БЮДЖЕТ.RU

bujet.ru/article/48643.php

Культура – © ИД «Бюджет»№11 Ноябрь 2008 – 11.11.2008

Судьба «Белой виллы» и ее создателя



картина
Культурная жизнь в двух российских столицах – Москве и Санкт-Петербурге – полна разнообразия, и, конечно, немногие российские города могут соперничать с ними. Однако есть в российской глубинке музеи, о которых мало кто знает, кроме местных жителей, но это настоящие жемчужины, хранилища художественных сокровищ, к тому же они могут многое рассказать о необычных человеческих судьбах. В их числе – усадьба Н. А. Ярошенко в Кисловодске.
Елена КОЛНООЧЕНКО

Музей известного художника-передвижника Николая Александровича Ярошенко находится на территории когда-то принадлежавшей ему усадьбы в Кисловодске. В конце XIX – начале XX в. это был «главный дом» Кисловодска, средоточие культурной жизни юга России. Судьба усадьбы весьма необычна. Этот гостеприимный дом посещали многие выдающиеся люди: Д. И. Менделеев, В. С. Соловьев, Г. И. Успенский, Н. К. Михайловский, А. М. Васнецов, И. Е. Репин, М. В. Нестеров, А. И. Куинджи и др.
Судьба владельца усадьбы не менее интересна. Николай Александрович Ярошенко родился в 1846 г. в Полтаве в семье отставного генерал-майора. Выполняя волю отца, он с отличием окончил военную академию и был распределен на Санкт-Петербургский патронный завод. Однако несение службы не мешало юному Николаю в течение четырех лет посещать по вечерам классы Академии художеств. Прослужив на заводе более 20 лет, Ярошенко вышел в отставку в чине генерал-майора и полностью посвятил себя живописи.
Учась в Академии художеств, Николай сблизился с художниками-передвижниками и писателями, объединившимися вокруг журнала «Отечественные записки». Ярошенко, как и многих других представителей интеллигенции в конце XIX в., вдохновляли идеи Чернышевского и Добролюбова, поэзия Некрасова. Его мировоззрение сыграло определяющую роль и в выборе сюжетов его картин, и в их настроении.
Н. А. Ярошенко впервые посетил Кавказ в 1874 г., отправившись туда в свадебное путешествие с женой, Марией Павловной Навротиной, – одной из немногих женщин той поры, получившей высшее образование. Сначала молодожены побывали в Полтаве, а потом поехали на Северный Кавказ, в Пятигорск. Красота кавказских гор навсегда пленила сердце живописца.
С того времени художник почти каждое лето проводил в Кисловодске. У Ярошенко нашли туберкулез горла, и горный воздух оказался для него целительным. В 1885 г. чета Ярошенко обосновалась на Северном Кавказе. На деньги, взятые в долг, они приобрели небольшую дачу и примыкавший к курортному парку сад в слободе Кисловодской, где тогда было всего семь улиц.
В усадьбу, которая была построена по эскизу самого художника и стала именоваться «Белой виллой», к чете Ярошенко стали приезжать на лето многочисленные гости и друзья – писатели, артисты, ученые. Н. А. Ярошенко расписал балкон нового дома античными фигурами по образцу помпейских фресок, и его в шутку стали называть
«помпейским». Лицам фигур было придано сходство с близкими друзьями семьи: Д. И. Менделеевым, П. С. Соловьевой, Е. О. Симановской-Шумовой.
Усадьба Ярошенко славилась своей атмосферой радушия и хлебосольства – в «Белой вилле» всегда были гости. В вышедшем в 1897 г. «Путеводителе по Кавказским Минеральным Водам» отмечалось, что в усадьбе Ярошенко есть «два дома из 16 комнат для курсовой публики». Эти флигели никогда не пустовали. Если жена Н. А. Ярошенко Мария Павловна узнавала, что кто-то из друзей остановился в гостинице, она ехала и властно переселяла гостя в свой дом.
Постоянно гостил на даче друг Н. А. Ярошенко художник М. В. Нестеров, впервые приехавший в Кисловодск на лечение в 1890 г. Вдвоем с Ярошенко они ездили в горы, чтобы любоваться Эльбрусом на восходе солнца, бродили по окрестным Березовой, Ольховой и Ребровой балкам, писали этюды в парке. М. В. Нестеров рассказывал, что известные артисты, певцы, музыканты, прежде чем выступать в зале Казенной гостиницы или в грандиозном здании Курзала, показывали свое искусство на даче Ярошенко. Сценой им служил «помпейский балкон», зрители сидели в саду.
Здесь, в своей усадьбе, художник создал большую часть жанровых картин, портретов и кавказских пейзажей. В тенистом саду усадьбы написана с натуры жанровая картина «Хор»: дьячок учит пению босоногих слободских ребятишек. Позднее некоторые старожилы Кисловодска среди этих детей узнавали себя. По свежим впечатлениям от посещения «Старого жилища» – древних строений в ущелье реки Зеленчук – написан «Забытый храм». Горничная стала моделью девушки-крестьянки. Приемная дочь Ярошенко Надя Волжинская изображена в картине «Девочка с куклой». Соседку по даче Е. К. Бондареву художник написал сидящей возле стога сена – этюд для картины «Летом».
Однако главным источником вдохновения для Н. А. Ярошенко была природа Кавказа. Влюбленный в Кавказ живописец мог часами рассказывать друзьям-художникам об окрестностях Кисловодска, о Приэльбрусье, Теберде, Архызе. Эту увлеченность в одном из писем отметил И. Е. Репин: «Ярошенко приехал с Кавказа, привез много этюдов, все больше пейзажи… Целый день и весь вечер мы слушали его». В одном из писем, датированном летом 1888 г., Ярошенко сообщал: «Жду Шишкина и Дубовского, чтобы отправиться в горы». Поездка, которую они совершили тогда с Н. Н. Дубовским, продолжалась четыре недели. Верхом через горные перевалы они выехали к Черному морю и привезли множество холстов с пейзажами и портретами местных жителей.
В живописном наследии Ярошенко насчитывается 30 видов Пятигорска, Кисловодска и их окрестностей (ущелья Ольховки и Березовки, Красные камни). Н. А. Ярошенко объездил весь Кавказ, забирался в отдаленные горные аулы, и везде его встречали гостеприимно и уважительно: художника хорошо знали и любили. В 1883 г. на 11-й передвижной выставке экспонировалась его серия из 20 пейзажей «Путевые заметки из путешествия по Кавказу». Среди них были «Бештау», «Березовая балка», «Близ Кисловодска», «Уголок парка в Кисловодске». Самый ранний рисунок Ярошенко – «У главного источника» – датирован 27 мая 1882 г. Кавказские пейзажи вызвали восторг публики. Этюды, выполненные во время путешествий по горам или прогулок по окрестностям Пятигорска и Кисловодска, завораживают своими красками и точностью передачи настроений. Для большинства жителей средней полосы юг России был землей неизведанной. Поэтому, когда художник привез в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)», многие приняли изображенную там панораму Кавказского хребта за плод фантазии автора. Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для соотечественников, заслужив, с легкой руки критика Владимира Стасова, прозвище «портретиста гор».
Картины Н. А. Ярошенко, посвященные природе Кавказа и его жителям, например «Шат-гора» и «Эльбрус в облаках», находятся в постоянной экспозиции музея. Очень интересны портреты горцев, которые, несмотря на запреты шариата, позировали художнику из уважения к его мастерству, любви и бережному отношению к истории и традициям Кавказа. Известно, что картина «Шат-гора» была любимым полотном С. М. Кирова, в молодости восходившего на Эльбрус, и прежде висела в его кабинете в Смольном.
Умер Ярошенко рано. Летом 1898 г., чтобы спасти полотно от дождя, художнику пришлось пробежать более 10 км до дома с горы Большое седло, где он писал с натуры. Сердце 52-летнего живописца не выдержало такой нагрузки. «Похоронили Николая Александровича в церковной ограде, под раскидистым деревом, вся могила в цветах… направо виден дом с мастерской, любимыми балконами, налево горы, также любимые покойным», – писал М В. Нестеров. Нестерову принадлежал и один из эскизов мо­нумента-надгробия, поставленного в 1899 г. на могиле художника. Над проектом памятника работали также его друзья Н. Н. Дубовской и П. А. Брюллов.
Мария Павловна Ярошенко еще долго соблюдала семейные традиции хлебосольства и радушия. «Мы с отцом… поехали в Кисловодск на дачу Н. А. Ярошенко. Его самого уже не было на свете, но в доме на балконе по-прежнему собирались художники, артисты, певцы. Вдова Николая Александровича встретила нас с большим радушием, окружила нас трогательной заботой», – вспоминала О. М. Шреттер-Нестерова. Уже после смерти художника дачу посещали Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, С. В. Рахманинов. Когда в 1915 г. Мария Павловна умерла, М. В. Нестеров писал: «Ушел из жизни прекрасный образец женщины-друга, знавшей на своем веку самых выдающихся людей, бывшей с ними в самых лучших отношениях... Оба Ярошенко были редкой красоты люди».
Мария Павловна поручила М. В. Нестерову передать всю картинную галерею художника на его родину, в Полтаву. Верный покойному другу, Нестеров в 1918 г. хлопотал перед Н. К. Крупской об увековечении памяти Ярошенко в Кисловодске. По указанию В. И. Ленина в декабре 1918 г. на даче художника был открыт музей. Дондуковскую улицу, на которой она находилась (напротив был особняк князя А. М. Дондукова-Корсакова), переименовали в улицу им. Ярошенко. Из принадлежавших ему книг в Кисловодске создали народную общедоступную библиотеку. Во время гражданской войны все это было разрушено, и дача художника на долгие годы превратилась в обыкновенный жилой дом. Сейчас дача и надгробие Ярошенко стали достопримечательностями современного Кисловодска.
Однако рассказ о художнике будет неполным без рассказа о создателе его музея, Владимире Вячеславовиче Секлюцком. В послевоенные годы фронтовик, поселившийся в Кисловодске, случайно обнаружил заброшенную могилу своего любимого живописца. Секлюцкий привел надгробие в порядок и всю жизнь посвятил созданию мемориального музея Ярошенко. 14 лет блуждали по учреждениям ходатайства В. В. Секлюцкого об открытии музея. Он не отступал при неудачах, ездил в Москву, доказывал, искал в городах и селах картины художника, собирал его вещи, а сам часто сидел без куска хлеба – никто в те годы не оплачивал его труд. Многие считали Секлюцкого чудаком. Но в конце концов он добился своего, и в 1962 г. «Белая вилла» Ярошенко стала художественно-мемориальным музеем.
Начиналась экспозиция в усадьбе с единственного предмета – подсвечника, принадлежавшего семье Ярошенко. Теперь в фонде музея тысячи единиц хранения: свыше 100 подлинных работ художника, картины и рисунки его соратников-передвижников, скульптуры, редкие фотографии и видовые открытки, документы, письма.
Долгие годы В. В. Секлюцкий был директором музея, расширял экспозицию, пропагандировал реалистическое искусство в лекционной работе. И во многом благодаря его труду «Белая вилла» стала украшением Кисловодска.