25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 4247 Материалы по теме
топка
В России к концу года будет 7 миллионов безработных. С таким прогнозом выступил вчера, 29 января, замминистра здравоохранения и социального развития Максим Топилин. Эта новость, вместе со вчерашним скачком евро и доллара, свидетельствует: 2009 год легким не будет. Во всем виноват мировой финансовый кризис? Вычеркнем слово "мировой", и это утверждение окажется совершенно верным.

В декабре прошлого года безработных стало больше на 16,7 процента. В прогнозе Минздравсоцразвития радует (если это слово уместно), что ведомство разделяет официально зарегистрированных безработных и тех, кто лишился работы, но на биржу труда не пошел, или, скорее, не смог пойти (иезуитская формулировка "отпуск за свой счет", очередь на биржу вперед на год, и так далее). Обычно чиновники оперируют лишь первой цифрой. Топилин оговаривается: официальное число безработных в конце года составит "всего" 2,2 миллиона человек. Спасибо за искренность, но это лишь значит, что 5 миллионов не будет получать даже мизерного пособия. Сегодня число безработных, подсчитанное по методике Международной организации труда (то есть по правильной методике) - 5,8 миллиона человек, сказал Топилин.  Таким образом, замминистра предвидит увольнение 1,2 миллиона граждан.

Почему так много наших соотечественников попадут и уже попали в топку так называемого кризиса? Ответов на этот вопрос несколько.

Прежде всего, Россия демонстративно не разрабатывала, и не собиралась этого делать, программ по поддержке занятости и по увеличению числа рабочих мест. Кризис застал нашу страну в этом отношении "голенькой". Когда автор этих строк писал, что в США даются налоговые льготы тем бизнесам, которые за год сформируют  два (!) рабочих места, когда я писал, что Конгресс прежде всего утверждает программы, которые наращивают число рабочих мест, и что главный критерий получения государственного финансирования в Штатах - не коммерческая выгода, а занятость, надо мной некоторые даже смеялись - "Это у них там заморочки по поводу занятости. У нас руки-ноги есть - работу найдешь". Между тем штатовские и даже более слабые европейские программы в самом деле хороши. Удивительно, но Россия тратила (и тратит даже сейчас) гигантские деньги на поддержку чего угодно, но только не занятости. В бюджете есть средства на автопром, на отечественные самолеты, на банкиров деньги есть, на культурные и религиозные организации, но их никогда не было на безработных. Мне возразят - поддерживая тот же автопром, бюджет косвенно формирует рабочие места. Но почему же косвенно, зачем так скромничать? К тому же, это и неправда: никогда финансовая помощь не обусловлена сохранением рабочих мест. То есть бюджет не говорит - "мы вам даем деньги, но вы обязаны столько-то принять на работу". Яркий пример: захожу на днях в банк, который получил от государства колоссальные деньги, и узнаю от операционистов, что две трети их коллег выброшены на улицу.

Есть и другие причины. Миграция, например. "Борьба с незаконной миграцией" достойна быть закавыченной. Любой мэр с нею одной рукой борется, другой поощряет, потому что тем же муниципальным службам в разы выгоднее нанять безмолвного узбека. А откаты какие! По бумагам зарплата у этого бедолаги 20 долларов в день, реально на руки 5, остальное по карманам. Чуть что - дубинкой по хребту, в кутузку, и на самолет. Много вы видели в милиции заявлений гастарбайтеров о побоях и насилиях со стороны работодателей? Так что и властям, и бизнесам незаконная миграция куда как удобна, в то время как коренные жители сидят без работы или мотаются за нею на электричках куда подальше. И ведь я не видел ни одного закона или постановления, говорящего, что работа должна быть предоставлена в первую очередь аборигену, и уж потом - мигранту. Впрочем, что это я размечтался? Выставят зарплату в 100 рублей, аборигены откажутся, и на совершенно законных основаниях наймут тех же мигрантов. В США, кстати, эта проблема стоит не менее остро, но с нею борются по крайней мере без лукавства: кто получал легальный вид на жительство, тот знает.

Наконец, упомяну о "ложной занятости". Это когда рабочее место на самом деле не нужно, но оно есть. В первую голову этим грешат чиновничьи структуры, но мы их касаться не будем, потому что чиновников никто не собирается увольнять. Ложная занятость есть и в бизнесе: секретарши, охранники, пиарщики и так далее. Есть целые сектора ложной занятости: так, никто не убедит меня в том, что экономике в самом деле нужно столько имиджмейкеров, ландшафтных дизайнеров, стилистов, и так далее. В чем тут корень зла? Российские бизнесмены, с грехом пополам научившись работать, повели себя как школьники в лавке сладостей. Принялись окружать себя признаками величия и всячески шиковать. И им было из кого формировать ряды своей свиты.

В самом деле, при отсутствии, как я уже говорил, серьезно мотивированной государством программы развития реальной занятости, на рынке труда де-факто появилось много людей, которым некуда было себя деть. Государство, имея в арсенале государственные ВУЗы, ни разу не сказало ректорам: ребята, зачем нам столько экономистов и бухгалтеров? И вот эти "экономисты" и "бухгалтера" попадают на рынок труда, видят свою невостребованность, и начинают метаться. Поневоле пойдешь в имиджмейкеры! А тут кстати и имиджмейкеров начинают готовить (уже коммерческие ВУЗы) усиленными темпами. Спрос рождает предложение, какая красота. Только при малейшем потрясении бизнес начинает скидывать с себя этот "планктон". Скидывать хамски, разнузданно, спасая свои деньги - а все потому, что и тут государство не наказывает бизнес за увольнения, не заставляет отчитываться (хотя в мире такая практика есть).

Я не побоюсь, таким образом, сказать, что российская экономика развивалась по крайне странному пути. Создавалась видимость роста ВВП (за счет торговли нефтью), видимость роста промышленного производства (за счет переработки импортных комплектующих в "российский" продукт), наконец, за счет ложной занятости. Ложь на лжи, понт на понте - итог закономерен.

Главная вина за столь обвальный рост безработицы лежит, конечно же, на так называемых регуляторах, то есть на чиновниках, пишущих правила игры для этой страны. Этот тезис вполне ясен из всего вышесказанного, но тут стоить добавить такое плохое дело, как полный развал профсоюзов, что происходило по инициативе бизнесменов под молчаливое согласие "регуляторов". В итоге уволенным некуда идти - даже за сочувствием, а уж о том, чтобы бизнесмен получил ноту протеста от профсоюза по поводу увольнений, и забастовку впридачу, и речи нет. В России реализована самая зловещая форма капитализма, оставляющая человека один на один со своими проблемами. Пособие по безработице мизерное, да и его не получишь, если тебя отправили "в отпуск" на полгода. Обществ поддержки безработных, где тебя чему-то научат, отвлекут от пьянства, и в конце концов пристроят, нет (а в США на такие общества идут миллиарды долларов из бюджета), наконец, нет и профсоюзов!

С чем же сталкивается уволенный? С тем, что денег у него нет, а цены растут. Интересно, что увольнения - это проблема номер один и в Штатах тоже. Но есть и отличия.

Во-первых, цены в Штатах не то что не выросли, многое, например бензин, подешевело. Магазины и иные виды бизнеса, с одной стороны, боятся потерять клиентов, и, стимулируя падающий спрос, устраивают грандиозные распродажи, торгуя себе в убыток. Государство, с другой стороны, тоже тратит колоссальные деньги на стимулирование спроса, то есть - на удержание цен.

Во-вторых, в Штатах при увольнении человек сохраняет за собой медицинский полис, за который, правда, теперь должен платить сам. Платить неприятно, зато можно болеть, чего не может себе позволить российский безработный.

В-третьих, на "их" пособие по безработице прожить можно, на наше?

Почему же в России люди загнаны в отвратительную ловушку? Причина опять же в том, как устроена наша экономика. Вчера, как уже говорилось, доллар и евро подскочили - евро почти на рубль, доллар более, чем на рубль. Для бизнесов это значит, что резко подорожали "комплектующие". Сколько в продмагах на прилавках импортной еды? Вроде бы сейчас меньше, а на самом деле? Сколько импорта с наклеенными российскими этикетками? Сколько в "российском" мебельном гарнитуре на самом деле по-настоящему российских деталей? И так далее. Иными словами, бизнес просто не может себе позволить цены опускать, а государство не в состоянии цены сдерживать (так, скромное предложение регулировать торговую надбавку на продовольствие вызвало шквал критики). Стало быть, опять двадцать пять. А корень ситуации опять же в том, что в России за годы "стабильного роста" было много "так называемого": так называемого российского производства, так называемых российских товаров. Наша страна и не думала слезать с иглы импорта (правда, сразу после 1998 года этот процесс пошел, но потом наступила ревизия), и лишь кичилась статданными. Никто и не собирался разрабатывать реальную программу импортозамещения (разве что в автопроме, и то очень робко). Никто из экономистов даже такого вопроса не ставил - а как бы слезть с иглы импорта? О нефтяной игле, экспортной, говорили, об импортной забыли.

Пожинаем плоды. И не надо про МИРОВОЙ финансовый кризис. Проблемы вовне лишь высветили наши собственные промахи. Они бы высветились и без кризиса, но позже и мягче, только и всего. Что такое настоящий кризис - мы видели, когда Украина села на нашу трубу, и в Чехии мерзли дети. Вот там был кризис в этот момент. Страна же, которая может устроить кризис другим, просто перекрыв вентиль, в принципе не должна страдать от того, что Клинтон раздал ипотеку беднякам, и при Буше рынок обвалился. Но вот - пострадала. Видимо, к богатым ресурсам должна быть еще приложена трезвая голова.

Источник: "Российская газета"
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно