Версия для печати 3290 Материалы по теме
автопром
В Германии базируются шесть крупнейших автомобильных концернов мира. И именно они страдают от глобального финансово-экономического кризиса больше всех. Ведь экспорт самых, пожалуй, лучших и дорогих автомашин мира сократился наполовину.

Первым тяжелое дыхание кризиса за спиной почувствовал концерн "Опель" - дочернее предприятие американского автогиганта "Дженерал моторс", которое находится под угрозой банкротства и существует только за счет кредитных гарантий американского правительства. Долгое время судьба "Опеля" была неясна. Правительство ФРГ категорически отказалось выделить ему средства из бюджета: мол, в этом случае деньги потекут за океан. Хотя и не бросило легенду германского автомобилестроения на произвол судьбы.

Министр экономики Карл-Теодор Гуттенберг специально отправился в США и добился согласия "Дженерал моторс" сократить до минимума свой пакет акций, профинансировать европейскую "дочку" в трудную фазу реструктуризации и отпустить ее восвояси. Теперь "Опель" ищет нового инвестора и надеется заполучить гарантии государства под банковские кредиты.

Однако избежать треволнений, вызванных новой экономической ситуацией, не удалось ни "Даймлеру", ни "Фольксвагену", ни "Ауди", ни "Порше", ни БМВ. На основных предприятиях автоконцернов увольнения пока не начались. По согласованию с профсоюзом "ИГ Металл" на всех заводах была введена лишь укороченная рабочая неделя. По такому графику, сказал "РГ" представитель профсоюза "ИГ Металл" Йорг Кётер, работает каждый четвертый из 700 тысяч автозаводцев Германии. За пропущенные дни рабочие получают от государства временное пособие - минимум 60 процентов от зарплаты. Некоторые предприятия "подкрепляют" пособие отчислением из своей кассы.

Однако от снизившегося сбыта пострадали не только главные автозаводы, но и поставщики комплектующих. Многие из них обанкротились. Последний пример - предприятие по изготовлению шарниров и двигательных систем "Эдша". После заявления о банкротстве шесть тысяч рабочих просто оказались на улице. Фирма по производству фар "Хеллер" также заявила о намерении начать увольнения.

Поэтому как нельзя кстати оказался принятый парламентом в январе закон о так называемой "премии по утилизации" старых автомобилей. За каждую легковую машину, сданную на утилизацию, ее собственник получает от государства 2500 евро. На эти цели правительство выделило ровно полтора миллиарда евро. Однако этой суммы точно не хватит до конца года - этим сроком первоначально планировалось ограничить действие закона. Ведь уже сейчас за премиями образовалась очередь, а в конце апреля все 600 тысяч возможных премий будут уже выданы. Выделение новых денег пока не планируется.

На сегодня ситуацию в немецком автопроме удалось стабилизировать. Но многие эксперты предупреждают, что черная полоса еще не пройдена, и призывают готовиться к худшему.

 В перспективе - "Большая единица"

Роль китов американского автопрома с момента его образования выполняли три крупнейших игрока на рынке - "Дженерал моторс", "Форд" и "Крайслер". Именно эти гиганты в течение десятилетий во многом способствовали, если не обеспечивали, успешное экономическое развитие США.

Однако, финансовый кризис сделал свое грязное дело: сегодня эксперты признают, что находящаяся в рецессии экономическая система не выдержит этих гигантов, вследствие чего они, выражаясь языком маркетологов, либо умрут, либо сольются воедино. "Большая тройка", по их словам, определенно станет "Большой двойкой", а, возможно, и "Большой единицей". Чтобы выжить на фоне депрессии и поставить на поток автомобили нового поколения, "Дженерал моторс" потребуется около трех лет.

Автогигантам нужен финансовый мостик, по которому они смогут в перспективе перейти в рост, однако этому бизнесу нужна реструктуризация, заявил на пресс-конференции в Нью-Йорке эксперт влиятельной американской исследовательской компании "Конференс борд" Кен Голдштейн.

Слова эксперта подтверждают и заявления первых лиц автомобильной индустрии. "Мы можем уйти из бизнеса, если не будет наличных денег, и не уйти из него, если подготовимся технологически", - полагает вице-президент "Дженерал моторс" Ларри Бернс.

"Дженерал моторс" и "Крайслер" заявили, что для выправления своего экономического положения им дополнительно потребуется почти 22 миллиарда долларов США. И это при том, что в 2008 году "Дженерал моторс" уже получила серьезную государственную поддержку в 13,4 миллиарда американских долларов, а представители "Крайслера" грозят в судебном порядке признать себя банкротами, если в ближайшее время не получат из бюджета финансовой помощи.

Сравнительные статистические данные за февраль 2009 и 2008 годов о показателях продаж автомобилей в США говорят сами за себя. "Дженерал моторс" - 33 237 (2008 г.) и 16 204 (2009 г.), снижение - 51,2 процента. "Форд" - 164 915 и 84 422, минус 48,8 процента. "Крайслер" - 41 709 и

15 519, спад - 62,8 процента. При этом аналогичные показатели иностранных производителей весьма отличаются от американских: "Хендэ" - 31 090 и 30 621; "Хонда" - 102 313 и 63 916. Примечательно, что некоторым компаниям и вовсе удалось уйти в рост по уровням продаж. Так, корейская "Киа" в минувшем феврале смогла увеличить свои продажи на 0,4 процента, продав американцам 22 073 автомобиля против 21 988 в феврале прошлого года. Однако лидером по росту продаж стала японская "Субару": 13 089 в феврале 2009 года против 12 906 в феврале 2008 года.

О том, как выглядит рынок глазами продавца, корреспондент "РГ" поинтересовался у менеджера одного из крупнейших автосалонов в штате Нью-Йорк "Смискейрнс" Тони Форселли. "За 35 лет работы в сфере продажи американских и японских автомобилей, - сказал он, - я впервые вижу настоящую экономическую катастрофу.

Продажи, мягко говоря, падают по всей стране и уже достигли отметки начала 80-х годов. Подавляющее большинство покупателей всегда приобретали автомобили в кредит. Если раньше, до кризиса, из десяти желающих кредит получали девять человек, то сегодня в лучшем случае речь может идти только о семи счастливчиках. Банки не верят в финансовую надежность клиентов, вследствие чего потенциальный покупатель так и остается потенциальным. И это с учетом того, что крупные американские производители предлагают покупателям кредит с нулевым процентом, чего раньше не было. Эти компании-автогиганты заключили с кредитными организациями соглашения, по условиям которых они компенсируют банкам их финансовые потери от кредита с нулевым процентом.

Это означает, что автоиндустрия в шаге от глубочайшей финансовой пропасти, выбраться из которой будет невозможно. Весьма ощутимым стимулом для покупателя американского автомобиля остается пакет скидок, которые предоставляет производитель. Общая сумма экономии при покупке автомобиля может достигать десяти тысяч долларов США, хотя нужно отметить, что речь все -таки идет о дорогих машинах.

Таким образом, крупнейшие фирмы фактически реализуют свою продукцию при минимальной прибыли. Однако и это не помогает. Из запланированных к продаже 100 автомобилей в месяц мы смогли продать только 30, однако далеко не все автодилеры могут похвастаться и таким показателем. Резкое снижение спроса населения на продажи новых и подержанных автомобилей через три-четыре месяца приведет к серьезным изменениям на рынке - многие дилеры уйдут с рынка, остальным придется объединяться с такими же жертвами финансового кризиса".

Ветеринар для "Ягуара"

В конце января 2009 года почти миллион британцев вместе с их семьями вздохнули с облегчением. Их рабочие места сохранены. Во всяком случае временно. Это стало понятно, после того как правительство Ее Величества решило не дать национальному автопрому кануть в Лету.

За последние несколько десятков лет британцы привыкли, что их национальная гордость - олицетворение роскоши и стиля - легендарные автомобильные марки скупаются иностранцами. Мало кто возражал, когда собственниками "Роллс-Ройса" и "Бентли" стали немцы. Затем опять же немецкий БМВ буквально воскресил МИНИ. Чуть позже на британский авторынок пришли американцы. "Форд" в 1989 году купил "Ягуар", а в 2000-м пополнил свою коллекцию еще и "Лэнд Ровером". То были славные времена процветания и благополучия. Времена, однако, быстро меняются. И подданные Ее Величества почувствовали приближение кризиса одними из первых. То, что британский автопром вместе с американским близок к краху, стало понятно весной 2008 года, когда "Форд" за скромные 2,3 миллиарда долларов продал "Ягуар" и "Лэнд Ровер" индийской компании "Тата". При этом и британцы, и американцы остались крайне довольны сделкой. Хотя только "Ягуар" обошелся американцам при покупке в 2,5 миллиарда долларов. Еще 2,9 миллиарда долларов в 2000 году стоил "Лэнд Ровер".

На вопрос, почему "Форд" так продешевил при продаже своих британских активов индийцам, быстро был найден разумный ответ. По оценкам экспертов, за почти 20 лет на "Ягуаре" американцы потеряли более 15 миллиардов долларов. Огромными были вложения "Форда" и в модернизацию "Лэнд Ровера", который последние годы даже стал приносить небольшую прибыль. Однако в кризисные времена американцам жизненно необходимы оказались наличные, и "Лэнд Ровер" выставили на продажу.

В конце 2008 года выснилось, что без вмешательства правительства английский автопром за несколько месяцев может обанкротиться. А это 850 тысяч рабочих мест. Причем первыми в списке компаний, которые нуждаются в экстренной госпомощи, оказались как раз "Ягуар" и "Лэнд Ровер". Допустить ситуацию, при которой на улицы выйдут протестовать против своего увольнения почти миллион британцев, правительство Ее Величества, конечно же, не могло. В итоге в конце января было принято решение: крупнейшие автопроизводители Великобритании получат финансовую помощь в размере 3,2 миллиарда долларов.

Между тем

Британское правительство разработало комплекс мер для стимулирования покупателей новых автомобилей. Речь идет в первую очередь о прямых субсидиях на покупку экономичных и экологически чистых машин.

Кислородная подушка от президента Франции

"Мы делаем максимум необходимого, чтобы во Франции сохранилась мощная автомобильная промышленность",- заявил не так давно Николя Саркози после встречи с руководителями концернов "Рено" и ПСА, в которых объединены марки "Пежо" и "Ситроен". Причем это было не только декларацией намерений: на той же встрече французский президент объявил об амбициозном плане спасения местного автопрома.

Ситуация в автомобилестроении, в котором занято 2,5 миллиона французов, а это 10 процентов активного населения страны, создалась угрожающая. Финансовый кризис нанес по нему, пожалуй, самый ощутимый удар. Увольнения, банкротства привели к тому, что многие французы стали переносить до лучших времен покупку новых "железных коней". В результате падения спроса только за ноябрь и декабрь прошлого года автомобильное производство сократилось на 15 процентов, а всего же за 2008 год это падение составило рекордных 38,7 процента.

Десятки тысяч рабочих заводов "Рено", "Пежо" и "Ситроен" в декабре и январе были отправлены в "технические" рождественские и новогодние отпуска. Зарплату им, правда, выплачивали, но в урезанном виде. Настроение у всех было совсем не праздничным еще и потому, что часто за временным отлучением от заводской проходной следует увольнение.

Объявив о программе вывода экономики из кризиса, Николя Саркози поставил во главу угла автомобилестроение. Он пошел навстречу настоятельным просьбам как Карлоса Гона, президента "Рено", так и главы ПСА Кристиана Стрейфа открыть для них государственные кредитные линии. Из-за финансовой бури автомобилестроителям как кислорода не хватало наличности.

Государство жадничать не стало, и каждый концерн получил по три миллиарда евро кредитов на пятилетний период. Причем под льготные шесть процентов годовых. В коммерческих банках им бы это обошлось в два раза дороже. Не осталась без внимания и компания "Рено тракс", филиал шведской фирмы "Вольво", которая производит во Франции "дальнобойные" грузовики. Ей было обещано кредитов на 500 миллионов евро.

Правда, "кислородную подушку" президент вручил французским автомобилестроителям только после того, как те дали клятвенное обещание: не допускать увольнений рабочих, а также не переносить производство за рубеж, в частности в страны Восточной Европы. А такие планы, откровенно говоря, у них были. Дело в том, что рабочая сила, к примеру, в Чехии, обходится ощутимо дешевле, чем во Франции. Как было подсчитано, средняя себестоимость автомобиля, произведенного там, ниже на 10-12 процентов. Отсюда отток производственной активности с запада континента на восток: если семь лет назад "Рено" и ПСА производили во Франции 3,7 миллиона машин, то в прошлом - 2,7 миллиона, то есть на миллион меньше со всеми вытекающими отсюда последствиями в плане занятости.

Не осталась в стороне и великая масса небольших компаний и фирм-субподрядчиков, обеспечивающих двух французских автогигантов самыми разнообразными компонентами и деталями. Ранее открытые для них государством кредитные линии будут увеличены в два раза и составят 200 миллионов евро. Идентичную поддержку субподрядчики получат от каждого автоконцерна.

И еще. Государство продлило срок действия так называемой "премии за утилизацию". Что это такое? Каждый француз, который сдает на слом автомобиль, отслуживший 10 и более лет, приобретая новое экологически чистое авто, имеет право на "премию" от государства в 1000 евро.

Погоня за лидером

По итогам двух месяцев нынешнего года автопром Поднебесной совершил гигантский скачок вперед. По данным Китайской ассоциации автопроизводителей (КАА), продажи в феврале выросли на 25 процентов, а показатели марта скорее всего будут еще выше. Главная цель на текущий год - взять рубеж в 10 миллионов проданных автомобилей (прогнозы по США - около 9,8 миллиона).

"Стремительный рост в нынешнем году можно объяснить мерами правительства страны, направленными на стимулирование внутреннего спроса, - рассказал "РГ" заместитель руководителя департамента стратегических исследований КАА Ни Цюань. - Если брать сегмент легковых автомобилей, то с 20 января был снижен в два раза - с 10 до 5 процентов - налог на покупку машин объемом двигателя менее 1,6 литра. Результаты не заставили себя долго ждать: за два месяца объемы продаж таких автомобилей выросли на 19 процентов".

Важным шагом стало создание специального фонда для обновления парка автомобилей в деревне. На помощь жителям села в приобретении новых автомобилей было выделено 730 миллионов долларов. Например, при покупке небольших грузовиков крестьяне получат 10-процентную скидку. Правда, в период действия программы каждому разрешается приобрести не более двух машин.

Поддержат автопром и 1,5 миллиарда долларов, которые государство выделяет на новые инженерные разработки, в том числе в сфере альтернативных видов топлива с возможностью их скорейшего внедрения.

Между тем сейчас поговаривают о том, что правительство Китая намерено пойти на укрупнение автопроизводителей. Примерный вариант заключается в следующем: сохраняются три-четыре производителя, которые ежегодно будут выпускать не менее двух миллионов машин, плюс к этому - пять-семь компаний, с конвейера которых будет сходить как минимум миллион авто. Официального подтверждения по данному плану пока не поступало, однако ряд экспертов считают, что такой сценарий может быть весьма эффективным.

Несмотря на поддержку государства, сами автопроизводители не остаются в стороне в деле привлечения клиентов. Чтобы посмотреть, чем и как заманивают покупателей, корреспондент "РГ" отправился в два автомагазина - китайской марки "Черри" и германского концерна "Фольксваген". Задача посмотреть, есть ли какие-то различия между поведением зарубежной компании и отечественной. Выяснилось, что и та, и другая в предоставлении разного рода услуг - быстрое оформление покупки, кредита и т. д. - практически ничем друг от друга не отличаются. А различия лишь в выборе самого клиента. Потенциальный автовладелец сам решает, на чем ему ездить: на "Черри", "Фольксвагене", собранном в Китае, либо же на "Ауди", привезенном из-за рубежа.

При этом государство старается по минимуму вмешиваться в непосредственный процесс реализации машин, не вводит заградительных пошлин, а полагается исключительно на рыночные механизмы. Каждому создаются равные условия - выживают сильнейшие. Наверное, и поэтому китайский автопром все ближе и ближе к мировому лидерству.

Источник: "Российская газета"

Поделиться