25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 5838 Материалы по теме
рощупкин
 О современных проблемах лесопромышленного комплекса России и планах по его развитию наш корреспондент Иван ЧАГАТАЕВ беседует с руководителем Федерального агентства лесного хозяйства Валерием Павловичем РОЩУПКИНЫМ.

– Валерий Павлович, какие проблемы лесного хозяйства, на Ваш взгляд, способен решить новый Лесной кодекс, принятие которого рекомендовал ускорить Президент России?
– Должна измениться система лесопользования. Новая редакция Кодекса ориентирована прежде всего на стабильного, крупного лесопользователя с реальными инвестициями.
В России 63% арендаторов заключили договор на срок от одного до трех лет: пришли – срубили лес – ушли. Производителей, обладающих возможностями для переработки, среди арендаторов всего 3% (правда, на их долю приходится 25% арендованного ресурса). В новом кодексе приоритет отдается долгосрочной аренде, к примеру на 49 лет. Поэтому в лес должен прийти не заготовитель-временщик, а пользователь с далеко идущими планами.
Новый Лесной кодекс должен возложить на арендатора обязанности по восстановлению, защите и охране лесов от пожаров и вредителей. Во всем мире действует правило «срубил – посади»: если я занимаюсь вырубкой, то воспроизводство леса – тоже моя обязанность. Однако сегодня лесопользователи только заготавливают ресурс. Все остальные работы в лесу выполняются за счет государства, причем суммарные затраты на лесное хозяйство приближаются к 1 млрд долларов в год.
– Новый Кодекс предлагает иную классификацию лесов взамен устаревшей. Какие проблемы лесопользования она способна изменить?
– По новой классификации леса будут разделены на эксплуатационные, защитные и резервные. Такая «пересортировка» освободит для экономики немалые ресурсы – массивы, которые сегодня по закону нельзя использовать в хозяйственной деятельности, – и в то же время даст возможность прекратить эксплуатацию лесов, которые излишне вовлечены в экономику и которые пора защитить. Эти принципы классификации – международные. Они позволят прозрачно и понятно строить политику в области защиты лесов, решать экономические проблемы, связанные с рубкой.
– Почему советская классификация перестала соответствовать реалиям?
– Прежние категории лесов вводили, когда хозяйство страны строилось исходя из совершенно других реалий. Леса вырубались вдоль рек, вокруг городов. Но жизнь изменилась. К примеру, в военный период в Московской области вырубали за один год четыре расчетные лесосеки под дрова. Но сегодня область газифицирована, и вопрос охраны леса здесь ставится уже по-другому.
– Новая классификация, вероятно, решит также проблему перестоянных лесов, расширив сектор эксплуатационного леса?
– Да, новая классификация позволит использовать леса более эффективно. Тем не менее к лесам существует два подхода: экономический и экологический, и их нужно уметь совместить. В частности, экологический подход подразумевает сохранение девственных лесов: пусть они старые, перестоянные, но они живут своей жизнью, и нарушать уникальную биосреду нельзя. Иными словами, с точки зрения жизнедеятельности перестоянные леса нужно убирать, но с точки зрения экологии необходимо сохранить естественный природный процесс, идущий в девственных массивах. Новая классификация призвана решить и данный вопрос.
– Каким образом предполагается привлечь инвесторов на новые фронты работ в расширенных эксплуатационных лесах? Хватит ли у них мощностей под новые задачи?
– Именно этот вопрос Президент России Владимир Путин поставил на апрельском совещании по проблемам лесного комплекса, прошедшем в Сыктывкаре. Международный опыт свидетельствует, что экономика лесного хозяйства в любой лесной державе держится за счет нескольких крупных вертикально интегрированных компаний. К примеру, 45% лесного бизнеса в мире принадлежат 10 крупнейшим компаниям. Всего четыре компании управляют лесным бизнесом в Европе. В России же работает 36 тыс. мелких предприятий, которые способны срубить, заготовить, продать бревно, в том числе и за границу, практически не занимаясь переработкой и не вкладывая деньги.
Принципы эксплуатации российских лесов надо менять. В первую очередь ресурс должен выделяться вертикально интегрированным холдинговым компаниям, которые будут вести процесс от заготовки до глубокой переработки. Естественно, на условиях долгосрочной аренды.
лесоруб

– Имеется ли интерес к лесному ресурсу у крупного бизнеса?
– Безусловно. И мы оказываем содействие крупным промышленникам, действующим в лесном комплексе. Если предприятие готово взять большой массив, готово построить, например, целлюлозно-бумажный комбинат, то государство должно взять на себя определенные обязательства: построить лесные дороги, обеспечить льготную ставку НДС до ввода завода в эксплуатацию, освободить от таможенных пошлин продукцию глубокой переработки. Крупный производитель должен получить серьезные преференции.
– Какое место останется малым компаниям?
– У малых компаний есть бесконечное поле деятельности. Они могут, в том числе на подряде у крупной компании, заниматься заготовкой леса, производством продукции первого передела, переработкой отходов производства крупной компании, например выработкой биотоплива. При этом каждая компания должна стремиться к развитию глубокой переработки древесины. Только так мы сможем оставлять максимум доходов от лесного комплекса в России.
Небольшим компаниям не надо бояться. Ни один холдинг не заберет пол-Сибири. Места хватит всем. Вероятно, во многих регионах размещать крупное производство вообще не будет смысла. Кроме того, большой холдинг не возьмет на себя выполнение всех операций производственного ряда.
– Каковы перспективы привлечения иностранного капитала в лесной сектор? Будут ли вводиться ограничения на участие зарубежных компаний в разработке лесов России?
– Привлечение иностранного капитала вполне возможно. Сегодня мы рассматриваем несколько подобных проектов. Зарубежные компании изучают ситуацию, согласны взять пробный лесной массив и вести там хозяйственную деятельность по современным технологиям. Они готовы вложить большие деньги. И прекрасно! Регистрируйтесь на территории России, как резиденты, создавайте рабочие места для наших граждан, платите налоги в российский бюджет.
Но сегодня многие инвесторы, в том числе иностранные, ждут принятия Лесного кодекса, чтобы понять, на каких принципах будет строиться работа в России. Пока Кодекса нет, с серьезным бизнесом разговаривать трудно. А интересных предложений сейчас уже достаточно много – например, от деловых сообществ таких стран, как КНР, Финляндия, Швеция, Австрия, ФРГ, Иран, Южная Корея, США, Канада.
– Как в настоящее время осуществляется контроль за государственным лесным фондом? Что даст передача полномочий по управлению лесами в регионы согласно закону № 199-ФЗ?
– Когда в лесу действуют 36 тыс. мелких компаний, а кроме них – заготовщики леса для муниципальных нужд и пр., контролировать ситуацию сложно. Число проблем с хищениями леса, с пожарами, с насекомыми-вредителями уменьшится, если в лесных массивах будет налажено крупное производство: большая компания-арендатор будет решать эти вопросы, иначе она просто потеряет свои вложения.
Тот факт, что субъекты Федерации сегодня получают определенные полномочия, мы считаем правильным решением. Губернаторы не могут оставаться в стороне от того, что происходит на их территории. Они должны активно задействовать лесной ресурс в экономике своих регионов. Негоже, когда лес в регионе горит, а региональные власти не принимают участия в борьбе с пожарами. Или же в лесах совершаются хищения, но местные органы власти не вправе вмешиваться. Руководить решением локальных вопросов из Москвы – не дело. Поэтому необходима передача полномочий, связанная с эффективностью использования лесных ресурсов, с обеспечением оперативного контроля.
В то же время должен быть и мощный государственный контроль с минимальным участием человека. Такие элементы контроля, как авиакосмический мониторинг, оценка лесных ресурсов, должны осуществляться централизованно. Но одного наблюдения недостаточно, нужен скоординированный план по борьбе с нелегальным оборотом древесины. Это работа не только лесников: здесь должны быть задействованы таможенные и природоохранные органы, налоговые структуры. Блокировать все негативные явления в лесном хозяйстве можно только комплексно.
Важно также отметить, что одного контроля мало: необходимо заниматься экономикой в депрессивных регионах. Часто отсутствие хозяйственных структур, сама среда подталкивают людей к занятию нелегальным бизнесом. Вот почему мы и говорим, что в лес необходимо привлечь инвесторов.
– Когда появятся первые результаты этого привлечения?
– Результаты есть уже сейчас. В 2003 г. в российский лесной бизнес было вложено 150 млн долларов, в 2005 г. – 2,4 млрд. Наблюдается скачкообразный рост. В 2007 г. эта цифра может достигнуть 4 млрд долларов. И судя по тем предложениям, которые поступают сегодня от российского бизнеса, занимающегося металлом, банковским делом, торговлей углеводородами и т.д., интерес у российского капитала к лесному хозяйству растет. И новый Лесной кодекс, разумеется, ускорит этот рост.
– Какова сейчас ситуация со строительством лесных дорог, ведь именно по ним бизнес пойдет в лес?
– К сожалению, инфраструктурная нагрузка сегодня целиком лежит на плечах лесопромышленника: он сам строит эти дороги. Государство в решении этих проблем практически не участвует. Мы строим дороги лишь эксплуатационного назначения – для обеспечения пожарной безопасности и т.д. Федеральной целевой программы по лесным дорогам в настоящее время не существует. Хотя в качестве проекта такая программа (строительство порядка 6–7 тыс. км лесных дорог) внесена в Минэкономразвития и Минпромэнерго России.
Эта проблема обсуждается. Есть предложение строить дороги не для абстрактного освоения леса, а под конкретный инвестиционный проект. Если бизнес приходит в лес и берет на себя определенные обязательства, то под конкретный проект государство будет вкладывать деньги в лесные дороги. То есть они станут одной из преференций для бизнес-проектов.
путин в лесу

– Речь также шла о строительстве платных лесных дорог.
– Совместно с Внешторгбанком мы изучали разные регионы и поняли, что если существуют серьезные инвестиционные проекты, то при их реализации вполне могут иметь место платные дороги в лесных массивах. Но все определяется экономической конъюнктурой конкретного региона. Например, при развитии определенных мощностей в Кировской области на основе построенных там платных лесных дорог привлекательность аренды лесных массивов значительно возрастет, и строительство окупится в течение трех-пяти лет.
Платные дороги – это еще один инструмент привлечения инвестиций в лесное хозяйство. Вполне возможно, что платные дороги будут строиться и в частном порядке – не государством, а предпринимателем на кредит, если экономика будет располагать к таким проектам. Кстати, первая платная дорога была построена в Приморском крае именно бизнесменами.
– Вы рассказали о том, как привлекателен российский лес для иностранного бизнеса. Содействуют ли России приграничные страны в борьбе с нелегальным оборотом древесины?
– С другими государствами мы проводим совместную работу по борьбе с пожарами, с вредителями леса и, конечно, с незаконными рубками. Но пока эта работа большей частью носит переговорный характер.
– Многие специалисты не придают этим переговорам серьезного значения.
– Конечно, сегодня, когда древесина экспортируется с минимальными пошлинами, скепсис имеет место. Но если правила изменить – установить высокие таможенные пошлины на необработанную древесину, зато отменить их на продукцию высокой переработки и ввести ограничения на поставку сырья – автоматически возникнет интерес к развитию бизнеса уже на территории России. Поэтому и ведутся переговоры: сегодня-завтра условия изменятся, и иностранные компании готовятся зайти в российский лес.
– Почему именно сегодня государство поднимает этот «лежачий камень», предлагает конкретные решения лесных проблем?
– У каждого периода свои проблемы. Нельзя сказать, что пять-семь лет назад Россия занималась своей экономикой так же плотно, как в настоящее время. И то, что сейчас выстраивается государственный подход к хозяйству страны, – это очень хорошо. Изменения идут. Идут не так быстро, как хотелось бы лесоводам. Тот же Лесной кодекс обсуждается уже больше двух лет. Что поделать, борьба интересов…

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно