Версия для печати 2040 Материалы по теме
кремль
Госдума разрешила правительству в 2009 году распечатать Резервный фонд и по своему усмотрению тратить его на погашение заимствований и покрытие госрасходов. При этом депутаты отклонили поправку, которая дает правительству возможность самостоятельно перераспределять бюджетные ассигнования в рамках трехлетнего бюджета. Минфин готовит новую редакцию поправки, но суть ее скорее всего останется прежней. В случае принятия этой нормы правительство сможет распоряжаться бюджетными деньгами бесконтрольно. В условиях кризиса это рискованно.
Вчера на экстренном заседании Госдума одобрила очередной пакет антикризисных мер. Во втором чтении принят законопроект, разрешающий правительству в 2009 году без внесения поправок в трехлетний бюджет использовать Резервный фонд и остатки федерального бюджета на сокращение долговых обязательств и заимствований, а «также на обеспечение сбалансированности федерального бюджета, в том числе с превышением общего объема расходов бюджета». Сейчас Бюджетный кодекс разрешает правительству самостоятельно покрывать за счет средств этого фонда только дефицит бюджета.
«Наделение правительства такими беспрецедентно широкими бюджетными полномочиями будет означать практически бесконтрольное расходование средств Резервного фонда, — говорит заместитель генерального директора ЗАО «АКГ «РБС» Евгений Коновалов. — В условиях кризисного развития и усиления давления на правительство со стороны бизнеса это вызовет только бездумную накачку экономики деньгами и возврат к гиперинфляции».
Более того, Минфин намерен получить право перераспределять бюджетные ассигнования между разделами в рамках трехлетнего планового периода (не меняя их общего объема). Например, неиспользованные остатки средств по линии Мин­обороны направить на финансирование сельского хозяйства. Сейчас такие манипуляции деньгами возможны только в рамках одного бюджетного распорядителя. Необходимость принятия этой нормы в Минфине поясняют тем, что в условиях кризиса правительству нужна «быстрота принятия решений». Накануне заседания Госдумы бюджетный комитет не одобрил эту инициативу. Депутаты посчитали, что при таком раскладе Дума становится лишним органом в бюджетном процессе. «Такая норма может носить временный характер, но никак не постоянный, — полагает зампред думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. — Тем более Дума всегда готова оперативно собраться и принять нужные законы».
Однако вчера замглавы Минфина Татьяна Нестеренко сообщила РБК daily, что правительство готовит новую редакцию этой поправки. «Если депутатов не устраивает предложенный вариант, мы продолжим над ним работать», — сказала она. У правительства есть время — третье чтение законопроекта намечено на 31 октября. В Думе уверены, что правительство вернет документ к процедуре второго чтения, чтобы принять данную норму.
По мнению экспертов, наделение правительства такими широкими полномочиями снизит бюджетную дисциплину. «Минфин желает оперативно управлять бюджетом, — отмечает экономист ИБ «Траст» Евгений Надоршин. — Но при этом не хочет обосновывать перед Думой свои решения». По его мнению, принятие этой нормы отразится на прозрачности использования бюджетных средств.
Мосгордума планирует сократить бюджет Москвы на 2009 год в связи с мировым финансовым кризисом на 150—200 млрд руб. Сократится и расходная часть. Прежде всего это коснется инвестиций и капитальных вложений в инфраструктуру.
Вчера депутат Мосгордумы Игорь Антонов заявил, что, возможно, уже на следующей неделе будет названа цифра, насколько будет урезан бюджет Москвы в 2009 году. По словам депутата, пока эта тема дискутируется. Речь идет о сокращении доходной части, которая ориентировочно может уменьшиться на сумму от 150 млрд до 200 млрд руб. Как сообщил депутат, сократится и расходная часть бюджета Москвы. Парламентарии обещают не трогать расходы социального сектора: доплаты к пенсиям, выплаты на детские пособия и «прочие социальные расходы». «В основном это коснется инвестиционных, капитальных вложений», — заявил г-н Антонов. Ранее доходная часть бюджета Москвы планировалась в сумме около 1,4 трлн руб., а расходная — свыше 1,5 трлн.
В сложившейся ситуации необходимо урезать все расходы на неэффективные инвестиции, считает депутат Мосгордумы, председатель фракции «Яблоко — Объединенные демократы» Сергей Митрохин: «Это, например, финансирование строительства аэропортов в других регионах, покупка земли в других частях света». По мнению г-на Митрохина, есть инвестиции и внутри Москвы, отдача которых для будущего города непонятна.
Заместитель директора по маркетингу и продажам компании «Квартал» Павел Епихин замечает, что сокращение бюджета могло бы в первую очередь отразиться на застройщиках, работающих по городскому заказу. «Однако Москва вряд ли будет снижать объем социального строительства жилья, а попытается урезать расходы на другие объекты: школы, детские сады, инфраструктуру, те же дороги», — рассуждает эксперт. Участники рынка недвижимости также считают, что в свете финансового кризиса столичные власти могут пересмотреть свои прежние планы по участию в освоении столичных территорий.

Источник: РБК, МАРИНА СЕЛИНА



Поделиться