Версия для печати 2701 Материалы по теме
ключ
"Единое окно" по регистрации недвижимости может заработать в России к 1января 2011 года. Об этом заявил вчера журналистам заместитель министра экономического развития Игорь Манылов, комментируя создание новой Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Новая служба должна начать работу 1 марта 2009 года. В планах ведомства -- создание автоматизированных информационных систем, позволяющих гражданам получать услуги по регистрации недвижимости практически в режиме онлайн.

Вчера же премьер Владимир Путин своим распоряжением назначил руководителем Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии -- главным государственным регистратором РФ Сергея Васильева, сообщила пресс-служба правительства. До сих пор г-н Васильев возглавлял «Росрегистрацию», а прежде занимал пост заместителя министра юстиции, куда перешел из органов прокуратуры по протекции бывшего генпрокурора и экс-министра юстиции, ныне полпреда президента в Южном федеральном округе Владимира Устинова.

Указ о создании Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии был подписан президентом Дмитрием Медведевым в конце декабря прошлого года. Согласно указу в новую службу войдут «Росрегистрация», а также Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и Федеральное агентство геодезии и картографии. Сама объединенная служба войдет в Минэкономразвития. На этом, похоже, поставлена точка в дискуссии об оптимизации ведомств, курирующих сферу недвижимости.

С конца 90-х над правительственными структурами, курирующими учет недвижимости и регистрирующими права на нее, проводятся бесконечные административные эксперименты. Постоянно меняющееся законодательство в сфере оборота недвижимости вынуждало земельные комитеты, бюро технической инвентаризации менять правила учета земли и квартир. Учет фактически осуществлялся по методикам советского времени, когда частная собственность на землю не существовала вовсе. Также не существовало и единой базы со сведениями о том, сколько земли в стране и кому она принадлежит. Более того, не было даже точных картографических сведений.

Упорядочить данные о недвижимости сначала поручили «Ростехинвентаризации», которая должна была соединить инвентаризационные данные в один регистр и привязать к земельному участку строения, стоящие на нем. С 2004 года объединением информации о земельных участках и строениях на них занялась «Роснедвижимость». Каждому участку присваивали индивидуальный номер, по которому его можно идентифицировать в кадастре объектов недвижимости, проводили обмер, если это было необходимо, и оценивали.

Сведения в кадастре нужно периодически обновлять. От кадастровой стоимости земли зависит, в частности, ее налоговый статус. О том, что два ведомства -- «Росрегистрация» и «Роснедвижимость» должны объединить систему учета и регистрации прав на недвижимость, создав так называемую систему «одного окна», чиновники на федеральном уровне заявляли с 2004 года.

Система «одного окна» подразумевает, что человек может провести целиком всю сделку по недвижимости в одной инстанции, не нося документы из БТИ в регистрационную палату и обратно. Если вся недвижимость корректно оформлена в кадастре, графически нанесена на цифровые карты, если всем участкам в кадастре присвоены адреса, совпадающие с адресами по базам «Росрегистрации», препятствий для мгновенного проведения любой сделки по недвижимости нет.

Однако если в 2004 году о слиянии двух ведомств говорили как о вполне возможном, то уже с 2005 года прогнозы появления «единого окна» стали относить к 2010--2012 годам -- по мере того, как ведомства понимали, насколько серьезная неразбериха с документами достанется в наследство обеим структурам.

Как уверяет замминистра Игорь Манылов, резких шагов по насильственному объединению информационных баз сливаемых ведомств проводиться не будет. Первый этап реформирования объединит лишь центральные аппараты ведомств, но не затронет структуру территориальных органов. По мере готовности территориальных органов к объединению в регионах будет вводиться система «одного окна», которая должна заработать к 2011 году.

Как отметил г-н Манылов, Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Краснодарский край относятся к так называемым «трудным» регионам, где очень большая загрузка всех ведомств, курирующих недвижимость.

Для ускорения процедуры оформления недвижимости в перспективе, заявил директор департамента недвижимости Минэкономразвития Андрей Ивакин, планируется внедрение технологий электронного взаимодействия с гражданами и организациями. По словам Игоря Манылова, новая служба будет уделять особое внимание работе с посетителями и ликвидации очередей.

Замминистра не исключил, что в перспективе, если будут приняты решения на законодательном уровне, в рамках новой федеральной службы появятся новые структуры, которые будут оказывать ряд услуг на платной основе, значительно экономя время посетителей. Пока же, напомнил чиновник, регпалаты с 2005 года не берут плату за свои услуги (госпошлина не считается платой за услуги), чем отчасти объясняется незаинтересованность этих структур в расширении своего штата и сокращении времени оформления документов.

Источник: "Время". Ирина СКЛЯРОВА
Поделиться