25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 12724 Материалы по теме
Патрицио Маркез
Эффективная система здравоохранения не только многократно возвращает в казну затраченные на нее средства, но и устанавливает новые, более высокие стандарты жизни и социального согласия в обществе.
Патрицио МАРКЕЗ, ведущий специалист Всемирного банка по вопросам здравоохранения региона Европы и Центральной Азии

ДДля того чтобы понять, нужно ли увеличивать финансирование системы здравоохранения в Российской Федерации, необходимо ответить на несколько вопросов:
1. Какова эффективность расходов на медицинское обслуживание? Каково соотношение между вложениями и результатами, достигаемыми за счет этих вложений? Получает ли Россия отдачу от расходов на здравоохранение, сопоставимую со странами Европейского союза и странами «Большой восьмерки»?
2. Как расходы на здравоохранение распределяются по регионам? Как объемы финансирования зависят от доходов субъекта РФ?
3. Каковы основные факторы, которые окажут влияние на рост расходов на здравоохранение в ближайшие 20 лет?
Национальная система здравоохранения в Российской Федерации недостаточно эффективна: денег расходуется много, а отдача, выражаемая в показателях здоровья нации и продолжительности жизни, очень низкая. В. Путин заявил, что Россия не может примириться с тем фактом, что продолжительность жизни здесь намного меньше, чем в Европе. Сегодня смертность является одним из важнейших показателей, которые принимаются во внимание при оценке уровня развития страны, и, к сожалению, Россия здесь заметно отстает от других стран с аналогичным уровнем подушевого дохода. Высокому риску преждевременной смертности особенно подвержены российские мужчины: они живут на 16 лет меньше, чем мужчины западноевропейских стран, и на 14 лет меньше, чем российские женщины.
При сохранении нынешнего уровня заболеваемости и инвалидности мужского населения России ожидаемая продолжительность их здоровой жизни может сократиться до 53 лет. В результате страна окажется на одном уровне с наименее развитыми африканскими государствами, где регулярно отмечаются эпидемии болезней с летальным исходом и практически нет врачей…
Кроме того, невозможно не увязать ситуацию в здравоохранении с демографической ситуацией в стране. Причем особую озабоченность вызывает не низкая рождаемость, а именно высокая смертность. Если соотношение «низкая рождаемость – высокая смертность» не скорректировать, то к 2025 г. численность населения России сократится с нынешних 143 млн человек примерно до 125 млн, а к 2050 г. – до 100 млн.
В связи с этим следует обратить внимание на тот факт, что наиболее высокая смертность в России фиксируется среди трудоспособного населения, что оказывает колоссальное воздействие на общую ситуацию в стране, поскольку положение, когда вероятность дожития 18-летнего мужчины до пожилого возраста составляет менее 40% (для сравнения: в Великобритании и других странах «Большой восьмерки» такая вероятность достигает 90%), не может быть оправдано никакими ссылками на экономический и любой иной рост.
Возникает вопрос: почему показатели здоровья населения не улучшаются, несмотря на стремительный экономический подъем и все достижения последнего десятилетия? Чтобы разобраться в этой запутанной и нелогичной ситуации, надо проанализировать не только показатели смертности, но и показатели продолжительности здоровой жизни, то есть жизни без серьезных заболеваний. Сегодня мы вынуждены констатировать, что в России период здоровой жизни как мужчин, так и женщин значительно ниже, чем в развитых странах. У нас люди, которые доживают до преклонного возраста, как правило, больны, имеют ту или иную группу инвалидности, а значит, становятся основными потребителями различных социальных услуг и услуг системы здравоохранения.
В России смертность от неинфекционных заболеваний на 300% выше, чем в странах ЕС, а смертность от травм – на 500%. Если обратиться к опыту США и Канады, становится очевидно, что там путем принятия законодательных и налоговых мер сумели ограничить, например, курение и потребление алкоголя. Почему бы России не последовать данному примеру?
Но не надо думать, что во всем виновато государство или какие-то внешние причины. Россияне сами успешно укорачивают собственную жизнь чрезмерным потреблением табака и алкоголя, а также традиционных продуктов питания с избыточным содержанием холестерина. Такое положение не только способствует возникновению различных болезней, но и оказывает самое негативное влияние на экономическую ситуацию в стране. Ранняя смертность и нездоровая жизнь российских мужчин и женщин больно бьют по обществу. С конца 1990-х гг. бремя расходов, ложащееся на семьи, члены которых страдают от хронических заболеваний, по некоторым оценкам, равно потере 5,6% дохода на душу населения в год, что в целом отрицательно сказывается на доходах домохозяйств.
В этой связи встает вопрос: сколько стоит лечение всех этих крайне серь­езных заболеваний? Насколько велико экономическое бремя болезней? Ответ таков: на долю неинфекционных заболеваний в России приходится около 70% всех расходов системы здравоохранения. Для сравнения: в США на указанные цели расходуется порядка 30–40%.
Надо также учитывать, что люди, страдающие какими-либо хроническими заболеваниями, хуже работают, чаще берут больничные, не получают необходимого образования. Из-за болезней населения Россия теряет на три рабочих дня больше, чем страны ЕС. Если же мы оценим влияние плохого здоровья населения в денежном выражении, то увидим, что Россия теряет из-за болезней 0,2% ВВП, то есть около 25–30 млрд руб. Кроме того, в связи с серьезными проблемами со здоровьем люди из наименее обеспеченных слоев населения зачастую выходят на пенсию гораздо раньше наступления пенсионного возраста, что становится одним из самых серьезных препятствий на пути искоренения бедности в стране.
Таким образом, можно сделать два основных вывода:
1. Сравнение уровней эффективности системы здравоохранения в Российской Федерации и других странах (с учетом достигнутых показателей состояния здоровья населения) показывает, что того же результата можно было бы достичь, затрачивая по крайней мере на 40% меньше средств, чем в настоящий момент. Иными словами, на те средства, которые сегодня выделяются на здравоохранение, Россия получает эффект на 40% меньший, чем можно было бы ожидать, если бы система здравоохранения и охраны здоровья реализовывала стратегии, аналогичные тем, что применяются в развитых странах.
2. Существует серьезная дифференциация в расходах на здравоохранение между различными регионами, разброс достигает 30%. Неудивительно, что в таких условиях взрослое население наиболее зажиточных регионов живет в среднем на 20 лет дольше, чем самых бедных регионов, причем это касается как людей с низкими доходами, так и обеспеченных россиян.
Так с чего же начать в России? С определения социальных целей. Только после этого можно будет говорить об эффективности работы.
В данной связи хочу напомнить, что Президент РФ Дмитрий Медведев поставил задачу перевести экономический успех России в успех социальных программ. Если такую задачу определить как социальную цель, то можно начинать говорить о реформе здравоохранения и на организационном и финансовом уровнях продумывать и осуществлять необходимые мероприятия. Другое дело, что для перехода на уровень стандартов социального государства в России нужно проведение реформы не только в сфере здравоохранения, но и в других сферах, что требует реализации целостного подхода в средне- и долгосрочной перспективе.
По моему мнению, с учетом опыта стран «Большой восьмерки» можно предложить ряд корректирующих мероприятий, для осуществления которых необходимо:
—разработать политику и стратегию искоренения социальных проблем, влекущих ухудшение здоровья россиян: —алкоголизма, курения, огромного числа ДТП с тяжелым исходом;
—резко увеличить финансирование программ оказания первичной медико-социальной помощи. У России в данной сфере большой опыт, и этот опыт надо использовать;
—ввести компенсационное финансирование системы здравоохранения, то есть максимально быстро восполнить ту нехватку средств, которая отмечалась в прошлом. Россия пока тратит на здравоохранение значительно меньше ведущих стран мира. Кроме того, необходимо провести институциональные реформы, чтобы выделяемые средства использовались наиболее эффективным образом;
—ввести одноканальную систему финансирования государственной системы здравоохранения, что позволит разработать более обоснованные стратегические планы комплексного развития региональных систем здравоохранения, стимулировать интеграцию и координацию, снизить внутриотраслевые барьеры;
—пересмотреть программу государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи, чтобы обеспечить баланс между принятыми обязательствами и имеющимися ресурсами и сделать программу прозрачной и для населения, и для тех, кто предоставляет услуги;
—решить проблему структурного дисбаланса в системе здравоохранения. В России 60% всех расходов направляется на финансирование стационарной помощи, в то время как в Европе на это выделяется только 40% ресурсов. Для решения описанной проблемы необходимы инвестиции в укрепление первичной медико-санитарной помощи, стационарозамещающие технологии, повышение квалификации медицинских работников, совершенствование системы управления, включая внедрение систем электронной медицинской документации.
Надеюсь, что приведенные в статье рекомендации мирового сообщества окажутся востребованными в России.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно