Версия для печати 8838 Материалы по теме
Сегодня система государственных закупок России находится на переломном этапе. На смену старым представлениям об информационном обеспечении госзакупок приходят новые, четко сформулированные правила, играть по которым госзаказчика обязывает Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Дмитрий СЕРЕДИНЦЕВ, консультант отдела государственных закупок Минэкономразвития России

С вступлением в силу Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) информационное обеспечение государственных закупок в России достигло более высокого уровня. Основными принципами, на достижение которых направлен Закон № 94-ФЗ, являются:
    конкуренция и равенство поставщиков;
    эффективное использование бюджетных средств;
    открытость и прозрачность государственных закупок.
Для реализации этих принципов государством в первую очередь должны быть созданы условия, при которых сведения о государственных закупках, характере закупаемой продукции, работ или услуг, о государственных заказчиках и поставщиках будут доступны широкому кругу заинтересованных лиц.
В соответствии с положениями Закона № 94-ФЗ на федеральном уровне, а также на уровне субъектов РФ и муниципальных образований необходимо определить как официальные печатные издания, где будет публиковаться информация обо всех государственных и муниципальных закупках, так и официальные сайты в Интернете, которые сделают информацию о госзакупках еще более доступной. Следует отметить, что при разработке Закона № 94-ФЗ Россия применила самый передовой зарубежный опыт, в результате чего вся процедура размещения заказа имеет должное информационное сопровождение. Иными словами, сведения обо всех этапах процедуры размещения государственного заказа – от публикации извещения о проведении закупки и ее условий до информации о заключенном государственном контракте и его исполнителях – носят открытый характер, и доступ к ним предоставлен всем желающим. Такой подход по прошествии девяти месяцев с даты вступления в силу Закона № 94-ФЗ позволяет говорить об увеличении эффективности процедуры размещения государственного заказа. По сравнению с первым полугодием 2005 г. среднее число участников открытых конкурсов, аукционов и запросов котировок при размещении госзаказов на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг увеличилось в полтора раза.

Главный сайт страны
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 229-р статус официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов (далее – официальный сайт) получил сайт www.zakupki.gov.ru  Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение официального сайта, стало Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.
Данный сайт предназначен для размещения информации обо всех закупках, которые осуществляются органами государственной власти и уполномоченными распорядителями за счет средств федерального бюджета, кроме закупок, сведения о которых составляют государственную тайну.
Официальный сайт обеспечивает возможность:
    предоставления информации о государственных закупках любому заинтересованному лицу;
    привлечения большего количества поставщиков и создания конкуренции между ними;
    общественного контроля за расходами государства для обеспечения деятельности органов государственной власти;
    реализации принципа открытости системы государственных закупок России.
В соответствии с Законом № 94-ФЗ информацию о проведении торгов следует размещать одновременно на официальном сайте и в официальном печатном издании. Таким образом, в настоящее время государственный заказчик вынужден направлять данные сразу в два источника. Однако в результате этой процедуры сообщение о закупке в одном из источников появляется раньше, чем в другом, что является нарушением закона и может ущемлять интересы поставщиков, отдающих предпочтение одному из источников информации. Для решения указанной проблемы и упрощения механизма публикации сведений о государственных закупках Минэкономразвития России ведет работу по созданию механизма «единого окна». После введения «единого окна» заказчику будет достаточно разместить сообщение о закупке на официальном сайте, откуда уже обработанная информация автоматически направится в официальное печатное издание для публикации.
Первые семь месяцев работы показали, что официальный сайт является эффективным инструментом привлечения поставщиков к участию в размещении государственного заказа: количество обращений со стороны заинтересованных лиц составляет от 10 до 18 тыс. ежедневно. С появлением официального сайта поставщики обрели возможность получать документацию об открытом конкурсе или аукционе в режиме реального времени, в результате чего число участников открытых конкурсов и аукционов заметно увеличилось.
Прежде чем получить право объявлять информацию о размещении заказов для государственных нужд, государственный заказчик, уполномоченный распорядитель бюджетных средств (далее – государственный заказчик) должен пройти процедуру регистрации на официальном сайте. В настоящее время здесь уже работает около 12,5 тыс. государственных заказчиков. А максимальное число запросов на регистрацию – 2 700 – поступило в Минэкономразвития России в апреле 2006 г. (порядка 125 государственных заказчиков в сутки). Для сравнения: в марте в Минэкономразвития России получено 1 100 запросов, в июле – 1 350.
В течение второго полугодия 2006 г. на официальном сайте размещено 61 441 извещений о проведении торгов, запросов котировок и предварительного отбора: 41 095 (67%) – о запросе котировок, 19 952 (32%) – об открытом конкурсе. Извещения об открытых аукционах (212), аукционах в электронной форме (118) и предварительном отборе (64) составили менее 1% от общего числа извещений.
Тем не менее, несмотря на значительное число извещений, далеко не все государственные заказчики размещают сообщения о проведении государственных закупок на официальном сайте. Это объясняется рядом причин, в числе которых:
    нехватка навыков представителей государственных заказчиков для использования Интернета при публикации сведений о размещении заказов;
    недостаточная техническая оснащенность;
    затруднения при прохождении процедуры регистрации государственных заказчиков на официальном сайте;
    недостаточный контроль за действиями государственных заказчиков и уполномоченных распорядителей бюджетных средств со стороны контролирующих органов;
    несовершенный механизм обработки данных на официальном сайте.
Для устранения названных препятствий Минэкономразвития России предпринят ряд мер по упрощению процедуры регистрации государственных заказчиков на официальном сайте и совершенствованию технического оснащения официального сайта.

Мировой опыт
Весьма показателен зарубежный опыт использования сети Интернет для информационного обеспечения государственных закупок. Системы, близкие по своему назначению к российскому сайту, успешно функционируют в Германии, Франции, Канаде, США и других развитых странах. К примеру, в Канаде информация о федеральных закупках и закупках провинций публикуется в Интернете с 1997 г. с помощью системы MERX – на сайте www.merx.com.
Хотя российский официальный сайт по госзакупкам и MERX имеют одинаковое назначение, между ними есть ряд существенных различий:
    система MERX не находится в государственной собственности, в то время как официальный сайт принадлежит Российской Федерации;
    официальный сайт предполагает размещение извещений только о государственных закупках, а система MERX предназначена для публикации извещений как о государственных закупках, так и о тендерах, которые проводятся представителями бизнеса;
    в Канаде, как и в России, существует печатное издание, в котором публикуются сведения о государственных закупках. Выпуском такого издания в Канаде занимается компания Mediagrif Interactive Technologies, которая является владельцем и оператором системы MERX: это позволяет полностью синхронизировать сведения в печатном издании и на сайте. Официальное печатное издание и официальный сайт РФ не связаны между собой, работы по созданию механизма одновременной публикации сведений в двух источниках информации только ведутся;
    государственные заказчики Канады оплачивают размещение сведений в системе MERX, за публикацию сведений на российском сайте плата с государственных заказчиков не взимается;
    официальный сайт РФ позволяет консолидировать данные о государственных и муниципальных закупках по всей территории страны, дает возможность ознакомиться с заключенными по итогам размещения заказов государственными контрактами, реестр которых ведется в автоматическом режиме, и получить сведения из реестра недобросовестных поставщиков, ведение которого в скором времени также будет автоматизировано, в одном из разделов официального сайта. Система MERX разработана исключительно для публикации сведений о закупках.
Общих черт у системы MERX и российского официального сайта по госзакупкам всего две: бесплатное предоставление информации и государственное финансирование.

Федеральный реестр государственных контрактов
Помимо сведений о государственных закупках официальный сайт содержит данные о государственных контрактах. Автоматизированная информационная система «Федеральный реестр государственных контрактов» (ФРГК) является одним из разделов официального сайта и позволяет его пользователям узнать о государственных контрактах, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказа, по адресу www.frgk.economy.gov.ru.
Эта информация доступна любому заинтересованному лицу. ФРГК предоставляет государственным заказчикам возможность самостоятельно регистрировать государственный контракт через удаленный доступ с рабочего места представителя государственного заказчика. В настоящее время заказчики зарегистрировали в ФРГК порядка 15 тыс. государственных контрактов. Следует отметить, что данный показатель не соответствует общему числу извещений о размещении заказов на официальном сайте, поскольку многие государственные заказчики сталкиваются с трудностями при размещении сведений о государственных контрактах в ФРГК либо направляют сведения о заключенных контрактах в Минэкономразвития России на бумажном носителе. Однако пересылка подобных сведений на бумажном носителе не соответствует требованиям Минэкономразвития России  как федерального органа исполнительной власти, ведущего реестр государственных контрактов. Тем не менее динамика роста зарегистрированных в этой системе государственных контрактов за август-сентябрь 2006 г. позволяет сделать вывод о том, что в скором времени названная проблема перестанет существовать.

Виртуальный госзаказ

Процесс внедрения информационных технологий в систему государственных и муниципальных закупок постепенно набирает обороты. Результатом использования IT-методов в работе органов государственной власти становится увеличение объемов данных об их деятельности, представленных в открытом доступе. Это обеспечивает возможность оперативного получения необходимых сведений, в частности, в сфере размещения государственного и муниципального заказа. Дальнейшему развитию указанных процессов способствует реализация федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 гг.)», предполагающей комплексное внедрение системы электронной торговли в сфере поставок продукции для государственных нужд на федеральном и региональном уровне, стандартизацию систем электронного документооборота и обеспечения информационной безопасности. Иными словами, в рамках выполнения программных мероприятий планируется создать условия для работы системы госзаказа, при которых значительная часть процедур будет автоматизирована. Сегодня уже разработано и находится на стадии внедрения программное обеспечение, позволяющее должностным лицам государственных заказчиков консолидировать и обобщать информацию о планируемых закупках, составлять прогноз и рассчитывать показатели объемов закупок будущих периодов. Пакет программ для установки автоматизированной информационной системы «Прогноз объема закупок» размещен на официальном сайте и предоставляется всем заинтересованным лицам бесплатно. Как уже было сказано, автоматизация коснется и реестра недобросовестных поставщиков, поскольку Закон № 94-ФЗ предусматривает публикацию содержащихся в нем сведений на официальном сайте. Ведение реестра недобросовестных поставщиков на федеральном уровне предполагается осуществлять при помощи специально разработанной автоматизированной системы, которая будет одним из подразделов официального сайта.
Размещение сведений в Интернете как ключевой элемент информационного обеспечения государственных закупок признано как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. К примеру, по состоянию на конец второго квартала 2006 г. официальные сайты, публикующие данные о размещении заказов для нужд субъектов РФ, были определены нормативными правовыми актами и введены в 86 субъектах РФ. Следует отметить, что такие субъекты РФ, как Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан и некоторые другие, приступили к внедрению автоматизированных систем еще до вступления в силу Закона № 94-ФЗ. К примеру, в Ямало-Ненецком автономном округе сейчас вводится автоматизированная информационная система по организации государственных закупок АИС «Госзаказ», позволяющая вести автоматизированную разработку перечня плановых закупок, перечня заявок участников размещения заказов, реестра государственных заказчиков и т.п. Кроме того, АИС «Госзаказ» интегрирована с автоматизированной системой Казначейства Ямало-Ненецкого автономного округа, благодаря чему процедуру государственных закупок удалось автоматизировать не только на этапе проведения отбора поставщиков, но и на этапе финансирования и исполнения государственных контрактов. Администрация Кемеровской области внедрила автоматизированную систему проведения аукционов на размещение заказов для нужд области в электронном виде. Поскольку на федеральном уровне вопрос об идентификации участников электронных аукционов законодательно не урегулирован, субъекты РФ принимают собственные законодательные акты, позволяющие проводить электронные аукционы, а также решать вопрос с электронным документооборотом в целом. Практика Кемеровской области в сфере проведения открытых аукционов в электронной форме показала, что экономия бюджетных средств в таком случае равна в среднем 11%, а на некоторые виды продукции достигает 20%.
На муниципальном уровне органами местного самоуправления определено 716 официальных сайтов, размещающих информацию для муниципальных нужд. В значительной степени этому способствовало решение Минэкономразвития России о безвозмездной передаче программного обеспечения официального сайта для ввода в эксплуатацию в некоторых субъектах РФ и муниципальных образованиях. В настоящее время по договору с Минэкономразвития России бесплатно получить в свое распоряжение программное обеспечение официального сайта может как администрация субъекта РФ, так орган местного самоуправления.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что наращивание темпов использования информационных технологий в сфере размещения государственных и муниципальных заказов создает условия для совершенствования системы госзакупок в России в целом, позволяет осуществлять реальный контроль за их проведением, значительно ограничивает коррупцию. Автоматизация системы госзакупок сейчас находится на начальной стадии, тем не менее прогресс очевиден: информационные технологии внедряются повсеместно, а это является одним из главных условий эффективного использования бюджетных средств, открытости и прозрачности системы государственных закупок.

Справка «Бюджета»
Серединцев
Дмитрий Сергеевич СЕРЕДИНЦЕВ, консультант отдела государственных закупок Минэкономразвития России
В 2003 г. окончил Финансовую академию при Правительстве Российской Федерации, специальность «Финансы и кредит». Аспирант кафедры «Менеджмент» Московского государственного университета инженерной экологии.
С 2004 г. является помощником члена Совета Федерации Федерального собрания РФ М. М. Сорокина.
С 2005 г. по настоящее время – сотрудник отдела государственных закупок Минэкономразвития России.
С 2006 г. преподает в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и Государственном университете – Высшей школе экономики.

Поделиться