Версия для печати 2244 Материалы по теме
МГУ
Девятый съезд Российского союза ректоров, начавший свою работу в четверг, стартовал в весьма подходящий момент. Сейчас, когда министры правительства и лидеры «Единой России» регулярно рапортуют о реализации президентских инициатив по поддержке отечественной высшей школы в период кризиса, диалог между властью и научно-преподавательским сообществом обещает быть небесполезным. Запланировано, что второй день съезда начнется с выступления Дмитрия Медведева перед руководителями вузов, что само по себе свидетельствует о серьезности отношения государства к проблемам российских университетов.

Напомним также, что накануне открытия съезда ректоров, в среду, прошла итоговая коллегия Минобрнауки, на которой руководитель министерства Андрей Фурсенко заверил педагогов: несмотря на кризис, государство не собирается урезать преподавателям зарплаты и не планирует сворачивать ранее начатые программы -- например, было обещано продолжить совершенствование единого госэкзамена. Продолжится и намеченное в рамках нацпроекта «Образование» создание двух федеральных университетов -- Сибирского и Дальневосточного. Кроме того, на прошлой неделе было объявлено о том, что в Госдуму внесен законопроект, который в случае его принятия позволит институтам и университетам зарабатывать дополнительные деньги -- появится возможность открывать при вузах малые предприятия. Но не стоит забывать и о том, что открытие съезда ректоров совпало по времени с рассмотрением в правительстве скорректированного, «кризисного» бюджета на 2009 год. В числе прочего Минфин предлагает сократить расходы на высшее образование, что, вполне вероятно, не останется без внимания ректоров, собравшихся в эти дни в Москве.

Но в целом, по словам главы РСР, ректора Московского государственного университета Виктора Садовничего, участники мероприятия (более тысячи руководителей бюджетных вузов и около ста ректоров негосударственных учебных заведений) «прибыли в неплохом настроении». «В стабильные времена в отличие от кризисных труднее принимать инновационные решения», -- заметил г-н Садовничий, открывая вчера пресс-конференцию в Фундаментальной библиотеке МГУ. Точно известно, какие решения приняты не будут. Как сообщили «Времени новостей» в пресс-центре съезда, перевыборы главы РСР и руководящих органов союза не планируются.

В области академической политики, подчеркнул г-н Садовничий, российские ректоры целиком и полностью поддерживают меры, предложенные президентом Медведевым. В частности, ректор МГУ заявил, что, по его мнению, следует заморозить плату за обучение студентов, поступивших на небюджетные отделения. Вслед за ректорами питерских вузов (которые первыми выступили с такой инициативой) руководитель Московского госуниверситета настаивает на том, что студент-платник должен выплачивать лишь ту сумму, которая была оговорена при его поступлении, без всяких индексаций и повышений расценок. Кроме того, Виктор Садовничий призвал вузы «не задирать планку» -- установленная ими такса за обучение платника не должна превышать ту сумму, которую государство выделяет из бюджета на каждого бюджетного студента: «Если из бюджета ежегодно выделяется по 160 тыс. на каждого, то и с платника надо брать не больше».

По словам г-на Садовничего, накануне съезда ученый совет МГУ принял решение смягчить условия перевода платных студентов на вакантные бюджетные места. Если раньше для этого требовалось в течение четырех семестров учиться на круглые пятерки, то теперь решено «ослабить критерии, внеся соответствующие поправки в устав университета», -- достаточно в те же четыре семестра учиться на «хорошо» и «отлично». Правда, как заметил Виктор Садовничий, «вакантных мест больше на тех факультетах, где нет платных студентов, например на физическом факультете, мехмате и биофаке». В то же время «внебюджетных студентов больше на таких факультетах, как юридический, экономический, философский, но там как раз отсутствуют вакантные бюджетные места».

В том, что касается ныне существующего распределения студентов по специальностям, мнение ректора МГУ совпало с позицией министра образования и науки Андрея Фурсенко (см. «Время новостей» от 18 марта). Как и глава профильного министерства, г-н Садовничий полагает, что в наших вузах наблюдается явный переизбыток будущих юристов, экономистов и управленцев. «Судите сами -- из 7 млн российских студентов 800 тыс. учатся на юридических факультетах. Куда они пойдут после окончания вуза?» -- заметил ректор Московского университета. При этом во всей России лишь чуть более 50 тыс. молодых человек обучаются по специальности «приборостроение», а всего около 100 тыс. учатся на физико-математических отделениях и примерно столько же студентов изучают электронику. А ведь это именно те профессии, которые должны быть востребованы в ближайшем будущем, если мы хотим, чтобы отечественная продукция была конкурентоспособной, подчеркнул Виктор Садовничий.

В то же время ректор МГУ лишний раз продемонстрировал, что поддерживает далеко не все аспекты продвигаемой Минобрнауки реформы высшей школы. В частности, заметил он, ускоренное введение на естественнонаучных факультетах двухступенчатой системы обучения (бакалавриата и магистратуры) отрицательно скажется на качестве образования выпускников. «Для того чтобы подготовить востребованного специалиста, требуется пять-шесть лет обучения, в то время как степень бакалавра можно получить, окончив четыре курса», -- пояснил свою точку зрения Виктор Садовничий.

Необходимо усовершенствовать и систему приема в высшую школу, считает руководитель Союза ректоров. Г-н Садовничий известен своим скептическим отношением к ЕГЭ, однако, отвечая вчера на вопрос «Времени новостей», ректор МГУ подчеркнул, что ему не хотелось бы в этом учебном году «вносить смуту». Закон о едином экзамене принят, правила аттестации школьников-выпускников определены, 21 вуз получил право провести в этом году дополнительные испытания. «Ничего не изменится», -- заверил Виктор Садовничий.

Однако в будущем глава Российского союза ректоров все же хотел бы вернуться к пересмотру правил приема в вузы. «Моя мечта заключается в том, чтобы школьная аттестация и поступление в вуз были бы безусловно разделенными акциями, -- поделился своим мнением г-н Садовничий. -- Мне кажется, что более объективной системой была бы та, в которой есть три параметра, которые надо учитывать при проверке абитуриентов: школьная аттестация, школьная характеристика и победа в олимпиадах и дополнительные испытания в самом университете».

Источник: "Время Новостей", Михаил МОШКИН
Поделиться