25 апреля 2024 года
Регистрация
Экономика — 20 апреля 2006

«Госзаказ-2006»: проблемы и перспективы

Версия для печати 2556 Материалы по теме
В середине марта в Международном выставочном центре «Крокус-Экспо» прошла Вторая всероссийская форум-выставка «Госзаказ-2006». Это единственное выставочно-конгрессное мероприятие в России в области государственных закупок, которое проводилось Минэкономразвития России в соответствии с распоряжением Правительства РФ после принятия нового закона о госзакупках. Целью проведения форума стало создание механизмов реализации закона и организации открытого диалога между госзаказчиками и поставщиками высококачественной продукции для государственных и муниципальных нужд.
Анастасия АНДРЕЕВА
плакат

От погон до танков

Организаторами выступили председатель форума-выставки – министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф, Минэкономразвития РФ и Межрегиональная общественная организация «Московская ассоциация предпринимателей». В оргкомитет вошли Институт управления закупками и продажами, Союз предпринимателей – ветеранов органов внутренних дел и правительства Московской и Ленинградской областей.
Продукцию представили более 300 производителей товаров и услуг. Свои экспозиции развернули ведущие федеральные министерства, службы и агентства. Отдельную комплексную платформу представили правительство г. Москвы и комитет г. Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов с участием 14 департаментов.
Самой популярной экспозицией, по заслугам, можно назвать стенд РАО «ЕЭС», в рамках которого была открыта электронная торговая площадка с демонстрацией процедуры электронных торгов.
Ассортимент предложенных товаров и услуг удивлял своим богатством. На одной выставочной площади спокойно соседствовали предприятия по пошиву спецодежды для государственных силовых структур и компании по разработке программных продуктов для электронной системы государственных закупок, организации, торгующие консервами, и фабрики по изготовлению медицинской мебели. На выставке постоянно действовали консультационные центры, где опытные специалисты в области госзакупок рассказывали об особенностях применения нового федерального закона.

Ответ держать МЭРТу
дядька с микрофоном
В рамках форума прошло несколько пленарных заседаний, круглых столов и обучающих семинаров, в работе которых приняло участие более 300 человек. Первой в череде этих мероприятий стала конференция «Вопросы нормативного регулирования и организации размещения государственных и муниципальных заказов». Статс-секретарь – заместитель министра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов открыл ее работу словами: «Для Минэкономразвития тема государственных заказов – одна из самых важных. Мы занимаемся этой проблемой с 1995 года. И вот в 2006 году наступил очередной этап в решении этого вопроса – вступил в силу новый закон о государственных закупках».
Объем государственных закупок становится больше год от года. Связано это не только с экономическим ростом, но и с постоянно увеличивающимся объемом бюджета, ужесточением организации в области государственных закупок. Все это приводит к тому, что государственные заказчики вынуждены прибегать к торгам для реализации своих задач. За последние шесть лет объем закупок вырос практически в 5 раз, и в прошлом году сумма затрат на государственные нужды перешагнула рубеж 1 трлн. рублей.
Тема госзакупок возникла не вчера. Последние 10 лет постоянно поднимался вопрос улучшения удовлетворения потребностей государства и муниципалитетов в товарах и услугах лучшего качества с наименьшими затратами. Вопросы обеспечения защиты интересов как муниципальных и региональных заказчиков, так и поставщиков – вот сектор тем последнего десятилетия, которые вылились в появление Федерального закона № 94-ФЗ.
Сложность принятия закона и продолжительность дискуссий по нему лишний раз подчеркивают не только болезненность этой темы, но и важность новаций. Например, появились способы размещения закупок на товарных биржах. Были уточнены процедуры при размещении закупок методом запроса котировок и т. д. Объем новаций достаточно велик.
Более полугода специалисты Минэкономразвития РФ дискутировали о том, может ли федеральный закон жестко регламентировать процедуры для бюджетополучателей других уровней – регионального и муниципального. В итоге договорились, что может. Таким образом в области госзакупок впервые появился нормативный акт, который распространяется по всей вертикали публичных финансов.
Особо острой стала для МЭРТ России тема преференций. Разработчики закона сталкивались с рядом настойчивых предложений описать особенности и преференции для какого-то отдельного рода закупок, поставщиков или товаров. Но такое решение проблемы было бы достаточно опасным с точки зрения возникновения каких-то особых зон и правил. В итоге в законе оговариваются всего три типа преференций: для организаций инвалидов, учреждений уголовно-исполнительной системы и субъектов малого предпринимательства.
Федеральный закон № 94-ФЗ сможет действовать в полной мере только после издания ряда дополнительных нормативных правовых актов правительства. Сейчас такая работа ведется: принято уже пять нормативных правовых актов. Это постановления «Об определении правительственного печатного издания» о госзакупках (им стал журнал «Конкурсные торги»), «Об официальном сайте» (www.zakupki.gov.ru), «О федеральном контрольном органе в сфере размещения заказов» (таким органом будет Федеральная антимонопольная служба). Органом, уполномоченным контролировать реестр контрактов, стала Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ, а общий контроль с 2007 года будет закреплен за Федеральным казначейством.

«Нет» коррупции и нарушениям!

зрители
Мартин Шаккум, председатель Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Госдумы РФ, отметил, что для его ведомства основной задачей при подготовке нового закона было противостояние коррупции. Анализ практики размещения государственных заказов на протяжении последних нескольких лет показывал огромное количество нарушений в сфере госзакупок. Например, зачастую отсутствие ограничений в законодательстве позволяло заказчикам устанавливать требования, которым соответствовала лишь одна организация. Сейчас же устанавливается исчерпывающий перечень требований к участнику торгов и перечень оснований, когда организация не имеет права размещать заказ. Другой пример. Отсутствие четкого правового регулирования позволяло произвольно описывать продукцию в конкурсной документации. Это приводило к тому, что заказчик обрисовывал ее таким образом, что поставить продукцию могла только одна совершенно конкретная фирма, под которую и готовилась эта документация.
Сейчас основная проблема, которая мешает полной реализации нового закона – отсутствие всех актов Правительства РФ. До сегодняшнего дня не определены перечень товаров, работ и услуг, закупка которых должна осуществляться исключительно на аукционе, порядок оценок конкурсных заявок, порядок пользования официальными сайтами, порядок пользования реестром контрактов и недобросовестных поставщиков и т. д.
От имени Счетной палаты, которая также принимала активное участие в подготовке Федерального закона № 94-ФЗ, на конференции выступил аудитор Счетной палаты РФ Сергей Рябухин. «По оценке наших специалистов, уровень консолидированного государственного заказа составит в этом году около 2 трлн. рублей. Это с учетом реализации на принципах софинансирования четырех нацпроектов, – сообщил аудитор. – И очень хочется надеяться, что все эти средства будут распределены так, как надо. Ведь после вступления в силу закона «О госзакупках» наступает следующий важный момент осуществления – контроль. Для Счетной палаты РФ теперь основная задача – организовать системный финансовый контроль, способный обеспечить мониторинг бюджетных расходов всей бюджетной системы.

Необходимы «черные списки» заказчиков
Как уже было сказано, следить за соблюдением контрактов в системе государственных закупок будет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ. Ее руководитель Сергей Павленко заметил, что, на его взгляд, достаточно большим упущением является отсутствие правовых санкций за невыполнение контрактов. Исправить это упущение нужно как можно быстрее. «Второе необходимое действие – формирование наряду с реестром недобросовестных поставщиков списка недобросовестных покупателей. Потому что не только поставщики, но и заказчики часто не выполняют своих обязательств», – отметил руководитель ФСФБН.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно