25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 13068 Материалы по теме
Объем регионального бюджета Калужской области в последние годы постоянно растет. Собственные доходы консолидированного бюджета в действующих ценах по сравнению с 2000 г. увеличились минимум втрое.
Валентина АВДЕЕВА, министр финансов Калужской области

Калужский бюджет

ока
Главный принцип бюджетной политики региона – социальная направленность. Финансирование социальной сферы с 2000 г. повысилось почти в пять раз. В 2006 г. расходы областного бюджета на социальную сферу возросли против 2005 г. в 1,4 раза, в том числе расходы на здравоохранение и спорт – в 1,5 раза, на образование – в 1,3 раза, на культуру и социальную политику – в 1,2 раза. Расходная часть областного бюджета на текущий год утверждена в объеме 12,1 млрд руб. (в 2005 г. – 9,6 млрд руб., прирост 26%). Удельный вес расходов на социальную сферу составил более 60%, увеличившись по сравнению с бюджетом прошлого года на 4,5%.
В областном бюджете на 2006 г. учтены все социальные льготы и выплаты, установленные нормативными актами области, предусмотрены средства на индексацию расходов на оплату труда работников бюджетной сферы, денежные выплаты отдельным категориям граждан.
Областной бюджет на текущий год сформирован с учетом новых требований бюджетного и налогового законодательства, а также Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», сроки реализации которого мы не стали переносить.

Совершенствуя и реформируя
Совершенствованию системы управления общественными финансами в значительной мере способствовало участие Калужской области в конкурсе по реформированию региональных финансов. Тогда были утверждены процедуры бюджетного процесса, межбюджетных отношений, усовершенствована система долговой и тарифной политики, разработаны и утверждены критерии предоставления субсидий и субвенций из областного бюджета, начато создание системы оценки эффективности производимых расходов.
В рамках проекта реформирования региональных финансов Калужская область участвовала в третьем конкурсе на получение субсидий из Фонда реформирования региональных финансов, проводимом Минфином России и Международным банком реконструкции и развития. В 2003–2004 гг. Калужская область в качестве победителя конкурса получала субсидии из федерального Фонда реформирования региональных финансов. Также своевременной реализации положений Федерального закона № 131-ФЗ способствовало проведение в 2004–2005 гг. конкурса на получение субсидий из областного Фонда реформирования муниципальных финансов, в котором участвовало 30 муниципальных образований из 45.
За последние пять лет в структуре Министерства финансов области создана полноценная казначейская система исполнения бюджета с обязательным доведением средств до конечных бюджетополучателей в соответствии с росписью расходов, утверждаемой законом о бюджете. Этот факт также способствовал своевременному переходу на новую систему организации местного самоуправления. Калужская область выбрана по конкурсу для проведения в 2006 г. эксперимента по переводу обслуживания счетов областного бюджета из органов Федерального казначейства в областное. На наше Казначейство возлагается полный контроль за целевым использованием всех средств областного бюджета, в том числе полученных из федерального бюджета в виде субсидий и субвенций.
Проводимая реформа местного самоуправления потребовала существенных изменений в бюджетной системе Калужской области. С 1 января 2006 г. количество муниципальных бюджетов увеличилось с 45 до 319.
Большая работа была проведена в области формирования и утверждения нормативных актов, необходимых для осуществления бюджетного процесса, включая создание межбюджетных отношений между областью и муниципальными образованиями – от района до поселения. В частности, принят ряд основополагающих законов: «О бюджетном процессе в Калужской области», «О межбюджетных отношениях в Калужской области», «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Калужской области отдельными государственными полномочиями» и «Об установлении нормативов отчислений в местные бюджеты от отдельных федеральных, региональных налогов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в областной бюджет».

Распределение финансов
Важный этап реализации Федерального закона № 131-ФЗ – разработка и утверждение методик распределения финансовой помощи местным бюджетам. Среди них: распределение дотаций из регионального Фонда финансовой поддержки (РФФП) муниципальных районов (городских округов); расчет дополнительного норматива отчислений от налога на доходы физических лиц, замещающего дотацию из РФФП муниципальных районов (городских округов); распределение органами местного самоуправления муниципальных районов дотаций бюджетам поселений за счет субвенций из регионального Фонда компенсаций; порядок предоставления и расходования субсидий из регионального Фонда софинансирования социальных расходов. Кроме того, утверждено Положение о порядке ведения реестра расходных обязательств Калужской области, вступившее в силу 1 января 2006 г. Все названные методики приняты до утверждения Закона Калужской области «Об областном бюджете на 2006 г.».
Своевременное появление законов и методик, способствующих формированию межбюджетных отношений, позволило муниципальным образованиям до начала финансового года принять свои нормативные акты: положение о бюджетном процессе, положение о порядке ведения реестра расходных обязательств, решения об установлении налога на имущество физических лиц и земельного налога; разработать порядок самообложения граждан. В результате бюджеты на 2006 г. были приняты всеми муниципальными образованиями до 1 января нового финансового года.

Итоги года
Год подходит к концу, и уже можно подвести некоторые итоги работы в условиях новой системы организации местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ. Очевидно, что основное внимание должно уделяться внедрению реального самоуправления на уровне муниципалитетов через укрепление собственной доходной базы. Однако решить эту задачу без изменения федерального законодательства, в том числе в части местных налогов, невозможно.
В целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований и приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным, принятым в конце 2005 г., внесены изменения и дополнения в законы области «О межбюджетных отношениях в Калужской области», «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Калужской области отдельными государственными полномочиями».
Изменение порядка межбюджетного регулирования связано с необходимостью обеспечения равных условий жизни для граждан, проживающих в муниципальных образованиях с различным уровнем экономического развития. По муниципальным районам и городским округам нашей области максимальная бюджетная обеспеченность на 2007 г. в восемь раз превышает минимальную. Выравнивание таких показателей только с помощью регионального Фонда финансовой поддержки практически невозможно, поэтому в областном бюджете предусмотрена дотация на стабилизацию доходной базы. Вместе с тем установление в Бюджетном кодексе РФ ограничения по прочим видам финансовой помощи уменьшает гибкость межбюджетного регулирования, которое в переходный период ввода в действие Федерального закона № 131-ФЗ должно быть определяющим.

О расходах и дефиците
у стены
Сегодня проект областного бюджета на 2007 г. одобрен правительством области и принят Законодательным Собранием в первом чтении. В последние годы областной бюджет утверждается в конце октября – начале ноября, чтобы муниципальные образования успели принять местные бюджеты до начала финансового года.
Областной бюджет на 2007 г. направлен на решение социальных задач, реализацию экономически значимых программ и мероприятий, ориентированных на повышение жизненного уровня населения. Одна из главных задач – повышение результативности расходов и оптимизация управления средствами на всех уровнях бюджетной системы региона.
При разработке проекта главного финансового документа особое внимание уделено созданию условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными и муниципальными финансами с использованием принципов бюджетирования, ориентированного на результат, среднесрочного бюджетного планирования. Отличительная черта бюджета-2007 – переориентация в сторону увеличения инвестиционной составляющей при сохранении социальной направленности областного бюджета.
Доходы областного бюджета запланированы в сумме 16 181 млн руб., то есть с ростом к уточненному плану-2006 на 23%. В их структуре собственные доходы, включая налоговые, неналоговые и доходы от предпринимательской деятельности, составляют более 63%. Основные доходные источники: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, акцизы и налог на имущество организаций – запланированы с ростом к плану текущего года от 5 до 49% в зависимости от конкретных показателей.
Объем расходов областного бюджета предусмотрен на уровне 17 515 млн руб., что на 19,5% больше уточненного плана текущего года. Расходы на 2007 г. формируются с учетом изменений и дополнений, внесенных в разграничение расходных полномочий Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований».
С целью перехода на нормативно-подушевой метод планирования и финансирования расходов проектом закона «Об областном бюджете Калужской области на 2007 г.» предусмотрено, что субвенция на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях осуществляется с учетом фактической численности и подушевого норматива на одного учащегося, установленного законом Калужской области. Аналогичная норма предусмотрена и для областных образовательных и лечебно-профилактических учреждений.
Расходная часть областного бюджета и стоимость бюджетных услуг формируются с учетом мероприятий по оптимизации расходов бюджетных учреждений. Этот вопрос у областного правительства находится на особом контроле, так как в условиях ограниченных ресурсов высвобождаемые средства становятся дополнительным источником развития учреждений и муниципальных образований.
Программы оптимизации бюджетных расходов на 2007 г. предусматривают объединение и укрупнение отдельных учреждений, оптимизацию штатных расписаний, улучшение использования имеющихся площадей, сокращение сети учреждений, чьи услуги оказались невостребованными, и т.п. Все названные мероприятия позволят повысить качество услуг с наименьшими затратами по их предоставлению.
В бюджете-2007 сохранена социальная направленность. Доля расходов на социальную сферу составляет более половины затрат областного бюджета без финансовой помощи муниципальным образованиям.
Более чем вдвое выросли расходы на транспорт: на содержание, ремонт, строительство автодорог общего пользования, являющихся собственностью Калужской области.
Четвертая часть расходов областного бюджета на 2007 г. – финансовая помощь муниципальным образованиям. В общей сумме межбюджетных трансфертов 44% составляют субвенции на обеспечение государственных гарантий гражданам на получение общедоступного и бесплатного общего образования в муниципальных образовательных учреждениях, 21% – региональный Фонд компенсаций и 14% – региональный Фонд финансовой поддержки.
Политика повышения инвестиционной составляющей проводится и в отношении местных бюджетов. В несколько раз увеличился объем Фонда муниципального развития, почти в 1,5 раза возросла сумма субсидий, выделяемых из Фонда софинансирования социальных расходов на укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений.
В проекте областного бюджета на следующий год предусмотрены средства для материального стимулирования муниципальных образований, субвенции бюджетам наукоградов на развитие и поддержку социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры и др.
Средства Фонда муниципального развития распределяются в соответствии с Законом Калужской области «О фонде муниципального развития Калужской области» на конкурсной основе и условиях софинансирования расходов, определенных исходя из уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
По прогнозам, дефицит областного бюджета составит 11%. Его планируется покрыть за счет эмиссии облигаций, привлечения средств коммерческих банков, продажи акций, находящихся в собственности области, и земельных участков.

Меры, принимаемые для увеличения доходов
В местные бюджеты переданы доходные источники, на налоговую базу которых органы местного самоуправления могут реально воздействовать: налог на прибыль, на имущество организаций, единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Собираемость налогов – предмет обсуждения на комиссии по укреплению бюджетной и налоговой дисциплины, созданной при губернаторе области. Аналогичные комиссии действуют во всех муниципальных образованиях.
Областным бюджетом предусмотрены дотации для материального стимулирования органов местного самоуправления, развивающих собственный налоговый потенциал. Для предоставления дотации муниципальные образования отбираются по показателям исполнения бюджета и показателям, результаты которых зависят в первую очередь от скоординированной работы органов власти на местах. Сюда входят поступления налоговых доходов, объем налога на доходы физических лиц на одного жителя муниципального образования, недоимка по местным налогам, показатели эффективности работы органов местного самоуправления по упорядочению прав собственности на землю и др.
Учитывая, что в собственных доходах местных бюджетов налог на доходы физических лиц имеет значительный удельный вес (в 2006 г. – 45%, прогноз на 2007 г. – 52%), большое внимание уделяется вопросам легализации заработной платы. В текущем году приняты постановления губернатора области «О мерах по обеспечению роста заработной платы», «О мобилизации на территории Калужской области налога на доходы физических лиц в 2006 г.». Чтобы заинтересовать органы власти муниципальных образований в увеличении поступлений налога на доходы физических лиц на своих территориях, в 2007 г. будут повышены дополнительные (дифференцированные) нормативы, замещающие часть дотации из регионального Фонда финансовой поддержки.

Областные долги
Цель правительства Калужской области в сфере государственного долга региона – повышение кредитоспособности и обеспечение области надежной кредитной историей путем повышения качества и эффективности управления внутренним государственным долгом.
При выборе направлений долговой политики правительство области считает приоритетным поддержание рейтинга региона как надежного заемщика. Рейтинг этот основан на безусловном, своевременном и полном выполнении всех долговых обязательств.
Управление государственным долгом области осуществляется на основе принципов сохранения объема обязательств на экономически безопасном уровне, своевременности и полноты исполнения обязательств, прозрачности управления, использования инструмента заимствования с меньшей стоимостью обслуживания или рефинансирования имеющихся долговых обязательств в обязательства с более выгодными условиями.

Справка «Бюджета»
авдеева
Валентина Ивановна АВДЕЕВА, министр финансов Калужской области
Родилась 29 марта 1957 г. в пос. Бетлица Куйбышевского района Калужской области.
В 1979 г. с отличием окончила Московский финансовый институт, специальность «Финансы и кредит».
По распределению была направлена на работу в финансовый отдел Калужского облисполкома. До 1994 г. занимала должности старшего экономиста, заместителя начальника бюджетного отдела, начальника отдела финансирования отраслей непроизводственной сферы, начальника бюджетного отдела.
С 1987 по 1989 г. без отрыва от основной деятельности выполняла обязанности депутата Ленинского районного Совета народных депутатов города Калуги.
1994–1996 гг. – начальник отдела расходов федерального бюджета Управления Федерального казначейства по Калужской области.
1996–2001 гг. – заместитель директора Департамента финансов и бюджета Калужской области.
В октябре 2001 г. назначена директором Департамента финансов Калужской области.
С апреля 2004 г. – министр финансов Калужской области.
Имеет почетное звание «Заслуженный экономист Российской Федерации», награждена благодарностью министра финансов Российской Федерации за инновации в области бюджетной политики.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно