Версия для печати 2560 Материалы по теме
"48890№ «Новый облик» армии и флота России проступает пока весьма смутно. Много неясного. Министр обороны Анатолий Сердюков даже направил своих заместителей и членов коллегии военного ведомства в войска с разъяснениями. Лучше других знают положение дел в войсках главнокомандующие видами Вооруженных сил. Какие перемены ждут Военно-воздушные силы, уже вобравшие в себя фронтовую и армейскую авиацию, дальнюю и военно-транспортную, авиацию ПВО, зенитные ракетные и радиотехнические войска? С этим и другими вопросами военный обозреватель «Времени новостей» Николай ПОРОСКОВ обратился к главкому ВВС генерал-полковнику Александру ЗЕЛИНУ.

-- Александр Николаевич, какова роль Военно-воздушных сил в реализации Концепции воздушно-космической обороны России, утвержденной президентом Дмитрием Медведевым?
-- Система воздушно-космической обороны государства должна строиться под общим руководством Генерального штаба. Но непосредственное руководство всей практической работой по ее формированию, руководству войсками и силами, выполняющими задачи ВКО, как мы полагаем, должно осуществляться главнокомандующим ВВС. Основу подсистемы разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении, подсистемы подавления средств воздушно-космического нападения иностранных государств составят соединения и части авиации и войск ПВО Военно-воздушных сил и войск ракетно-космической обороны, которая сейчас в составе Космических войск. На наш взгляд, залог успешного создания системы ВКО -- скорейшая интеграция этих сил под единым управлением в составе Военно-воздушных сил.

-- Какими видите перспективы непосредственно ВВС?
-- Они прописаны в Плане строительства ВВС до 2016 года. Главное -- перевооружение на новую и модернизированную технику и вооружение, развитие инфраструктуры. Повысить оперативные возможности для сдерживания возможной агрессии на потенциально опасных направлениях планируем за счет сохранения потенциала авиационных средств ядерного сдерживания и увеличения количества воинских частей постоянной готовности. В этот период Военно-воздушные силы в основном сохранят сегодняшние организационную структуру и боевой состав. Наш вид вооруженных сил будет играть определяющую роль в обеспечении военной безопасности России и в мирное, и в военное время.

-- В июне нынешнего года по итогам заседания Совета Россия--НАТО генеральный секретарь Североатлантического альянса г-н Схеффер заявил, что министры подтвердили обязательства завершить работу по рамочному соглашению о воздушном транспорте, которое позволит использовать стратегические возможности военно-транспортной авиации России «в будущих совместных операциях». Что предлагает Россия по проекту соглашения?
-- Работа над этим документом идет по решению министра обороны России. Очередной раунд консультаций экспертов прошел в марте этого года в Москве. Были согласованы проекты документов, однако есть ряд позиций, которые требуют дополнительной проработки обеими сторонами. В целом же мы находим взаимопонимание по непростым вопросам транспортных перевозок грузов НАТО российскими военными самолетами.

-- Что представляет собой Объединенная система ПВО СНГ?
-- Это первая и единственная пока реально существующая объединенная оборонительная система в Содружестве. Она действует с февраля 1995 года. В составе ОС ПВО сегодня (буду использовать официальные наименования) войска ПВО Республики Армения, ВВС и войска ПВО Республики Беларусь, силы воздушной обороны Республики Казахстан, силы воздушной обороны Киргизской Республики, военно-воздушные силы Российской Федерации, ВВС и ПВО Республики Таджикистан, войска ПВО и ВВС Республики Узбекистан и воздушные силы Украины. Совместное боевое дежурство по ПВО мы несем с Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном, с дежурными силами Украины взаимодействуем.

В рамках ПВО СНГ работают системы управления и взаимного обмена информацией о воздушной обстановке, совместного боевого дежурства по ПВО, совместной оперативной и боевой подготовки, заканчивается переоснащение пунктов управления новыми средствами автоматизации, их технологическое сопряжение. По заказу координационного комитета по вопросам ПВО научно-исследовательскими учреждениями Министерства обороны России совместно с предприятиями промышленности разрабатывается универсальный комплекс средств автоматизации командного пункта и штаба.

Совместное боевое дежурство позволяет получать информацию о воздушных объектах, в том числе в автоматизированном режиме, организовать поочередное дежурство подразделений радиотехнических войск с включением радиолокационных станций по графику (а это значительная экономия), использовать аэродромы взаимодействия для посадки дежурных экипажей после выполнения боевой задачи на максимальную дальность или продолжительность полета. На тренировках отрабатывается взаимодействие при работе по воздушным судам -- нарушителям госграниц и порядок использования воздушного пространства, по сверхзвуковым, стратосферным целям, угоняемым воздушным судам. Отрабатываем также оказание помощи в форсмажорных обстоятельствах.

Государства проводят согласованную военно-техническую политику, развивают системы вооружения, управления и связи по единым стандартам, обеспечивающим их совместное применение.

Создается единая региональная система ПВО Белоруссии и России в восточноевропейском регионе коллективной безопасности. В дальнейшем целесообразно создать такие системы в Кавказском и Центрально-Азиатском регионах.

-- Что ожидает войска командования специального назначения -- КСпН, которые, как известно, охраняют небо над столицей и Центральным промышленным районом России?
-- В зоне ответственности КСпН сосредоточены практически все высшие органы государственной власти и военного управления, значительная часть промышленного и научного потенциала страны. Главное командование ВВС всегда уделяло большое внимание развитию этих войск, что отражено в документах. В августе прошлого года на боевое дежурство поставлен первый полк, оснащенный новейшей зенитной ракетной системой С-400. В ближнесрочной перспективе еще несколько зенитных ракетных полков будут оснащены такими системами. Будем модернизировать стоящие на вооружении С-300П, которые и сейчас способны бороться не только с существующими, но и с перспективными средствами воздушного нападения.

-- Угроза террористических актов с использованием летательных аппаратов остается. Какие коррективы в связи с этим внесены в алгоритм действий КСпН?
-- О ракетных комплексах я уже сказал. Радиотехнические войска оснащаются РЛС новых типов, для лучшего контроля воздушной обстановки будет организовано автоматизированное взаимодействие с Федеральной аэронавигационной службой. На вооружение поступят новейшие образцы авиационной техники. Уже в ближайшей перспективе все боевые части КСпН будут переведены в категорию частей постоянной готовности.

Стараемся обеспечить военнослужащим достойные условия жизни. Много гарнизонов в свое время было создано в удалении от населенных пунктов. Но подходы к базированию меняются. Несколько войсковых частей КСпН уже сведено в два базовых военных городка, где создаются нормальные условия жизни и службы.

-- С августа 2007 года возобновлены полеты дальней авиации на воздушное патрулирование в акваториях Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого океанов, Черного моря. Такие полеты стали практически ежедневными. Будет ли расширяться их география?
-- Выполнено уже более 150 самолетовылетов на воздушное патрулирование, причем в условиях тактического противодействия авиации сопредельных государств. Я имею в виду сопровождение наших самолетов. В ряде случаев при этом создавалась угроза безопасности выполнения полетного задания. Решением президента России будет увеличено количество полетов стратегических самолетов дальней авиации на патрулирование в районах активного судоходства, рыболовства и экономической деятельности нашей страны. Прорабатывается вопрос о полетах стратегических самолетов в акваторию Индийского океана при взаимодействии с силами Военно-морского флота. Уровень подготовки наших экипажей и технические возможности самолетов позволяют выполнить воздушное патрулирование в любом районе Мирового океана.

-- К сожалению, смена поколений авиатехники у нас идет очень медленно. Тем не менее какими видятся вам перспективные самолеты?
-- Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) будет способен решать задачи в обычной и ядерной войнах, использовать широкую номенклатуру ударного и оборонительного вооружения, скрытно и внезапно наносить удары. При этом он будет обладать высокой выживаемостью в полете, автономностью боевого применения и высокой боеготовностью. Планируемая боевая эффективность ПАК ДА будет превосходить американский самолет-аналог В-1В.

На перспективном многофункциональном истребителе станут реальностью сверхманевренность, высокая интеллектуализация борта, круговое информационное поле, малая заметность, всеракурсный обстрел целей в ближнем воздушном бою, многоканальность применения оружия, возможность одновременной атаки воздушных целей и наземных объектов высокоточным оружием, мощный бортовой комплекс обороны, высокая боевая эффективность и безопасность полетов. Все это в итоге обеспечит его превосходство над самолетом-аналогом F-35.

Разрабатывается легкий военно-транспортный самолет (ВТС) нового поколения Ил-112В, который по сравнению со своим предшественником будет обладать расширенными возможностями по перевозке и десантированию легких образцов вооружения и военной техники, повышенной топливной экономичностью и более низкой стоимостью жизненного цикла. Ведутся проработки и перспективного среднего военно-транспортного самолета, интерес к которому проявила Индия. Концептуально новые свойства такого самолета -- внутрирегиональная доставка грузов, вооружения и военной техники между театрами военных действий, транспортировка перспективных образцов вооружения и военной техники на базе боевой машины пехоты БМП-3 и боевой машины десанта БМД-3, снижение времени доставки грузов, соответствие мировому уровню по топливной экономичности, использование 80% аэродромной сети РФ.

Для повышения боевых возможностей, прежде всего выживаемости, мобильности и применимости, проводятся опытно-конструкторские работы по круглосуточным и всепогодным вариантам боевых вертолетов Ми-28Н и Ка-52. Разрабатываются новые вертолетные комплексы различного целевого назначения -- постановщики помех, воздушные пункты управления, топливозаправщики, разведывательные вертолеты для инженерных и химических войск, поисково-спасательные и другие. Большое значение в последнее время придается созданию многоцелевых вертолетов легкого класса грузоподъемностью порядка 1000 кг. Это будет база для создания комплексов специального назначения в интересах различных видов и родов вооруженных сил -- учебно-тренировочных, аппаратурной разведки, медицинских и других. Как пример приведу учебно-тренировочные вертолеты АНСАТ-У и Ка-60У.

В перспективе мы планируем закупить более 60 вертолетов Ми-8 МТВ5, Ми-28Н и Ка-52. С 2011 по 2015 год планируется поставить в войска более 100 новых вертолетов Ми-28Н, Ка-52 и Ми-8 новых модификаций. Все это позволит создать на стратегических направлениях группировки армейской авиации, способные действовать как самостоятельно, так и при обеспечении специальных мероприятий различных силовых ведомств. Вертолетные полки, оснащенные новой авиационной техникой, должны стать основой аэромобильных резервов частей специального назначения и горных бригад.

Одним из генеральных направлений развития авиации будущего станет широкое применение беспилотных авиационных комплексов, работы по созданию которых в России активно ведутся.

Источник: "Время"
Поделиться