Версия для печати 3510 Материалы по теме
«Вот сейчас во всем мире финансовый кризис случился. Ну и что нам теперь вообще ничего не принимать, ждать, пока все разрешится?»
(Президент РФ Д. А. Медведев, 23 сентября 2008 г., Чукотка, Анадырь)

Вопрос Президента РФ, конечно же, риторический, и ответ на него очевиден. Пассивное ожидание лучших времен — это не мера преодоления кризиса, необходимо действовать, причем действовать исходя не из сиюминутных побуждений, кажущихся единственно правильными, а грамотно управляя процессом антикризисного развития. В первую очередь необходимо реализовать те задачи, которые позволят выявить имеющиеся внутренние ресурсы.
Возникает вопрос: как именно действовать, если доходная часть сокращается и растет дефицит бюджета? Существуют ли готовые решения этой непростой задачи — задачи поддержания статусности публичного образования, достигнутого в докризисный период и его дальнейшего повышения? Кажется, что очевидный ответ здесь — процедура заимствования средств на покрытие дефицита бюджета. Однако при этом стоит помнить, что любой заем — это увеличение расходов и откладывание проблемы на завтра. Такой вариант напоминает ситуацию, когда на корабле, получившем пробоину, экипаж все силы бросает на вычерпывание воды, не пытаясь при этом обнаружить и устранить течь. Что же тогда необходимо предпринять, дабы не пойти ко дну, и, более того, с достоинством прийти в порт назначения? Главное — надо ориентироваться на стратегию, выстраиваемую Правительством РФ.
«Каждый рубль должен тратиться эффективно, значит, с умом. Экономический кризис — не нужно обольщаться — еще далек от завершения. Весь этот период нам надо быть предельно собранными и с максимальным вниманием относиться как к эффективности нашей работы, так и к обоснованности новых планов и программ.
Мы не должны ни на день откладывать решение наших стратегических программ. Надо быстро осваивать высвобождаемые в мировой экономике ниши, создавать новые эффективные предприятия, внедрять самые передовые технологии. Такой подход — это и есть одно из лучших антикризисных «лекарств».
Мы обязаны быть на переднем крае инноваций в основных сферах экономики и общественной жизни. И на такие цели ни государству, ни бизнесу скупиться не стоит даже в непростые финансовые периоды».
(из послания Президента РФ Федеральному Собранию 5 ноября 2008 г.)

Очевидно, что реализовать такие стратегические решения можно, лишь кардинально изменив систему управления публичным образованием с существующей затратно-распределительной на результативно-ориентированную.

«Правительство не намерено бросать в топку кризиса все имеющиеся резервы, не задумываясь при этом о результативности их использования. Сегодня на первый план выходит задача повышения эффективности бюджетных расходов, сохранения макроэкономической стабильности».
(из выступления Председателя Правительства РФ В. В. Путина на заседании Правительства РФ 29 декабря 2008 г.)

Результативно-ориентированной является система управления, которая дает возможность:
1) при определении целей, планировании действий и программ иметь формализовано-прогнозируемый результат;
2) оценить, во сколько этот результат обходится;
3) определить, имеет ли такой результат потребителей услуг, другими словами, нужен ли населению такой результат.
Отсутствие результативно-ориентированного подхода при текущем управлении публичным образованием приводит ко всем известной ситуации: бюджетные учреждения финансируются лишь по факту своего существования. Действующие методы планирования не позволяют в момент формирования бюджета определить учреждения, в услугах которых полностью или частично население не нуждается. Думаю, каждый согласится, что не раз и не два сталкивался с такой ситуацией. Сумма расходов из таких примеров получится внушительная. Зная о таких резервах, многие в условиях финансовой комфортности позволяли себе не замечать их. Сегодня ситуация изменилась. Неотвратимость оптимизации бюджетной сферы очевидна. Таким образом, кризис помогает мобилизоваться и принять нужные решения. Остается только выбрать механизм, позволяющий максимально точно определить «неэффективные» учреждения, «нецелесообразные» программы, невостребованные услуги, необоснованные расходы. И, конечно, без передовых информационных технологий эту задачу будет решить невозможно.
Именно к таким механизмам относится современная система БИС-СБОР1, уже положительно зарекомендовавшая себя на практике. Актуальность технологии БИС-СБОР обусловлена заложенной в ее основу концепцией расходования бюджетных средств: «потраченный рубль — достигнутый результат».
    Актуальность технологии БИС-СБОР обусловлена заложенной в ее основу концепцией расходования бюджетных средств: «потраченный рубль — достигнутый результат»
Однако высвобождающиеся после оптимизации бюджетной сферы внутренние финансовые ресурсы не дадут максимальных результатов, если в повышение эффективности их использования не будут активно вовлечены бюджетные учреждения, которые напрямую работают с населением, тем самым исполняя решения государства. В нынешней модели управления общественными финансами их роль практически сведена к нулю. Это обусловливается устойчивым мнением: «Да что вы! Да откуда у них нормальные специалисты, да мы за них и так все делаем, они такого натворят и т.д.» К сожалению, это в большинстве лучаев действительно так. Но! Большинство, это еще не все, а такая «уравниловка» не дает возможности ни проявить инициативу, ни предложить новые подходы к организации собственной работы тем, кто на это способен. Как показывает практика, именно учреждения (а не вышестоящие организации) находят наиболее эффективные методы по формированию собственных пакетов планируемых к предоставлению услуг, способы их оказания с наименьшими финансовыми затратами. Главное — поддержать их инициативы: вовремя согласовать предложения, где необходимо — корректно поправить, возможно, предложить отработанные на «пилотах» схемы внедрения методов БОР, и… не забыть про стимулирование.
«И в этом смысле финансовый и экономический мировой кризис нам в известной степени даже немного помогает. Почему? Потому что заставляет нас действовать более рационально, заставляет нас применять новые технологии».
(из интервью Председателя Правительства РФ В. В. Путина информационному агентству «Блумберг» 27 января 2009 г.).

Конечно, процесс реализации этого подхода достаточно трудоемок и инновационен. Однако в системе БИС-СБОР он продуманно реализован как методологически, так и технологически. И это позволяет, с одной стороны, реально вовлечь учреждения в происходящие процессы, использовать их наиболее эффективные предложения, с другой — дать им ощущение собственного «влияния» на происходящие процессы. А что лучше, чем осознание собственной полезности и достойной оценки, может подталкивать к дальнейшему совершенствованию и развитию творческого и, как итог, экономического потенциала?
«Важным является также последовательная децентрализация центров принятия решений об эффективном и результативном использовании финансовых ресурсов, что предусматривает развитие системы государственных и муниципальных заданий, перевод основной части расходов на программный принцип, включая формирование ограниченного числа приоритетных долгосрочных (федеральных) целевых программ, повышение самостоятельности субъектов бюджетного планирования, привлечение к управлению бюджетными ресурсами частных компаний при жестком мониторинге целевых индикаторов и реализации программных мероприятий».
(из Концепции долгосрочного социально-экономического
развития РФ на период до 2020 года).
Таким образом, переход на новую модель эффективного результативно-ориентированного управления с использованием метода БОР сегодня можно назвать одной из главных мер, позволяющих «выявить и использовать» существенные внутренние финансовые ресурсы.
Внедрение же современной технологии БИС-СБОР позволит перейти на эту модель в оптимальные сроки с наилучшими результатами. 
Поделиться