Версия для печати 4162 Материалы по теме
• Елена ВОЛКОМУРОВА, начальник Финансового управления Министерства финансов Республики Коми в городе Сыктывкаре

Реформирование в области муниципальных финансов городского округа «Сыктывкар» началось еще до принятия соответствующей программы. Но, поскольку проводимые мероприятия не имели системного характера, было ясно, что добиться главной цели — улучшения качества управления финансами — можно только в случае разработки комплексного плана действий. Поэтому в основу Программы реформирования муниципальных финансов муниципального образования городского округа «Сыктывкар» на 2006–2008 гг., утвержденной Советом города в 2006 г., лег комплекс взаимосвязанных мероприятий.
Определенные требования к деятельности в финансовой сфере предъявляет и статус Сыктывкара как столичного города. Наше муниципальное образование участвовало во втором конкурсе муниципальных образований на получение субсидий из федерального Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов и успешно его прошло. На момент разработки программы город Сыктывкар был единственным муниципальным образованием в республике, имеющим право на участие в правительственном конкурсе.
Опыт городов из разных субъектов РФ, каждый из которых имеет свои особенности управления финансами, позволяет нашим коллегам, стремящимся к управлению процессами преобразований, наработать необходимую муниципальную практику. С целью обобщения и распространения опыта реформирования муниципальных финансов в городе Сыктывкаре прошел семинар представителей муниципальных образований Республики Коми, организованный по инициативе и при поддержке республиканских властей. В работе семинара приняли участие представители основных отраслевых министерств и практически всех муниципальных образований Республики Коми, Центра прикладной экономики (Москва) и Института социально-экономического анализа (Москва). Открывал семинар заместитель главы — министр финансов Республики Коми Вячеслав Михайлович Гайзер.
Согласно составленному в целях оптимизации бюджетной сети плану перевода бюджетных учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму немуниципальных организаций и автономных учреждений (АУ) в 2008 г. в форме АУ работают одно детское образовательное учреждение и одна начальная школа-сад. С декабря 2008 г. в форму АУ переведено учреждение культуры — киноцентр. В 2009 г. планируется перевести еще пять учреждений: два детских сада, детско-юношескую спортивную школу, учреждение дополнительного образования и общеобразовательное учреждение.
Естественно, что утверждению плана перевода учреждений в форму автономных предшествовала работа по оценке возможности такого перевода (которая показала, что на сегодняшний день все предпосылки для изменения организационной формы учреждений существуют), утверждению перечня основных социальных услуг, предоставление которых может осуществляться немуниципальными организациями, формированию стандартов качества. В настоящее время приняты муниципальные стандарты качества предоставления бюджетной услуги в области здравоохранения, образования (в том числе дошкольного), культуры, а также в сфере благоустройства, организации содержания муниципального жилищного фонда, транспортного обслуживания населения.
При переводе учреждений в статус АУ муниципальное образование столк-нулось с рядом проблем, о которых в ходе семинара рассказала начальник городского управления дошкольного образования Тамара Евгеньевна Горбунова. И основная проблема — определение норматива стоимости муниципальной услуги. Такой норматив может рассчитываться двумя способами: через норматив бюджетного финансирования, используемый в настоящее время для оптимального распределения наличных (имеющихся) ресурсов между учреждениями того или иного вида, или через норматив рациональной обеспеченности, который должен определяться в соответствии с обоснованной потребностью учреждений (на базе утвержденных норм материального обеспечения расходов и т.п.) с учетом принятых стандартов предоставления услуг. Норматив рациональной обеспеченности может применяться в условиях достаточного бюджетного финансирования.
Говорить о результатах перевода учреждений в форму автономных пока рано. Необходимо, чтобы АУ исполнилось хотя бы два года. Но уверенность, что данный подход является действенным инструментом повышения качества бюджетных услуг и способствует оптимизации расходов бюджета и развитию управленческой инициативы руководителей учреждений, не вызывает сомнения.
В ходе семинара руководитель направления Центра прикладной экономики Владимир Викторович Романов ознакомил присутствующих с электронным сервисом «Калькулятор муниципального задания». При обсуждении данного вопроса участниками отмечена его актуальность в свете требований бюджетного законодательства Российской Федерации.
Практические шаги в этом направлении позволили муниципальному образованию своевременно и на стандартизированной основе сформировать муниципальные задания по всем учреждениям. В рамках внедрения принципов бюджетного планирования, ориентированных на результат, создана нормативно-правовая база для разработки, принятия, исполнения и оценки ведомственных целевых программ. Оценка функций и задач ведомств выявила наличие дублирования функций и отсутствие комплексного подхода в управлении отраслями. Например, учреждения дополнительного образования детей, учреждения культуры были подведомственны трем главным распорядителям бюджетных средств, общеобразовательные учреждения города — двум и т.д.
Понимание того, что только комплексное осуществление всех основных функций управления: целеполагания, планирования, нормирования, регулирования, координирования, учета, анализа, прогнозирования и контроля — позволит сделать его эффективным, дало возможность принять решение по отраслевому управлению в городе, при котором все указанные функции должны осуществляться по каждой отрасли.
В этом году впервые в рамках формирования проекта бюджета на 2009 г. субъектами бюджетного планирования были подготовлены 14 докладов о результатах и основных направлениях деятельности (ДРОНД), которые рассматривались на заседаниях специально созданной комиссии, куда вошли глава администрации, его заместители, представители Совета городского округа, финансового органа и Контрольно-счетной палаты. На семинаре муниципальный опыт подготовки ДРОНД был освещен начальником городского управления образования Анной Ивановной Ручкой.
Однозначного мнения о целесо-образности применения ДРОНД для планирования расходов бюджета на сегодняшний день нет, как нет и единого понимания необходимости составления докладов, например, контролирующими органами, учреждениями системы МВД РФ. По нашему мнению, составление и обсуждение докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования позволяет повысить результативность бюджетных расходов, сделать планируемые показатели более обоснованными, поэтому в муниципальном образовании данную процедуру предполагается интегрировать в бюджетный процесс.
Большое внимание уделяется внедрению в практику системы мониторинга качества управления муниципальными финансами. Об основных подходах к оценке качества финансового менеджмента на муниципальном уровне на семинаре рассказали директор Института социально-эконо-мического анализа Наталья Викторовна Еремина и заместитель директора Александр Васильевич Чонка.
В рамках административной реформы муниципальное образование уделяет огромное внимание повышению квалификации муниципальных служащих. Около 80% муниципальных служащих уже повысили свою квалификацию, в том числе за счет средств, полученных из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов. Применению методов дистанционного обучения в целях повышения эффективности управления финансами был посвящен доклад аналитика Института социально-экономического анализа Инны Вячеславовны Федоровой.
Стоит отметить, что наша целенаправленная деятельность в сфере повышения квалификации служащих была отмечена на первом Всероссийском конкурсе «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами», организованном журналом «Бюджет» совместно с Сообществом финансистов России в 2008 г., где городской округ «Сыктывкар» был признан победителем в номинации «За лучшую организацию повышения квалификации кадров».
В целях увеличения результативности расходования бюджетных средств и совершенствования инвестиционной деятельности утвержден порядок оценки эффективности инвестиционных проектов, планируемых и реализуемых за счет средств городского бюджета. Сейчас каждый инвестиционный проект, предусматривающий финансирование из бюджета, проходит соответствующую процедуру оценки.
Вопросу оценки эффективности инвестиционных проектов, планируемых и реализуемых на территории муниципального образования ГО «Сыктывкар» за счет средств бюджета городского округа, также было уделено внимание на прошедшем семинаре представителей муниципальных образований Республики Коми. По данному вопросу выступила заместитель начальника управления экономики и анализа администрации Людмила Ивановна Аниськина. Установлена обязательность проведения независимой экспертизы решений Совета МО ГО «Сыктывкар» по вопросам бюджетной и налоговой политики, для чего создан экспертный совет по проведению публичной независимой экспертизы, в состав которого вошли сотрудники высших учебных заведений и другие эксперты, не являющиеся работниками администрации.
Выступление заместителя начальника финансового управления Минфина Республики Коми в городе Сыктывкаре Марии Владимировны Печеновой было посвящено целям и задачам в области бюджетной политики. Во-первых, в настоящее время в Сыктывкаре разработан план мероприятий, направленных на оптимизацию и совершенствование процессов управления муниципальными финансами на среднесрочную перспективу.
Во-вторых, поставлена задача вовлечения населения в процесс реформирования. Важно учитывать мнение граждан, проживающих на территории муниципального образования, в том числе по прогнозу социально-экономического развития города, по бюджету на очередной финансовый год, по удовлетворенности бюджетными услугами, оказываемыми муниципальными учреждениями населению, и другим вопросам. Этот процесс достаточно трудоемкий, требующий проведения социологических опросов, но в то же время результативный.
В-третьих, планируется дальнейший перевод бюджетных учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму немуниципальных организаций и автономных учреждений, а также вовлечение немуниципальных организаций в процесс предоставления бюджетных услуг.
Кроме того, актуальной задачей является внедрение комплексной автоматизированной системы планирования бюджета, обеспечивающей про-граммно-целевое планирование, ведение реестра расходных обязательств, планирование бюджетных ассигнований в зависимости от предполагаемых результатов деятельности учреждений.
В заключение хотелось бы отметить, что накопленный опыт муниципальной практики в области реформирования финансов призван способствовать ускорению развития системы эффективного муниципального управления. И с этой точки зрения окончание программы реформирования муниципальных финансов не означает ее завершение: очень важно закрепить наши наработки и постоянно совершенствовать их.
Поделиться