25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 4234 Материалы по теме
Алтайский край известен прежде всего как сельскохозяйственный регион. Однако перспективы его дальнейшего экономического развития и повышения собственной доходной базы бюджета связаны не только с развитием АПК.
Каковы основные направления финансовой политики, осуществляемой в крае, как проходило формирование бюджета края на 2006 год?
На этот и другие вопросы нашему корреспонденту Светлане Стрельниковой ответил председатель комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике Владимир ПРИТУПОВ.

Светлана Стрельникова: Владимир Геннадьевич, на какие ресурсы и решения делается ставка для того, чтобы ускорить экономическое развитие края, вывести его из числа дотационных регионов?
Владимир Притупов: На сегодняшний день экономика Алтайского края достаточно сильно ориентирована на аграрный сектор Промышленность Алтайского края в первую очередь специализируется на переработке продукции, производимой аграрным сектором. Отсутствие крупных предприятий-налогоплательщиков, способных оказать решающее влияние на формирование доходной базы бюджета, также одна из особенностей экономики края. В настоящее время успешное развитие экономики в крае возможно только за счет внедрения во все отрасли эффективных и передовых технологий, снижения уровня затрат и, как следствие, повышение уровня конкурентоспособности продукции, выпускаемой в крае. Темпы развития экономики Алтайского края оказывают решающее влияние и на рост доходов бюджета. Так, за счет положительной динамики социально-экономического развития доходы консолидированного бюджета края за последние три года увеличились в 1,7 раза. Собственные доходы краевого бюджета в 2006 году по сравнению с 2005 годом вырастут на 14%. При этом основной целью бюджетной политики, осуществляемой в крае, остается повышение уровня жизни населения, в том числе и за счет повышения уровня заработной платы. 

С.С.: Участвует ли бюджет края в финансовой поддержке успешно развивающихся предприятий, формирующих доходную базу бюджета?
В.П.: Безусловно, мы очень заинтересованы в успешном развитии предприятий, работающих на территории Алтайского края и уплачивающих здесь налоги. Одним из основных условий для формирования в крае устойчивой разноплановой экономики является поддержка успешно работающих предприятий органами власти края.
Такая поддержка оказывается в том числе и с использованием средств краевого бюджета, в форме компенсации части банковской процентной ставки по кредитам, привлекаемым предприятиями для развития производства. Объем средств, предусмотренный в краевом бюджете на эти цели в текущем году, составит 182 млн. рублей, что является значительной суммой с учетом напряженности нашего бюджета. В результате предприятия получат возможность привлекать кредиты на развитие производства на выгодных для себя условиях, а бюджет края – отдачу в виде увеличения поступлений налоговых платежей, в том числе и за счет создания новых рабочих мест. Причем такая помощь оказывается не только крупным предприятиям, но и людям, работающим в сфере малого бизнеса, предпринимательства.

С.С.: Владимир Геннадьевич, насколько существенно отличается бюджет 2006 года от бюджета прошлого года?
В.П.: Бюджет 2006 года формировался сложно. Если бюджет 2005 года был сложным с точки зрения существенного перераспределения расходных полномочий и концентрации всех социально значимых расходов на уровне краевого бюджета, то бюджет 2006 года был сложен в связи со вступлением в силу Федерального закона № 131-ФЗ.  Если ранее властные полномочия и наиболее ответственные вопросы жизнеобеспечения относились к сфере ответственности муниципальных районов, то со вступлением в силу Федерального закона № 131-ФЗ стала действовать новая схема, основанная на децентрализации. Система взаимодействия муниципальных районов и поселений с 1 января 2006 года существенно изменилась.
Особенностью нашего региона является то, что в Алтайском крае создано 797 муниципальных образований: 720 сельских и 5 городских поселений, 60 муниципальных районов, 12 городских округов. Масштабность и значимость межбюджетных отношений в крае определена и высокой степенью дотационности муниципальных образований. Несмотря на произошедшие изменения в налоговом и бюджетном законодательстве, доходная база местных бюджетов пока еще остается слабой. Так, удельный вес дотации в бюджетах муниципальных районов на 2006 год в среднем по краю составляет 64%. Только в трех муниципальных районах объем дотации составляет менее 50% в объеме бюджета. В бюджетах городских округов на 2006 год удельный вес дотации в объеме доходов в среднем по краю составляет 14%. В крае под действие «отрицательных трансфертов» не подпадает ни один муниципальный район и городской округ, что обусловлено низким уровнем их доходной базы. Поступление «отрицательных трансфертов» в краевой бюджет запланировано только из бюджетов 2 городских и 14 сельских поселений. Сумма «отрицательных трансфертов» в 2006 году составит всего 4,5 млн. рублей.

С.С.: В крае разработана и осуществляется программа по реформированию региональных финансов. Какие результаты вы планируете получить от ее реализации?
В.П.:  
Одной из основных предпосылок разработки Концепции реформирования региональных финансов Алтайского края на 2006–2007 годы стала необходимость существенно изменить ситуацию, сложившуюся в секторе общественных финансов края. Разрабатывая данную концепцию, мы опирались и на опыт, накопленный в данной области на федеральном уровне.
Целью реформирования региональных финансов является создание условий для устойчивого социально-экономического развития Алтайского края путем повышения эффективности управления региональными финансами и прозрачности использования бюджетных средств.
Концепция была представлена на конкурс в Министерство финансов Российской Федерации, где была признана одной из лучших. Реализация Концепции реформирования региональных финансов Алтайского края осуществляется как за счет бюджета Алтайского края, так и за счет субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов.
Одним из основных результатов, который мы ожидаем получить от реализации концепции, должно стать формирование в крае правовой базы, которая позволит создать механизмы обязательной публичной экспертизы законопроектов в области бюджетной и налоговой политики, что в конечном итоге должно повысить ответственность инициаторов таких законопроектов и снизить субъективизм при их разработке. Планируется поэтапный перевод части бюджетных организаций в негосударственную форму и утверждение перечня социальных услуг, которые могут оказываться организациями любых форм собственности. В крае должен появиться рынок бюджетных услуг, на котором в равных условиях будут конкурировать как бюджетные, так и негосударственные организации. Внедрение бюджетирования, ориентированного на результаты, позволит определить потребность в предоставлении бюджетных услуг в соответствии с установленным перечнем. В совокупности с установлением стандартов качества предоставления бюджетных услуг это позволит принципиально изменить схему бюджетного планирования, сориентировав ее на достижение конечных результатов.

С.С.: Владимир Геннадьевич, как вы оцениваете перспективы развития экономики и финансовой системы города Бийска в связи с присвоением ему статуса города – наукограда?
В.П.: Город Бийск – второй по величине город Алтайского края. Длительное время его экономика была ориентирована преимущественно на развитие оборонно-промышленного комплекса, в котором была занята значительная часть жителей города. Снижение объемов государственного оборонного заказа, уменьшение объемов оборотных средств и инвестиций существенно ухудшили экономическое положение города. В этой ситуации сумели удержаться на плаву и продолжить свое развитие те предприятия города, которые сделали ставку на поиск новых методов управления и новых технологий производства. Содействие развитию в городе в первую очередь наукоемких отраслей промышленности, модернизация производства позволит существенно усилить его экономику, повысить инвестиционный потенциал. Конечно же, результатом этого должно стать укрепление доходной базы местного бюджета, улучшение качества жизни людей, живущих в городе.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно