Версия для печати 967 Материалы по теме
жеская доля
В среду на встрече с представителями президентского кадрового резерва Дмитрий Медведев посетовал на недостаточное количество женщин в российской власти. «Я вчера (во вторник. -- Ред.) был в Испании, разговаривал с коллегами из правительства этой страны, они попеняли мне как президенту Российской Федерации, что у нас мало женщин в правительстве. Мне нечего было на это возразить», -- сказал президент. Между тем российский бизнес все более явно приобретает женское лицо. Лишь немногим меньше половины (42%) руководящих постов в российских компаниях, управляемых собственниками, принадлежит женщинам. Эти данные получены международной организацией Grant Thornton International в результате опроса более 7000 компаний из 36 стран мира, включая Россию. Выяснилось, что в топ-менеджмент женщинам легче пробиться в провинции, чем в Москве.

В России в рамках международного исследования бизнеса опрашивали 250 компаний с численностью персонала от 100 до 499 человек. Сфера деятельности респондентов -- обрабатывающее производство, торговля, строительство, рынок услуг. В опросе 2009 года принимали участие респонденты из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Новосибирска.

В среднем в мире только четверть руководящих постов в компаниях занимают женщины. При этом в трети компаний-респондентов по всему миру топ-менеджеров женского пола нет вообще. Меньше всего руководить бизнесом доверяют женщинам в Японии -- там лишь 7% руководящих постов принадлежат женщинам, в Бельгии -- 12%, в Дании -- 13%.

Любопытно, что со временем феминизм в бизнес-среде укрепляется отнюдь не в европейских странах. На Филиппинах в 2004 году женщины присутствовали в руководстве 39% компаний, в 2009-м -- в 47%, в Мексике за пошедшие годы число женщин-руководителей увеличилось с 27 до 31%, в Турции -- с 20 до 29%, в Гонконге -- с 26 до 28%, в Индии -- с 12 до 15%, в Сингапуре -- с 23 до 28%.

Европейские бизнес-леди, похоже, сбрасывают «обороты»: в Польше присутствие женщин в топ-менеджменте сократилось за эти годы с 36 до 32%, во Франции -- с 21 до 18%, в стране победившего феминизма, США, осталось неизменным -- 20%. В странах Латинской Америки женщин в руководстве в целом больше, чем в странах ЕС, -- 28% против 20. Больше всего женщин в руководстве компаний в сфере здоровья и образования -- 35%.

Позиции женщин как топ-менеджеров компаний в России заметно укрепились по сравнению с 2007 годом -- тогда лишь 34% респондентов заявляли о присутствии дам-руководителей в высшем руководстве компании. Стоит отметить, что в 2004 году Россия занимала первую строчку рейтинга с результатом, аналогичным результату последнего опроса (42%).

Самым феминистически настроенным российским городом оказался Новосибирск -- 65% респондентов заявили, что в высшем руководстве компании задействовано не менее, а то и более трех женщин. В Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге три и более женщины присутствуют в руководстве 42--45% компаний. Самым же суровым по отношению к слабому полу можно считать Санкт-Петербург -- топ-менеджерами 16% компаний оказались исключительно мужчины. Для сравнения: в других городах лишь 8% компаний практикуют чисто мужской топ-менеджмент (Москва, Нижний Новгород, Екатеринбург).

Если сравнить, какой удельный вес в высшем менеджменте составляют женщины, то в Москве среди руководящего персонала женщин меньше всего -- 36%, а в Екатеринбурге и Новосибирске -- 46 и 47% соответственно. Феминизм провинции, впрочем, может объясняться не столько бойцовскими качествами сотрудников женского пола, сколько тем, что в столице доля руководства в общей численности работников предприятия не так велика и составляет в среднем чуть менее 10% коллектива. В регионах же, в частности в Новосибирске, на руководящих постах трудится более 18% всех сотрудников предприятий, соответственно и женщин среди них больше.

Высокое положение России среди других стран по числу женщин-руководителей эксперты объясняют тем, что в России есть целый ряд высших руководящих должностей, традиционно занимаемых женщинами, -- главный бухгалтер, директор по маркетингу, директор по персоналу. «Однако если посчитать соотношение мужчин и женщин на посту генеральных директоров компаний, женщины окажутся в невыигрышном положении. В этом отношении России есть еще куда стремиться», -- говорит менеджер по персоналу Grant Thornton в России Людмила Гайдай.

Источник: "Время Новостей", Ирина СКЛЯРОВА
Поделиться