25 апреля 2024 года
Регистрация
Отраслевой обзор — 02 декабря 2008

Минпромторг предлагает государству финансировать модернизацию фармацевтической промышленности

государству, финансировать, модернизацию, фармацевтической, промышленности

Версия для печати 2410 Материалы по теме
лаборатория
Стратегию развития фармацевтической промышленности на период до 2020 года, разработанную Министерством промышленности и торговли, невозможно осуществить без многомиллионной поддержки государства. И миллионы потребуются уже в следующем году, в противном случае за 12 лет амбициозные цели, заявленные в проекте (в частности, вывод на международный рынок до 200 собственных инновационных препаратов), так и останутся на бумаге. Об этом в минувшую пятницу заявил директор департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий Минпромторга Сергей Цыб, выступая на заседании Общественного совета, недавно созданного при этом ведомстве.

Своего подчиненного поддержал и министр промышленности и торговли Виктор Христенко, который отметил, что когда «российская экономика вошла в зону турбулентности, особенно важно удержать целевые ориентиры, которые установлены в отраслевых концепциях». И, несмотря на то, что, по признанию министра, «многие вопросы сейчас приходится решать в ручном режиме», г-н Христенко считает необходимым ни в коем случае не отказываться от задуманного.

Как следует из фармацевтической стратегии, правительство считает необходимым в ближайшие 10--12 лет не только восстановить в России локальное производство лекарств массового спроса (для этого нужны только деньги), но и организовать собственное инновационное производство (а тут одними инвестициями не обойдешься -- нужна научная база, способная постоянно взаимодействовать с бизнесом). Инновационное производство -- основная цель Минпромторга, поэтому складывается впечатление, что с организацией массового выпуска дженериков (более дешевых вариантов оригинальных препаратов, утративших патентную защиту), не требующего глубокомыслия, чиновники собираются разобраться буквально за ближайшие два-три года. Видимо, первым шагом на пути привлечения хороших иностранных технологий стала недавняя поездка министра Христенко в Германию, где он пообщался с представителями десятка крупных концернов и пригласил их открывать производственные площадки в России. Но в период кризиса рассчитывать, что инвестиции из-за рубежа хлынут потоком, конечно, нельзя. Поэтому вся надежда, по крайней мере на первом этапе, на государство.

Основная проблема отечественной фармацевтической промышленности в том, что ее в том виде, в каком она существовала во времена СССР, фактически нет. На сегодняшний день, по данным Минпромторга, доля российской продукции на фармрынке страны постоянно уменьшается и уже составляет в денежном исчислении меньше 20% от всего объема медикаментов. При этом в импортном сегменте преобладают так называемые брендовые дженерики, а не оригинальные препараты. Это означает, что отечественные потребители просто переплачивают за раскрученное название, считает Сергей Цыб. По его оценкам, такие переплаты доходят до 2 млрд долл. в год, и государство, выступающее сегодня одним из крупнейших заказчиков лекарств, могло бы существенно сэкономить, организовав производство препаратов-аналогов на своей территории.

По замыслу Минпромторга, расширение производства дженериков должно вестись такими темпами, чтобы к 2020 году доля лекарств, произведенных на территории нашей страны, дошла до 50%. «Только при такой структуре у фармацевтических компаний будет достаточное количество средств, чтобы инвестировать в научные разработки», -- подчеркнул г-н Цыб. Построенные макромодели, по его словам, показали, что в случае бездействия государства доля отечественной продукции на фармрынке к 2020 году может сократиться до 7--9%. Что уже совершенно неприемлемо с точки зрения лекарственной безопасности.

Но более существенная проблема -- огромный разрыв, образовавшийся между фармпроизводством и медицинской наукой. «Сегодня отечественная фарма готова брать проекты, которые дошли минимум до третьей стадии клинических испытаний. При этом наука с трудом получает результаты на стадии пробирок, которые могли бы претендовать хотя бы на первую стадию испытаний», -- говорят специалисты. По их оценкам, преодоление разрыва обходится в 5--10 млн долл. в расчете на один проект. Это при том, что только 1 из 50 «пробирочных» проектов в принципе может оказаться успешным. «Для того, чтобы через семь-восемь лет у нас было 100 новых лекарств, уже сейчас надо передать в «доклинику» около 500--1000 новых проектов. Кто кроме государства может себе такое позволить, учитывая такие риски и такой объем финансирования?» -- задает риторические вопросы г-н Цыб.

Столь отчетливая ориентация на бюджетные средства явно пришлась по вкусу членам Общественного совета Минпромторга, в который входят далеко не бедные предприниматели -- например, первый вице-президент инвестиционной группы «Ренессанс Капитал» Игорь Юргенс, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА России» Сергей Борисов и президент инвестиционной группы «АТОН», сопредседатель организации «Деловая Россия» Евгений Юрьев. Объемами требуемого фармотрасли финансирования они удивлены не были. И единодушно признали концепцию рабочей, поняв, что от промышленников и предпринимателей разного калибра чиновники особых инвестиций не ждут.

А в Минпромторге подсчитали и требуемое для модернизируемой отрасли количество специалистов. Ведомство г-на Христенко полагает, что уже сегодня нужно приступать к подготовке более 4000 химиков-биологов нового типа для проведения доклинической разработки препаратов, 1500 клиницистов и фармакологов для «клиники» и более 2000 технологов, умеющих работать по системе качества GMP на производстве. Кроме того, стратегия развития отечественного фармпроизводства требует более 2000 управленцев и 1500 предпринимателей, умеющих сопровождать инновационные проекты на пути от лаборатории к конвейеру. Решение кадровых проблем отрасли в Минпромторге оценивают в 24 млрд руб. Плюс переход всей отрасли на стандарты GMP, открывающие, пусть и теоретически, выход на европейские рынки, -- еще 20--25 млрд рублей.

В итоге получается, что запуск в обозримом будущем инновационного цикла на российском фармрынке будет стоить более 100 млрд руб., и хотя бы половина из этих денег должна быть выделена государством, убеждены в Минпромторге. При этом, по словам Сергея Цыба, все затраты могут окупиться за два-три года. Ведь обеспечение населения собственными инновационными препаратами будет экономить казне, выделяющей огромные деньги на закупку лекарств, 50--55 млрд руб. в год.

Источник: "Время"
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно