25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 5159 Материалы по теме
выставка волга
В 2008 г. в Чебоксарах прошла вторая выставка в рамках межрегионального художественного проекта, организованного Союзом художников России.
Она получила огромный общественный резонанс и стала настоящим событием в жизни Поволжья.

Волга издавна считается великой русской рекой, но есть у нее еще одна характерная особенность: Волга – самая многонациональная река России. Она собрала у своих берегов огромное количество народов: и чувашей, и мордву, и татар, и башкир. Во многом благодаря этому поволжский регион всегда был и остается очень интересным и многообещающим в художественном отношении. И даже в советскую эпоху, когда развитие искусства было идеологически ориентированным, в нем отражались национальные особенности народностей, живущих в Поволжье. А развитие собственных национальных традиций и художественных школ делало этот регион особенно интересным и для искусствоведов, и для зрителей, и, конечно, для самих художников, ведь каждый народ привносил свою краску, свой цветок в большой художественный букет.
Выставка «Большая Волга», прошедшая в Чебоксарах в рамках межрегионального выставочно-художествен­ного проекта, отразила это приволжское многоцветье в полной мере. Художники каждого региона сумели до­нес­ти до зрителей облик своей земли: посмотришь на работы мастеров из Чувашии – и чувствуешь этот непередаваемый национальный колорит. Ни с кем невозможно перепутать нижегородцев, собственный стиль у саратовских, самарских художников, ведь эти крупные поволжские города всегда отличались большим мастерством своих художественных коллективов, работающих в самых разных жанрах.
Для каждого региона России характерны не только разные стили, но и жанры. Например, традиционным жанром центральных областей России всегда был пейзаж, в Поволжье больше интереса проявлялась к жизни людей, городскому быту, а с точки зрения техники отмечалось стремление к необычной разработке цвета, любование тем, как он структурируется на холсте.
При отборе работ на выставку критерий был один – художественная ценность, благодаря чему уровень был очень достойным. Только то, что является искусством, получило право располагаться на выставке, и это очень важно. Ведь в окружающей жизни сейчас очень много антихудожественного, а на «Большой Волге» не было безвкусицы, псевдохудожественных веяний.
Но не только живопись получила самые высокие оценки специалистов: представленная на выставке скульптура была немногочисленна, но прекрасна. Надо отметить, что Поволжье знаменито своими скульпторами, такими как Николай Филатов, Вячеслав Потапин и многими другими, и за последние годы в этом регионе было открыто огромное количество памятников.
Выставка «Большая Волга» также развеяла опасения, бытующие в художественной среде, об исчезновении такого вида изобразительного искусства, как печатная графика. Ее расцвет в нашей стране пришелся на в 1970–1980-е гг.: в необычных техниках – например, травлением рисунка в кислоте, сухой иглой по металлу – создавались удивительные по своей эмоциональности произведения. Но и сейчас интерес к графике не угас.
В целом на выставке было очень много молодежи – и среди участников, и среди посетителей, что не может не радовать, ведь молодое поколение – это будущее страны, будущее искусства. «Большая Волга» показала, что в России есть не только известные старые мастера, но и много талантливых юношей и девушек, и это очень ценно.
Если же говорить об организации выставки, то в этом отношении «Большая Волга» стала просто образцово-показательной. Организаторам удалось выработать правильную линию взаимодействия с руководителями региона, представителями власти. В частности, народный художник России Р. Ф. Федоров,  который выступил с предложением провести межрегиональную выставку в Чебоксарах, сумел сплотить вокруг себя весьма активный оргкомитет и добиться очень больших успехов. Как рассказала пресс-секретарь Союза художников России Т. И. Бойцова, она с 1982 г. помнит крупные зональные выставки, но «впервые присутствовала на таком всесторонне продуманном в организационном отношении огромном вернисаже». Были подготовлены цветной каталог, несколько вариантов прекрасно оформленных пригласительных билетов, различные сувениры. Всех участников выставки встретили, доставили на автобусах, разместили в гостиницах.
Оргкомитету удалось объединить председателей региональных отделений Союза художников, а они, в свою очередь, привлекли к организации и проведению выставки представителей власти, руководителей регионов – президентов, глав правительств, губернаторов. Ведь это очень непросто – найти форму сотрудничества с властью, привлечь внимание руководителей, которые, хотя и проявляют интерес к проведению таких мероприятий, всецело заняты хозяйственными вопросами.
Исключительное участие в подготовке выставки принял Президент Чувашской республики Н. В. Федоров. Он постарался сделать все, чтобы его команда трудилась с максимальной отдачей. «Поразительно, что Президент Чувашии сумел спланировать работу так, чтобы точно к этому времени открылись несколько новых музеев в регионе, хотя все эти объекты должны были сдаваться в разное время. А ведь зачастую такие стройки длятся годами, десятилетиями!» – отмечает Т. И. Бойцова.
К открытию выставки «Большая Волга» было приурочено и открытие художественного музея в Ново-Чебоксарске,  а также завершение реконструкции Чебоксарского национального художественного музея. Кроме того, в рамках мероприятия в Чебоксарах был открыт новый памятник – поэтичный, возвышенный и очень благородный по своей идее, символизирующий примирение, любовь, согласие людей разных национальностей и религиозных конфессий.
Очень важно, что выставка стала событием в жизни Чебоксар. В день открытия вернисажа весь город был украшен растяжками, пришло огромное количество людей, состоялся по-на­сто­ящему большой праздник.

Материал подготовила Елена Колнооченко
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно