Версия для печати 3111 Материалы по теме
центр фискальной политики
Финансисты более чем из 30 регионов России приняли участие в семинаре, посвященном одному из актуальнейших вопросов сегодняшнего дня — управлению общественными финансами в условиях разразившегося кризиса.

Возможность собраться вместе и обсудить сценарии формирования бюджета 2009 г. в условиях кризиса, а также задать вопросы независимым экспертам, депутатам Государственной Думы, представителям Минрегиона финансистам предоставили «Центр фискальной политики» и «Сообщество финансистов России». Именно они организовали семинар на тему «Управление общественными финансами в условиях экономического кризиса».
Безусловно, сегодня особое внимание обращено к мероприятиям, направленным на стабилизацию финансовой ситуации в стране. Им и было посвящено выступление депутата Госдумы, президента «Сообщества финансистов России» Надежды Сергеевны Максимовой. Она напомнила собравшимся о том, что на поддержку российской экономики выделены огромные ресурсы — 5 трлн руб. Однако, как отметила Надежда Сергеевна, «осваиваются» эти средства не всегда оперативно.
Например, большая поддержка была оказана рынку труда — 43,7 млрд руб. Эти деньги должны направляться в регионы под их конкретные программы по поддержанию рынка труда. Но, по данным Минздравсоцразвития, на 25 февраля из 78 программ, представленных регионами, было одобрено 47, а профинансировано только две. Одна из причин такого положения дел заключается в том, что представленные региональные программы не привязаны к организации конкретных рабочих мест.
Кто больнее всего ощутит удары кризиса в плане поступления доходов в бюджет? Ответ на этот вопрос сегодня очевиден. Кризисная лихорадка прежде всего поразила регионы-доноры. «Резкое падение доходов данные регионы ощутили уже в октябре 2008 г., — отметила в своем выступлении директор “Центра фискальной политики” Галина Витальевна Курляндская. — В ноябре к ним присоединились малодотационные (дотационность которых составляет не более 20 %) и среднедотационные (дотационность которых составляет не более 60 %) регионы».
Таким образом, на создавшуюся ситуацию регионы должны были ответить новой бюджетной стратегией, то есть пересмотреть свои доходы и расходы и сделать их более реалистичными. Однако, как заметила Галина Витальевна, несмотря на уже очевидные пробелы в исполнении бюджета 2008 г., большинство регионов принимает бюджеты на 2009 г. с существенным ростом налоговых доходов. Такая же ситуация наблюдается и в отношении расходов. Конечно, это можно объяснить тем, что, верстая свои бюджеты, регионы ориентировались на федеральные макроэкономические показатели. Однако эти же показатели не помешали некоторым субъектам принять более консервативные и рациональные бюджеты. В качестве примера Галина Витальевна привела Пермскую область, представителей которой попросили поделиться опытом с коллегами на «круглом столе».
Данная ситуация показывает, что в настоящее время региональные власти должны в полной мере осознавать: схема, успешно действовавшая вчера, сегодня требует кардинального пересмотра. На этом сделала акцент в своем выступлении и заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политики Галина Сергеевна Изотова. Она подчеркнула, что бюджеты, которые сегодня приняты, и соответственно социальная, экономическая политика, действующая на региональном уровне, несовершенны и подлежат правке.
А для успеха дела нужно объединить усилия и федерального центра, и регионов, и муниципалитетов: это звенья одной цепи, которые не могут действовать разрозненно.
Поделиться