Всероссийский муниципальный форум


"Местное самоуправление: современные вызовы"
В рамках форума состоится награждение победителей "XI Всероссийского конкурса"
18-19
Сентября
2018 г.
Москва
Финансы№8 Август 2008 — 29 Августа 2008

Точность планирования – устойчивость бюджета

Хабаровск

Версия для печати 5252 Материалы по теме
Валерий Соколов
 
Валерий СОКОЛОВ, директор финансового департамента города Хабаровска 

Бюджет
Процесс составления проекта бюджета города на 2008 г. для нас был нелегким: мы перешли на среднесрочное планирование. Основные направления бюджетной политики на 2008 г. сформированы в соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2008–2010 гг.».
Доходы бюджета городского округа «Город Хабаровск» на 2008 г. запланированы в объеме 10 320 млн руб., в том числе 5 990 млн – собственные доходы. За первое полугодие исполнение составило 51% (поступило 3 054,8 млн). Для сравнения: за 2007 г. в бюджет города поступило 4 864 млн руб. собственных доходов, в том числе 3 497 млн (72%) налоговых доходов и 1 367 млн (28%) неналоговых.
Прогнозируемый дефицит бюджета Хабаровска в 2008 г. составляет 651 млн руб., или 9,9%. В состав источников внутреннего финансирования дефицита включены разница между полученными и погашенными муниципальным образованием кредитами кредитных организаций (242 млн руб.), изменение остатков на счетах по учету средств бюджета города в течение соответствующего финансового года (186 млн), средства от продажи акций (168 млн), возврат бюджетных кредитов прошлых лет (55 млн).
Лидирующее место в структуре налоговых доходов на 2008 г. по-прежнему занимает налог на доходы физических лиц (3 136 млн руб.), удельный вес которого из года в год стабильно растет. В сложившейся структуре платежей по данному налогу наибольшую долю имеют поступления от коммерческих структур – 69%, от предприятий и организаций, частично или полностью финансируемых из краевого и городского бюджетов, – 14%, от других организаций – 17%. На втором месте стоят доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (851 млн руб.), на третьем – единый налог на вмененный доход (586 млн).
Достижение указанных результатов обусловлено системной работой по взаимодействию администрации города и налоговых органов, которая ведется с конца 1990-х гг. Ежегодно с УФНС России по Хабаровскому краю заключаются соглашения по информационному взаимодействию. Традицией стало проведение совместных совещаний, на которых рассматриваются общие проблемы по мобилизации налоговых доходов в бюджеты всех уровней и снижению недоимки. Кроме того, ежегодно проводятся коллегии при мэре города, решениями которых устанавливаются контрольные показатели по мобилизации налогов и сборов и определяются задачи по исполнению бюджета города.
Необходимо отметить, что работа, направленная на повышение собираемости доходов, осуществляется в соответствии с Концепцией увеличения доходной части бюджета города на 2006–2008 гг., которая была разработана в связи с необходимостью активизации всех структур муниципального образования для увеличения поступления доходов в бюджет города посредством расширения налоговой базы и изыскания новых дополнительных источников доходов в условиях сложившихся межбюджетных отношений.
Одним из резервов увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней является взыскание недоимки прошлых лет. В результате совместной работы с федеральными и краевыми структурами удельный вес недоимки в объеме поступивших в бюджет города налоговых платежей снизился с 4% в 2006 г. до 2,7% в 2007 г. В рамках бюджетной и налоговой реформ Хабаровской городской Думой были приняты решения по сокращению перечня местных налоговых и неналоговых льгот. Основная часть оставшихся льготников по аренде земельных участков, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц – это малообеспеченные граждане и социально незащищенные категории населения.
Несмотря на положительные результаты, остается ряд проблем, которые не могут быть решены в рамках одного муниципального образования, так как требуют внесения изменений в федеральное законодательство. Мы считаем, что необходимо:
– расширить перечень предоставляемой муниципальным образованиям налоговыми органами информации;
– увеличить долю НДФЛ, закрепленную на постоянной основе за бюджетами муниципальных образований;
– включить в состав объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц объекты незавершенного строительства, закрепить за физическими лицами ответственность за нарушение сроков регистрации права собственности на объекты недвижимости;
– обеспечить компенсацию из федерального бюджета выпадающих доходов местных бюджетов в случае предоставления федеральным законодательством налоговых льгот по местным налогам;
– пересмотреть сроки уплаты и сдачи деклараций по ЕНВД;
– внести дополнения в постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 88 в части предоставления квитанций по оплате транспортного налога при прохождении технического осмотра, как это было ранее, когда уплачивался налог с владельцев транспортных средств.
Соответствующие предложения администрация города неоднократно направляла в АСДГ, Клуб мэров России, правительство Хабаровского края, а также депутатам, представляющим Хабаровский край в Государственной Думе РФ.
Бюджетная политика в области расходов в 2008 г. направлена на сохранение социальной направленности бюджета, повышение результативности бюджетных расходов, поддержку отдельных отраслей экономики. Расходы запланированы в объеме 10 971 млн руб., в том числе 9 541 млн (87% к общей сумме расходов) выделено на мероприятия социальной направленности, 1 055 млн – на решение общегосударственных вопросов, 304 млн – на развитие национальной экономики, 50 млн – на обеспечение национальной безопасности и правоохранительной деятельности, 21 млн – на охрану окружающей среды.
Кроме того, проделана огромная работа по сдаче объектов к 150-летию города: завершено строительство спорткомплекса, восстановлен детский сад, завершена реконструкция бассейна «Дельфин», двух поликлиник, верхнего пруда с устройством фонтанов, а также муниципальной бани. Установлены памятники первостроителю города Я. В. Дьяченко и бойцам 13-го линейного батальона.

Программа реформирования
На основании нормативных актов Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» и во исполнение приказов Министерства финансов РФ от 24 августа 2005 г. № 238 «Вопросы распределения субсидий из реформирования региональных и муниципальных финансов» и от 29 сентября 2006 г. № 322 «О проведении в 2006 г. отбора муниципальных образований для распределения субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов» муниципальное образование «Город Хабаровск» по инициативе мэра города и при активной поддержке депутатов Хабаровской городской Думы приняло участие в конкурсе на получение субсидий из федерального Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов.
В настоящий момент в городе завершается реализация второго этапа программы реформирования системы управления муниципальными финансами города Хабаровска на 2006–2008 гг. «Финансам Хабаровска – качественное управление!» (далее – Программа), утвержденной решением Хабаровской городской Думы от 24 ноября 2006 г. № 348. На первом этапе выполнения Программы были проведены следующие мероприятия:
– в кратчайшие сроки разработаны и приняты 32 муниципальных правовых акта, непосредственно связанных с формированием и исполнением бюджета города;
– проведена оптимизация сети учреждений, предоставляющих социальные услуги;
– проведена оценка возможности перевода бюджетных учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных (немуниципальных) организаций и автономных учреждений;
– утвержден перечень основных социальных услуг, предоставление которых может осуществляться негосударственными (немуниципальными) организациями и автономными учреждениями.
Когда принималось решение о реформе муниципальных финансов, многие руководители структурных подразделений администрации города были настроены скептически. Однако сейчас необходимость последовательного реформирования муниципальных финансов ни у кого не вызывает сомнения. Повышение точности планирования местного бюджета, модернизация системы информационного обеспечения, повышение квалификации муниципальных служащих – важные составляющие эффективной деятельности муниципальных органов власти.
Однако реформа финансово-бюджетной сферы не ограничивается только увеличением эффективности и прозрачности использования бюджетных средств и ресурсов. Она создает базовые условия для решения важнейших задач социально-экономического развития. Основной смысл реформ, проводимых в рамках Программы, заключается в существенном улучшении качества жизни и повышении эффективности использования бюджетных ресурсов при условии выполнения задач, стоящих перед органами местного самоуправления.
Отрадно, что в нашей работе соединились и административная реформа, и стратегическое планирование, и готовность самого общества, города к восприятию нововведений. На основании приказа Министерства финансов РФ от 23 марта 2007 г. № 281 «О результатах проведения в 2006 г. отбора муниципальных образований для получения субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов» Хабаровск занял третье место среди 10 отобранных городов и вошел в шестерку лучших на втором этапе – в 2007 г. Это говорит о высокой устойчивости бюджета города и качестве выполнения функций органов местного самоуправления, в том числе в важнейших сферах, таких как образование, здравоохранение, культура, а в целом – о росте качества жизни горожан.
Программа предусматривает привлечение представителей общественности к процедуре разработки и корректировки решений в области бюджетной и налоговой политики. Для выполнения этой задачи было принято постановление мэра города от 22 февраля 2007 г. № 219 «О проведении обязательной публичной независимой экспертизы проектов решений по вопросам бюджетной и налоговой политики» и утверждено Положение о порядке проведения обязательной публичной независимой экспертизы. В 2007 г. в соответствии с постановлением мэра города от 21 марта 2007 г. № 355 «О создании экспертного совета» был создан экспертный совет, в состав которого вошли девять независимых экспертов – авторитетные в вопросах управления финансами представители научных, налоговых, общественных и других организаций Хабаровска.
По результатам оценки первого этапа реализации Программы распоряжением Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. № 1827-р городу выделено 42 540,2 тыс. руб. субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов при плане 35 775,4 тыс. Эти средства были направлены на автоматизацию и модернизацию структурных подразделений администрации города, поддержку малого предпринимательства, повышение квалификации муниципальных служащих, проведение обучающего семинара на тему «Управление муниципальными финансами» с с участием представителей Института реформирования общественных финансов города Москвы, а также обмен опытом с другими городами. Все расходы производились по целевому направлению в соответствии с планом использования субсидий и сводной сметой расходов на 2007 г.
В рамках малого предпринимательства:
– проведена дальневосточная маркетинговая конференция «Инновации в маркетинговых коммуникациях»;
– организованы выездная бизнес-школа, бизнес-тренинги;
– прошли обучающие семинары с привлечением московских специалистов в области маркетинга;
– разработаны семь бизнес-планов по развитию и диверсификации бизнеса;
– проведены маркетинговые исследования по заявкам субъектов малого бизнеса.
65 муниципальных служащих в 2007 г. прошли профессиональную переподготовку, 296 человек окончили курсы повышения квалификации в Дальневосточной академии государственной службы и еще 72 – в других высших учебных заведениях России.
В целях обмена опытом и повышения квалификации организованы командировки сотрудников структурных подразделений администрации города (департаменты образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, финансовый департамент, управление экономики) в Тюмень, Калугу, Иркутск, Киров, Белгород, Сургут, Барнаул, Благовещенск, Санкт-Петербург, Рязань, Москву, Ярославль.
Наибольший объем средств – 69% от общего объема фактического финансирования из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов – был выделен на модернизацию автоматизированной системы управления. В результате:
– приобретены и установлены программный комплекс по формированию бюджета «САПФИР» (система анализа и планирования финансов), а также лицензионное программное обеспечение;
– ведется строительство муниципальных волоконно-оптических линий. В настоящее время проложено более 100 км волоконно-оптических линий связи, кабель доведен до 48 бюджетных учреждений. Построение данной сети передачи данных позволит создать единую информационную систему, включающую в себя корпоративную телефонию и работу в реальном времени с удаленными серверами структурных подразделений администрации города и бюджетных учреждений (единое казначейство, централизованная бухгалтерия муниципального образования, информационно-управленческая система отрасли здравоохранения, электронные карты города, регистр населения и т.д.).
Кроме того, нам удалось создать базу для внедрения программно-целевого планирования, призванного повысить эффективность расходования каждого сметного рубля, – в виде ведомственных целевых программ. В рамках реализации второго этапа Программы мэром города утверждены 19 ведомственных целевых программ с общим объемом финансирования за счет средств бюджета города в 2008 г. на сумму 2 943,9 млн руб., решением Хабаровской городской Думы они учтены в бюджете.
Мы сделали много, но второй этап накладывает на нас еще большую ответственность: ведь одно дело принимать нормативные акты и совсем другое – их реализовывать. Поддержка, оказанная городу на первом этапе, позволит достойно пройти через будущие трудности. Продолжается плановая работа по реализации мероприятий второго этапа Программы, связанных с внедрением инструментов БОР при формировании расходов бюджета. В частности, составлен перечень бюджетных услуг, разработаны и утверждены основные требования к качеству услуг в области образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, а также в сфере благоустройства, ЖКХ и транспорта.
Перевод бюджетных учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных (немуниципальных) организаций и автономных учреждений в рамках Программы выполняется в целях оптимизации бюджетной сети в городе, предоставления большей самостоятельности бюджетным учреждениям. Мы видим в этом новшестве много полезного, однако осознаем, что такая свобода накладывает определенную ответственность. В настоящее время в статус автономного путем изменения типа существующего муниципального учреждения переведены муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр “Данс”» и муниципальное учреждение «Физкультурно-оздоровительный центр “Ива”».
Сейчас есть все основания для оживления рынка образовательных услуг в сфере образования вообще и в секторе дошкольного образования в частности. Законодательная база расширяет финансово-экономическую самостоятельность учреждений, готовых перейти в иную организационно-правовую форму – автономное учреждение. Такой переход стал возможным в связи с ростом спроса со стороны родителей на получение, помимо основной бюджетной услуги на образование, дополнительных образовательных услуг.
Стратегическая цель Программы – вывод управления муниципальными финансами города на качественно новый, оптимальный, эффективный и прозрачный уровень. Для достижения этой цели при поддержке администрации города и Хабаровской городской Думы финансовый департамент продолжает разработку нормативно-правовых актов, направленных на оптимизацию системы межбюджетных взаимоотношений и упорядочивание финансовых потоков.
Мы благодарны руководителям бюджетных учреждений Хабаровска в сфере образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты и спорта за оказанную поддержку. Все они стремятся работать в новых условиях, которые нам диктует бюджетный процесс в государстве, исполняя требования указа Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» от 28 апреля 2008 г. № 607.

Справка «Бюджета»
Валерий Евгеньевич СОКОЛОВ, директор финансового департамента города Хабаровска
Родился 13 декабря 1962 г. в Хабаровске.
В 1984 г. окончил Хабаровский институт народного хозяйства, специальность «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности».
1984–1985 гг. – преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности» Хабаровского института народного хозяйства.
1986–1988 гг. – старший контролер-ревизор КРУ МФ РСФСР по Хабаровскому краю.
1988–1994 гг. – заведующий финансовым отделом администрации Николаевского района Хабаровского края.
1994–2000 гг. – начальник финансового управления администрации Хабаровского района.
С ноября 2000 г. по настоящее время возглавляет финансовый департамент администрации города Хабаровска.
Награжден медалями «Почетный аудитор Аудиторской палаты России», «За вклад в развитие города», юбилейным знаком Министерства финансов Хабаровского края «150 лет Министерству финансов Хабаровского края», почетными грамотами Министерства финансов Хабаровского края, администрации Хабаровского района, мэра города Хабаровска.


Поделиться