25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 1396 Материалы по теме
драка петухов
Программа развития конкуренции, разработанная Минэкономики, внесена в правительство. Хотя в ФАС не считают документ Минэкономики глобальной программой развития конкуренции, 6 ноября он будет рассмотрен на совете по конкурентоспособности при правительстве РФ. Впрочем, и программа Минэкономики, и инициативы ФАС содержат лишь "точечные" меры по стимулированию конкуренции — они мало касаются как атакуемых ФАС госкорпораций, так и преследуемых Минэкономики органов власти.
Программа развития конкуренции, разработанная Минэкономики, на прошлой неделе внесена в правительство. "Состояние конкурентной среды в настоящий момент характеризует высокий уровень административных барьеров, таможенных тарифов... Серьезным барьером является также несоответствие темпов и качества развития инфраструктуры потребностям бизнеса",— называют в Минэкономики основные проблемы конкуренции в России. В Минэкономики предлагают ввести административную ответственность чиновников за действия, ограничивающие конкуренцию, "а за наиболее общественно значимые деяния — уголовную ответственность".
Главная же идея ведомства Эльвиры Набиуллиной — смягчение антимонопольного регулирования. Министерство предлагает изменить принципы контроля за слияниями и поглощениями, отказавшись от предварительного согласования сделок M&A, за исключением случаев, когда в них участвуют компании, занимающие не менее 35% рынка. "Антимонопольное регулирование, использующееся до сих пор в качестве основного инструмента, по своей природе направлено на устранение правонарушений в сфере конкуренции, а не на ее развитие",— отмечают авторы программы, фактически указывая на недостатки работы Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
По данным ФАС, в 2007 году более 46% всех дел о нарушении антимонопольного законодательства приходится на долю антиконкурентных действий чиновников. Впрочем, в опубликованном в прошлую пятницу ФАС докладе о состоянии конкуренции в 2007 году главной стратегической проблемой конкуренции в России названы госкорпорации. "Госкорпорации, обладая политическим и административным ресурсом и растущими финансовыми возможностями, могут оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на смежных со сферами их деятельности товарных рынках",— отмечается в докладе ФАС: там предлагают ввести правительству мораторий на их создание. О программе Минэкономики в ФАС отзываются как о наборе отраслевых мер, а не глобальной программе развития конкуренции в России.
Впрочем, и программа Минэкономики, и доклад ФАС, который может рассматриваться как альтернатива этому документу, при всей жесткости выводов предлагают для развития конкуренции в основном "точечные" меры. Минэкономики предполагает, что конкуренцию должны усилить меры таможенно-тарифного регулирования, налоговой политики, госзакупок и регулирования госмонополий в 17 секторах экономики. Так, Минэкономики предлагается отменить право передачи органами власти лесных участков без конкурса. Для стимулирования конкуренции в аграрно-промышленном комплексе предложено развивать "кооперацию в сфере АПК". Для роста конкуренции на рынке нефтепродуктов предполагается установить обязательные объемы открытой продажи нефтепродуктов на аукционе или на бирже, а в вертикально-интегрированных нефтяных компаниях (ВИНК) разделить деятельность по оптовой и розничной реализации нефтепродуктов, ВИНК предлагают также обязать раскрывать информацию об остатках нефтепродуктов и уровне производства. Чтобы стимулировать конкуренцию в строительстве, предлагается упростить процедуры выдачи разрешений и размещать госзаказы в системах электронных торгов. В докладе ФАС отчасти поддерживаются инициативы Минэкономики (в том числе по ВИНК), однако приоритеты выбраны иначе. Например, ФАС предлагает дерегулировать рынок международных авиаперевозок, снять запрет на приватизацию речных причалов, отменить тарифное регулирование погрузки в портах.
Принципиально новых "точечных" мер развития конкуренции практически нет ни в докладе ФАС, ни в программе Минэкономики: подавляющее большинство их уже несколько лет обсуждается и в экспертном сообществе, и в министерствах. В целом же ФАС настаивает на "модернизации" антимонопольного законодательства, тогда как Минэкономики — на его постепенном смягчении. 6 ноября 2008 года на совете по конкурентоспособности при правительстве РФ эти точки зрения при обсуждении программы Минэкономики должно согласовать правительство: несмотря на совпадения в деталях, они существенно расходятся по идеологии.


Источник: "КоммерсантЪ", Алексей Ъ-Шаповалов


 

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно