25 апреля 2024 года
Регистрация
Налоги и сборы — 02 апреля 2009

Налогам трубят сбор

Версия для печати 2252 Материалы по теме
налоги
Федеральная налоговая служба направила в правительство письмо о возможных дополнительных источниках доходов в федеральный и региональные бюджеты.

Цена вопроса - 1,4 триллиона рублей, то есть более 38 миллиардов долларов.

В пресс-службе ФНС подтвердили факт отправки документа. Напомним, что поручение проработать источники дополнительных налоговых доходов налоговикам дал премьер-министр Владимир Путин.

Во-первых, ФНС предлагает облагать налогом финансовые операции. То есть ввести новый налог для юрлиц в 0,5 процента за каждое перечисление денег со счета в уплату товаров, работ, услуг, имущества и имущественных прав. Дополнительные доходы в ведомстве оценивают в 400 миллиардов рублей. Такой налог, по мнению ФНС, может быть введен "временно, на период кризиса, и только для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", передает слова главы ФНС Михаила Мокрецова "Интерфакс". "Личных платежей граждан он не касается", - подчеркивают в ФНС.

Во-вторых, налоговая служба советует отказаться от недавно принятого решения об ускоренном возмещении налога на добавленную стоимость. И призывает вернуться к практике 3-месячного срока вынесения решения о возмещении НДС.

В-третьих, в ведомстве настаивают на введении обязательной регистрации плательщиков НДС уже с 2010 года, что обеспечит федеральному бюджету дополнительные доходы в сумме 500 миллиардов рублей. Это позволит сократить объекты контроля, отсечь от НДС-оборота фирмы-однодневки.

В-четвертых, налоговики хотят продлить срок взыскания налоговой задолженности до 3 лет и установить общий срок взыскания налогов, пеней и штрафов на это время. Это даст дополнительный доход в 36 миллиардов рублей.

В-пятых, ФНС считает, что пришло время сделать более прозрачным алкогольный и табачный рынки. К примеру, при начислении акцизов на табак перейти к единой специфической ставке в рублях за тысячу штук. Это не даст производителям занижать налоги за счет манипуляции с ценами, упростит налоговый учет и контроль. И принесет в бюджет 10 миллиардов рублей. Также предлагается ввести лицензирование перевозок спирта и норму минимального использования производственных мощностей предприятий.

В-шестых, налоговики просят открыть им доступ к тем банковским операциям, которые сейчас афишируют только перед Центробанком России и финразведкой.

Сейчас в ФНС ожидают реакции правительства на эти предложения. Однако Михаил Мокрецов в беседе с информагентствами признал, что многие из этих предложений "вряд ли понравятся бизнесу". И призвал "продумать эти меры без "горячки", но и не затягивать, если резервы бюджета будут таять".

Как вам это?
Антон Данилов-Данильян, председатель экспертного совета общероссийской общественной организации "Деловая Россия":

- Мы посмотрели предложения Федеральной налоговой службы о дополнительных источниках дохода и полагаем, что они крайне несвоевременны, хотя последние два в принципе можно поддержать. Но начнем по порядку.

Первое. Налог на финансовые операции, по замыслу ФНС, будет действовать фактически параллельно с налогом на добавленную стоимость. В такой конфигурации, да еще в условиях кризиса это лишь чрезвычайно усложнит как налоговое администрирование, так и текущую деятельность бизнеса. Если уж возвращаться к идее оборотных налогов, которым, по сути, является налог на финансовые операции, то не рядом, а взамен налога на добавленную стоимость. Они должны действовать исключительно поодиночке, как говорится, "выбирай себе, дружок, один какой-нибудь кружок". А иначе бизнес просто порвется. Вместо того чтобы заниматься делом, надо будет проводить сложные бухгалтерские расчеты и тратить время, кучу бумаги и нервов на бесконечные выяснения отношений с налоговыми органами.

Второе. Что касается предложения снова увеличить срок возмещения НДС, то хочу напомнить: решение об ускорении этой процедуры было принято для того, чтобы у предприятий появились короткие оборотные средства. Три месяца - это безобразно долго, фактически это вывод оборотных средств на этот срок. Предприятия вынуждены будут обращаться к банкам, а ставки кредитования выросли уже до 24-25 процентов. Не трудно догадаться, что это предложение наносит прямой удар по бизнесу. Объемы кредитования, конечно, возрастут, но обогатятся от этого только банки. А для предприятий это дополнительные расходы, значит, кое-какие производства станут нерентабельными. И придется снова увольнять работников.

Третье. Непонятно, зачем надо вводить дополнительную регистрацию для тех, кто платит НДС? Фактически все налогоплательщики уже и так зарегистрированы, у всех есть ИНН. В борьбе с фирмами-однодневками это не поможет, просто они несколько скорректируют свою работу. И никаких дополнительных налогов в бюджет мы не получим.

Четвертое. Не уверен, что даст эффект и введение трехлетнего срока для взыскания налоговой задолженности, пени и штрафов. Сейчас, наоборот, надо принять радикальное решение: списать не взысканную ранее налоговую задолженность, которая в основном в виде пеней и штрафов до сих пор отягощает балансы предприятий. Это существенно облегчит процесс консолидации бизнеса, покупку сильными компаниями совсем ослабевших. И тем самым позволит не доводить предприятия до банкротства, сохранить рабочие места.

Пятое. По алкогольному и табачному рынку, в принципе, предложения можно поддержать при уточнении всех нюансов. Недаром говорится, что дьявол кроется именно в деталях, и хорошую идею можно развернуть по-разному.

Шестое. Это же касается и допуска налоговиков к сведениям о банковских операциях, которые сейчас доступны только Центробанку и финансовой разведке. Такая тенденция наблюдается в Европе, в Америке, в других развитых странах. Но есть опять же нюанс. Он заключается в том, что параллельно с расширением практики финансовой прозрачности мы должны также расширять практику "одного окна". То есть создать государственную базу данных, где хранится ранее переданная каждым предприятием и банком информация. Иначе организациям придется несколько раз составлять одни и те же отчеты по запросу разных ведомств.

Конечно, искать новые источники поступления средств в бюджет необходимо. И здесь, в первую очередь, я предложил бы подумать над введением соответствующих акцизных платежей на товары, которые не производятся в России и пользуются сравнительно широким спросом (от бананов до бытовой техники и оборудования). Конечно, это скажется на росте цен. Но хочу сразу отметить, что практически любое увеличение налогового бремени в конечном счете ложится на население. Так или иначе, но бизнес находит способ, чтобы внести коррективы в свою ценовую политику и компенсировать дополнительные расходы.

Введение акцизов на товары, не производящиеся в стране, в меньшей степени, чем предложения ФНС, затронет интересы российского бизнеса, которому сейчас, наоборот, необходимо помочь. Это не значит, что надо заваливать его деньгами и льготами. Но и жестко закручивать гайки нельзя. От этого, в первую очередь, пострадает средний и высокотехнологичный инновационный бизнес. А наша страна и так чрезвычайно ориентирована на производство сырья и продуктов его первичной переработки. И, стало быть, мы только закрепим нашу сырьевую ориентацию.

Вадим Дробиз, руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя:

- В прошлом году не менее 10 процентов легальной водки было произведено из нелегального сырья. Введение лицензирования перевозок спирта, возможно, позволит собрать с сотни российских производителей спирта "какие-то дополнительные копейки".

Однако в итоге бутылка легальной водки, которая сейчас стоит не менее 95 рублей, будет несколько дороже, в зависимости от размера нового акциза. Что явно склонит часть покупателей к питью нелегальной водки по 40-50 рублей, произведенной из того же сырья, но без уплаты акцизов. Ее сейчас на рынке не менее 45 процентов.

Надежда Школкина, исполнительный директор Совета по развитию табачной промышленности:

- Напомню, что единая специфическая ставка акциза на табак у нас в стране уже действовала. При этом проигрывали производители дешевых сигарет - "вес" акциза в их цене был значительно выше, чем в цене дорогих сортов.

Сейчас на сигареты устанавливается максимальная розничная цена. С нее и уплачивают акциз производители сигарет, что достаточно накладно для них, но в какой-то мере позволяет контролировать розничную торговлю. Это достаточно прозрачная система, которая не позволяет манипулировать ценой.

Дополнительная налоговая нагрузка на отрасль может привести к серьезным проблемам на не самых крупных предприятиях. И так уже из-за курсовой разницы сырье (а табак у нас весь импортный) сильно подорожало. Производители не могут оперативно повысить отпускные цены - пачки уже напечатаны. К тому же табачный рынок - очень конкурентный, на нем трудно поднимать цены, как заблагорассудится. Например, в 2007 году, когда акциз повысился на 40 процентов, цены выросли лишь на 15 процентов. Но тогда у предприятий табачной отрасли был "подкожный жир". Теперь его стало гораздо меньше.

Источник: "Российская газета"
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно