально значимых услуг и доходы бюджетов всех уровней. Результатами
выполнения данной программы стали предоставление субсидий для реализации 11 инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, оплата части лизинговых платежей, оказание помощи субъектам малого предпринимательства, которые производят и реализуют товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта.
В 2007 г. Мордовия принимала участие в конкурсах Минэкономразвития России по отбору субъектов РФ для включения в проекты поддержки малого бизнеса и была признана победителем по направлениям «Создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научнотехнической сфере», «Реализация иных мероприятий субъектов РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства».

– Каковы приоритетные направления внешнеэкономической деятельности республики?
– Объем внешнеторгового оборота Мордовии в 2007 г. составил 269,5 млн долл., что выше уровня 2006 г. на 45,8%. Товарооборот со странами дальнего зарубежья достиг 130,4 млн долл. (рост на 21,5%), со странами СНГ – 139,1 млн (рост на 79,6%). Круг участников внешнеэкономической деятель-
ности расширился со 121 в 2006 г. до 140 в 2007 г.
Ведущей статьей экспорта остается продукция машиностроения, в частности кабельная продукция, изделия из вулканизированной резины, полупроводниковые приборы. В этой сфере в 2007 г. объем экспорта достиг 42 млн долл. (53% общего объема). В 3,8 раза по сравнению с 2006 г. увеличился экспорт фанеры.
В структуре импорта преобладают закупки оборудования и передовых технологий для организации новых производств и реконструкции действующих, 84% всего объема импорта в 2007 г. составляли машины, оборудование и транспортные средства. Около половины поставок обеспечили пять стран: Германия (27%), США (16%), Дания (9,6%), Нидерланды (7,2%) и Испания (2,6%). Импорт из Белоруссии составил 31% от общего объема, что связано с увеличением поставок транспортных средств в ОАО «Сарэкс».
В 2008 г. объем внешнеторгового оборота республики оценивается в 277,6 млн долл. (103% к предыдущему году). Темпы роста экспорта ожидаются на уровне 9–10%, импорта — 0,3%. Развитию положительных тенденций будет способствовать активно реализуемая в республике система
мер государственной поддержки проектов, обеспечивающих повышение доли конкурентоспособной, высокотехнологичной, наукоемкой экспортно ориентированной продукции в общем объеме производства.

– Как Вы оцениваете финансовые результаты предприятий республики?
– В течение всего 2007 г. продолжалась оптимизация государственного сектора экономики. По состоянию на 1 января 2008 г. в Мордовии приватизировано 149 государственных предприятий различных отраслей. Общий уровень приватизации составил 81%.
На 2008 г. запланировано преобразование пяти государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, после чего процесс приватизации госсобственности в регионе будет в основном завершен. Также предполагается решить организационные вопросы по разгосударствлению убыточных предприятий, в особенности автотранспортных.
В 2007 г. сальдированный финансовый результат деятельности крупных и средних организаций Мордовии (без учета субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организаций, включая предприятия сельского хозяйства), по данным срочной отчетности, составил 11,3 млрд руб. прибыли – в 2,8 раза больше, чем в 2006 г. По темпам роста этого показателя за 2007 г. республика заняла первое место среди регионов
Приволжского федерального округа, а в январе-феврале 2008 г. – первое место с ростом более чем в 2,5 раза к соответствующему периоду 2007 г.
Основной объем прибыли – 81,9% – получен предприятиями обрабатывающих производств, 7,7% – организациями вида деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», 4,6% – строительными компаниями. Прибыль наиболее доходных крупных и средних организаций республики (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организаций, включая предприятия сельского хозяйства) в 2007 г., по данным срочной отчетности, составила 12,2 млрд руб., увеличившись по сравнению с предыдущим годом в 2,9 раза.
По оперативным сведениям, уменьшились число и удельный вес убыточных предприятий – с 266 (34,5% от общего числа предприятий) в 2006 г. до 185 (21,9%) в 2007 г.

– Наблюдается ли в Мордовии реальный рост уровня жизни населения?
– Позитивная динамика показателей, характеризующих уровень жизни населения, сохраняется. Денежный доход на душу населения составил 6 055 руб., увеличившись в номинальном выражении по сравнению с преды дущим годом на 24,1%. Реальные располагаемые денежные доходы населения составили 112,3%.
Номинальная начисленная заработная плата одного работника в 2007 г. равнялась 8 102 руб. – на 27,4% больше, чем в 2006 г. Рост заработной платы, опережающий инфляцию, обеспечил увеличение реальной заработной платы на 17,3% (по России – на 16,2%).
Соотношение среднемесячной заработной платы по республике со среднероссийской увеличилось с 49,8% в 2000 г. до 59,9% в 2007 г.
Несмотря на положительные тенденции, уровень заработной платы остается невысоким, но в последние годы в республике уделяется особое внимание работе по обеспечению роста уровня и качества жизни населения.

– А какова демографическая ситуация в республике? Что делается для борьбы с бедностью?
– Демографические процессы в Мордовии пока остаются сложными. Вместе с тем в динамике показателей рождаемости наметились положительные тенденции. Снижается смертность детей в возрасте до одного года.
По данному показателю республика является одной из самых благополучных в России и занимает первое место в ПФО.
Наблюдается устойчивая тенденция к сокращению числа официально зарегистрированных безработных: в 2007 г. в среднегодовом исчислении данный показатель был равен 5,5 тыс.
человек. Уровень официально зарегистрированной безработицы составил 1,3% от числа экономически активного населения, а в 2008 г. предварительно оценивается в 1,4%.
Меры, принимаемые для перевода экономики республики на инновационный путь развития, внедрения высокотехнологичных и наукоемких производств, реализации перспективных инвестиционных проектов, обеспечат в 2008–2010 гг. рост ВРП на 32,5%, объемов промышленного производства более чем на 37%, инвестиций в основной капитал – в 1,4 раза. Реальная заработная плата в среднесрочный период увеличится почти на 40%, на 34% возрастут реальные располагаемые денежные доходы населения. Все это позволит значительно снизить уровень бедности населения.

– Как бы Вы охарактеризовали бюджетный процесс в Республике Мордовия на современном этапе?
– За последние шесть лет темпы роста доходов бюджета региона опережают среднероссийские. Объем собираемых налогов увеличился более чем в 5 раз. В 2007 г. прирост доходов консолидированного бюджета республики от налоговых и неналоговых поступлений составил 25,8% к уровню 2006 г., а по итогам первого квартала 2008 г. – 26,3% к аналогичному периоду прошлого года. В то же время объем финансовой помощи из федерального бюджета в 2008 г. по сравнению с прошлым годом значительно снизился. Поступление дотаций сократилось на 6,5%, средств Фонда софинансирования – на 13,7%. Сейчас республика вынуждена основной акцент делать на эффективность бюджетной политики.
За успешную реализацию Программы реформирования региональных финансов Мордовии выделен правительственный грант в сумме 168 млн руб. Реформирование бюджетной системы республики способствовало выходу на качественно новый уровень управления государственными финансами. Среди нововведений наиболее существенным является бюджетирование, ориентированное на результат, в соответствии с которым в регионе активно используется программно-целевой метод распределения расходов. В 2007 г. из консолидированного бюджета на финансирование целевых программ, включая ведомственные целевые программы, направлено 6,5 млрд руб., что в 2,2 раза превышает уровень 2006 г.
Для увеличения эффективности бюджетной политики в социальной сфере проводятся работы, связанные с оптимизацией и реструктуризацией сети бюджетных учреждений: часть учреждений переводится в форму негосударственных организаций, апробируется механизм перевода бюджетных учреждений в автономные.
Одним из важнейших элементов бюджетной реформы, проводимой в настоящее время, является переход к среднесрочному бюджетному планированию. В этих целях планируется с 2009 г. принимать трехлетний бюджет, имеющий ряд несомненных преимуществ. Решения на среднесрочную перспективу будут способствовать дальнейшему повышению качества услуг и рационализации бюджетных расходов.

– Насколько серьезный вклад в развитие Мордовии внесла реализация национальных проектов?
– Укрепление финансов дает региону возможность более активно участвовать в реализации приоритетных национальных проектов. Так, объем кредитных ресурсов, привлеченных в рамках нацпроекта «Развитие агропромышленного комплекса», сейчас составляет 8,5 млрд руб., а к концу года
достигнет 11,5 млрд. Все это позволило начать строительство и реконструкцию 120 животноводческих ферм и комплексов. За два года введено и модернизировано 65 животноводческих комплексов и ферм. В 2007 г. заработали 20 доильных залов на 11 тыс. голов коров и 16 молокопроводов на 3,2 тыс. голов.
Особое внимание в Мордовии уделяется реализации направления «Стимулирование развития малых форм хозяйствования». С начала реализации проекта в нем участвует более 18 тыс. личных подсобных хозяйств граждан, или 10,6% от их общего числа. Для оказания комплекса услуг сельским товаропроизводителям создано 213 сельскохозяйственных потребительских кооперативов. В 2007 г. кооперативами оказано услуг на сумму 600,2 млн руб., в том числе 470,6 млн (78%) – пайщикам.
Проблема обеспечения жильем в регионе пока стоит достаточно остро.
Для ее решения выполняется нацпроект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», растут объемы жилищного строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. За последние пять лет с участием ОАО «Мордовская ипотечная корпорация" построено более 273 тыс. кв. м благоустроенного жилья, жилищные условия улучшили 4,3 тыс. семей.
В 2008 г. республика выиграла конкурс на получение средств из государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ – на сумму 106 083,7 тыс. руб., предназначенных для проведения капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
В системе образования накоплен опыт работы по направлениям, отраженным в нацпроекте «Образование». Республика располагает необходимой сетью учреждений общего и профессионального образования. Выросло число школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы. В 2007 г. трем школам присвоен статус федеральных экспериментальных площадок. Мордовия стала призером конкурса «Комплексный проект модернизации образования». В 2007 г. ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 21» вошло в число победителей конкурсного отбора по
направлению «Государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в ГОУ НПО и СПО, внедряющих инновационные образовательные программы». Нацпроект «Здоровье» значительно увеличил доступность высокотехнологичной медицинской помощи для населения республики, позволил обновить парк автомобилей «скорой помощи». С целью повышения качества социального обеспечения населения в регионе созданы программнотехнический комплекс и единая телекоммуникационная инфраструктура для электронного социального регистра населения Республики Мордовия.
Сегодня уже можно с уверенностью говорить о том, что республика за сравнительно небольшой период совершила значительный шаг вперед, ее развитие происходило системно, а созданная система позволяет реализовать многие проекты в интересах граждан.

– Каковы ключевые задачи развития региона на ближайшее время?
– В текущем году завершается разработка стратегии социально-экономического развития Республики
Мордовия до 2025 г., реализация которой потребует значительных бюджетных затрат. Без дальнейшего совершенствования стимулирования территорий из федерального центра нам будет крайне сложно решить поставленные задачи.
Главной целью бюджетной политики Республики Мордовия на 2009–2011 гг. остается повышение уровня жизни населения посредством удовлетворения потребности граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, социальных гарантиях. Для ее достижения планируется оптимизировать структуру расходов бюджета, активнее внедрять методы БОР. С этой целью в настоящее время разрабатывается метод нормативного финансирования учреждений социальной сферы, в соответствии с которым
устанавливаются единые принципы финансирования учреждений в зависимости от количества получателей бюджетных услуг.
Расходы регионального бюджета на капитальные вложения по объектам муниципальной собственности начиная с 2010 г. будут осуществляться в форме межбюджетных трансфертов при наличии долгосрочных целевых программ муниципальных образований.
В 2009–2011 гг. продолжится реализация мероприятий, направленных на повышение уровня жизни работников бюджетной сферы. В текущем году завершается переход к отраслевым системам оплаты труда работников бюджетных учреждений, предполагающий прямую зависимость уровня заработной платы от конечного результата. Система надбавок и доплат при этом привязана к выполнению определенных отраслевых показателей, характеризующих количество и качество выполняемой работы.
В рамках реализации нацпроекта «Образование» предусматривается внедрение комплексных мер для модернизации образования, поддержки инновационных образовательных программ, совершенствования методик расчета нормативов финансирования по уровням образования, типам и видам образовательных учреждений.
Бюджетная политика в сфере здравоохранения будет направлена на укрепление здоровья детей, сохранение репродуктивного здоровья населения, улучшение состояния здоровья граждан трудоспособного возраста, повышение эффективности функционирования системы здравоохранения.
Запланировано укрепление материальной базы, своевременное финансирование реконструкций и капитальных ремонтов учреждений культуры. В области физической культуры и спорта в первую очередь будут обеспечены реализация республиканских и межмуниципальных программ и проектов, проведение официальных республиканских и межмуниципальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, подготовка спортивных сборных команд.
Начиная с 2008 г. нацпроект «Развитие АПК» в Мордовии трансформируется в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 гг. Программой определено и стратегическое направление развития сельского хозяйства республики. Финансовая поддержка будет оказываться путем предоставления на условиях софинансирования субсидий и других социально-экономических выплат при условии достижения необходимых результатов.
Приоритетными остаются мероприятия по государственной поддержке кредитования аграрного сектора экономики в рамках реализации республиканских целевых программ – это обеспечивает доступность заемных средств для производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Особое внимание уделяется содействию развития малого предпринимательства: созданию максимально благоприятных условий для практической реализации принципиально новых идей, развитию венчурного бизнеса, стимулированию создания и развития малых предприятий в сфере научных разработок, востребованных товаропроизводителями республики.

– В Мордовии сложилась уникальная система межбюджетных отношений. Как она функционирует в настоящее время?
– Региональное и муниципальное развитие во многом зависит от эффективно выстроенных межбюджетных отношений, от правильного распределения ресурсов по уровням бюджетной системы, начиная от федерального центра и заканчивая уровнем села, поселка.
С 1 января 2006 г. на территории Республики Мордовия в полном объеме вступил в действие Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Это стало возможным благодаря 10-летнему опыту формирования местного самоуправления и развития системы межбюджетных отношений, действующей в республике, которая направлена на увеличение бюджетной самодостаточности местных бюджетов, прежде всего бюджетов сел и поселков.
Выстроена эффективная система предоставления финансовой помощи бюджетам районов и поселений, направленная на укрепление налогового потенциала, искоренение иждивенческих настроений при решении вопросов местного значения. Действующий механизм распределения финансовой помощи содержит в себе как выравнивающую, так и стимулирующую составляющие. Предоставление финансовой помощи местным бюджетам осуществляется в зависимости от результата социально-экономической деятельности территории каждого поселения.
Опыт межбюджетных отношений Мордовии изучали практически все субъекты РФ, и отдельные элементы нашей работы теперь применяются и в других регионах страны. Действующая в республике система межбюджетного регулирования доказала свою эффективность на практике и будет сохранена на среднесрочный период.

– Бесспорно, республика достигла значительных успехов. Однако в федеральном бюджете на 2008–2011 гг. предусмотрены значительно меньшие объемы финансовой помощи региону, чем в предыдущие периоды.
Не повлечет ли это за собой сворачивание запланированных проектов?
– Как я уже отмечал, благодаря существующей в Мордовии системе межбюджетных отношений максимально используются все резервы наращивания собственных доходов. Но, несмотря на значительный рост доходов, в 2008 г. дефицит республиканского бюджета составит около 15% от доходов без учета безвозмездных поступлений. Кредиторская задолженность в регионе крайне незначительна. Ситуация осложняется тем, что при общем росте Федерального фонда финансовой поддержки регионов объемы дотации Мордовии в 2009 г. по сравнению с текущим годом будут снижены на 64%, а в 2010 г. – еще на 19%; общая сумма снижения составит 5,2 млрд руб.
Конечно, это в определенной степени ставит под угрозу реализацию многих проектов.
На наш взгляд, в интересах развития субъектов РФ и страны в целом необходимо уже в 2009 г. внедрить механизм компенсации выпадающих доходов регионов, обеспечивающих более высокие темпы роста собственных доходов, сформировать для их поддержки отдельный стимулирующий фонд, разработать механизм привязки общего объема Федерального фонда финансовой поддержки к темпам роста собственных доходов. Кроме того, нужно пересмотреть действующую методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, систему взимания акцизов, систему межбюджетных отношений в части установления нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в местные бюджеты.
Это позволит увеличить доходы региональных и местных бюджетов, в том числе за счет более справедливого перераспределения. Сказанное особенно важно для  2009 г., когда минимальный размер оплаты труда составит 4 330 руб. в месяц. Без достаточных финансовых средств задача обеспечения роста и своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы с одновременным финансированием льготных выплат и национальных проектов будет трудновыполнимой.
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно