Версия для печати 6204 Материалы по теме
Валентина АБРАМОВА,
председатель Комитета по экономике и финансам администрации муниципального образования Слюдянский район Иркутской области

Особенностью структурной организации бюджетных учреждений нашего района до вступления в силу Федерального закона № 131-ФЗ являлось то, что все бюджетные учреждения, находящиеся на территории городов и поселков, не имели собственных бухгалтерий, а обслуживались в централизованных бухгалтериях при администрациях внутримуниципальных образований. В отличие от других районов области, где такие же учреждения централизованно обслуживались в ведомственных централизованных бухгалтериях, у нас учреждения обслуживались в территориально расположенных централизованных бухгалтериях.
Этот основной фактор заставил нас в 2001 году принять решение о создании муниципального казначейства, так как по требованиям вступившего нового Налогового кодекса РФ все платежи централизованных бухгалтерий за третьих лиц – школы, детские сады и прочие учреждения, зарегистрированные как юридические лица, – стали незаконными.
В качестве альтернативного варианта рассматривалась возможность децентрализации централизованных бухгалтерий с последующим открытием отдельных бюджетных счетов и разделением учета. Но для этого потребовалось бы привлечь значительные бюджетные средства, которых в бюджете на тот момент и не было. Так, по примеру одной из централизованных бухгалтерий в одном из крупных городов района, при существующей штатной численности бухгалтерии в 36 единиц, при проведении децентрализации по нормативам штатная численность увеличилась бы до 83 единиц, а таких централизованных бухгалтерий (поменьше) нужно было децентрализовать в каждом городе или поселке. Но как при этом сохранить бюджетный учет и вести контроль за деятельностью новоявленных бухгалтерий, было неясно.
Единственно правильным решением было создание собственного муниципального казначейства. Только ведение лицевых счетов на одном бюджетном счете муниципального финансового органа позволило  производить все платежи от имени и по поручению клиента. Это и является основной причиной создания собственного казначейства, что в дальнейшем стало базой для целой собственной системы управления финансовыми средствами муниципалитета.
Для создания местного казначейства Комитет по экономике и финансам использовал многогранный опыт созданных в то время казначейств. В первую очередь опыт создания областного казначейства в Главном финансовом управлении Иркутской области, опыт Слюдянского отделения Федерального казначейства. Также был использован практический опыт создания казначейского исполнения бюджетов министерства финансов Саратовской области и администрации г. Братска Иркутской области.
В решении поставленной задачи создания муниципального казначейства был применен комплексный подход: проведен целый ряд организационных и методических мероприятий, использованы современные средства вычислительной техники и связи, применены современные информационные системы, что позволило очень быстро достичь поставленной цели. Но это стало только первым этапом дальнейшего развития новой системы управления финансами муниципалитета.
С середины 2001 года начаты подготовительные мероприятия по организации собственного казначейства, с начала 2002 года все расчетные счета бюджетополучателей были закрыты в банках, а с 1 января 2003 года все операции по исполнению местного бюджета по доходам и по расходам, за исключением средств федерального бюджета, находящихся на счетах Федерального казначейства, а также операции с целевыми средствами бюджетополучателей осуществляются на едином казначейском счете (ЕКС). Сначала ЕКС был открыт в отделении Сбербанка России, с 1 октября 2005 года ЕКС открыт в ОФК по Слюдянскому району.
На конец 2005 года в казначейском отделе финансового органа района было открыто 225 лицевых счетов, из которых 124 бюджетных, 30 внебюджетных и более 70 для учета целевых средств бюджетополучателей. Бюджетная роспись заведена на каждую администрацию города или поселка, на которую выделяются средства по полной бюджетной классификации РФ в разрезе лицевых счетов получателей бюджетных средств (как юридических лиц, так и структурных подразделений администраций).
Для оперативного автоматизированного учета доходов и расходов местного бюджета, казначейского исполнения местного бюджета в разрезе полной бюджетной классификации РФ по всем бюджетным учреждениям муниципального образования мы используем АС «Бюджет-Казначейство» НПО «Криста».
Данная автоматизированная система была централизованно закуплена и внедрена во все 36 районов Иркутской области Главным финансовым управлением Иркутской области в 2001 году. Одновременно с поставкой программы нам была передана вычислительная техника для финансовых органов, в течение нескольких лет проводилось содержание и постоянное обучение специалиста информационного отдела за счет средств областного бюджета.
В последующие несколько лет нами, как и большинством районов области, было уже самостоятельно закуплено и внедрено множество других программных продуктов НПО «Криста».
АС «УРМ» НПО «Криста» на сегодня установлена почти у всех бюджетополучателей, что позволяет казначейскому отделу принимать и обрабатывать практически все платежные документы уже в электронном виде, не затрачивая времени на механический ввод бумажных документов. Кроме того, бюджетополучатели через АС «УРМ» имеют оперативную информацию об изменении бюджетной росписи, размерах и формах финансирования и кассового расхода в разрезе лицевых счетов и бюджетной классификации.
ПМ «Бюджет-банк (ОФК)» обеспечивает электронный документооборот с банком и с отделением Федерального казначейства, значительно снижая рутинный ввод платежных поручений, что уменьшает количество «ручных» ошибок.
АС «Смета» приобретена и внедрена во все бюджетные учреждения района. Особенный эффект применения данной системы достигается в централизованных бухгалтериях.
За несколько лет работы приобретено достаточное количество современной вычислительной техники: рабочих станций и мощных серверов, сформированы внутренние сети, построены каналы связи, настроена топология сети Интернет, что сегодня приводит к тому, что минимальное количество персонала оперативно обрабатывает значительные объемы информации. Например, в момент, когда идет оплата единого социального налога, количество платежных поручений, ежедневно проходящих через банк, может доходить до 300, при штате казначейского отдела 3–4 человека.
Технология сервера приложений сегодня позволяет устанавливать АС «Смета» на технически устаревших персональных компьютерах бюджетополучателей. И не нужно сегодня приобретать современную вычислительную технику в больших объемах на местах, а достаточно нагрузить один мощный сервер плюс использовать уже созданные каналы связи, и десятки пользователей смогут работать с программой, используя при этом одну конфигурационную базу.
Все операции, связанные с исполнением местного бюджета, осуществляются в едином информационном пространстве и на едином счете, что позволяет производить рациональное использование бюджетных средств. Концентрация средств бюджета и средств бюджетополучателей сегодня нам создает небольшой денежный резерв, который в нужное время и на неопределенный срок может использоваться как кредитный ресурс, необходимый для покрытия временного кассового разрыва.
А применение современных технологий выплаты заработной платы через пластиковые карты, с использованием современных IT-технологий ведения электронного документооборота по ЕКС, позволяет в один день получить доходы бюджета и уже вечером  выплатить бюджетникам заработную плату от утром полученных доходов.
Совокупность всех этих организационных, программно-технических, технологических мероприятий, проведенных администрацией Слюдянского района в процессе перехода на новый уровень управления финансами, позволила создать платформу для дальнейшего модифицирования по требованиям законодательства бюджетного учета и добиться таких неплохих результатов.
Сначала на несколько лет была  полностью сохранена структура территориальных централизованных бухгалтерий, что позволило осуществлять бухгалтерский, налоговый и финансовый учет в бюджетных учреждениях с меньшим количеством штатных единиц при сохранении высокого качества предоставляемой отчетности и ведении учета. Сохранение централизованной бухгалтерии позволяет экономить только на выплате заработной платы дополнительным единицам, в случае если была бы проведена децентрализация, порядка полмиллиона рублей ежемесячно. Поэтому все затраты, которые понес муниципалитет на создание системы: закупку техники и программных средств, окупаются за несколько месяцев.
В дальнейшем наработанный опыт ведения автоматизированного учета и готовые информационные базы бухгалтерского и складского учета АС «Смета» легли в основу создания других централизованных бухгалтерий, определенных уже Законом № 131-ФЗ. Так, информационные базы нескольких сельских администраций вошли в централизованный бухгалтерский учет поселений, осуществляемый сотрудниками финансового органа муниципального района на АС «Смета». А информационная база администрации городского поселения лишь уменьшилась на ту часть полномочий, которые были переданы районному уровню. Соответственно вновь созданная ЦБ образования сформировала свою информационную базу АС «Смета» на основе баз таких же АС сельских и городских поселений района после передачи полномочий.
Практический опыт работы с АС «Смета» сотрудников администраций поселений создал благоприятные условия для быстрого и безболезненного внедрения новой системы НПО «Криста» АС «Бюджет поселения». Данная система обеспечивает двум крупным поселениям (Слюдянскому городскому и Култукскому поселковому) самостоятельное планирование и исполнение бюджета при условии ведения лицевых счетов поселений финансовым органом муниципального района. Вот такой симбиоз, когда полномочия санкционирования осуществляет один бюджет, а полномочия ведения кассового расхода на договорных основах ведет другой.
Крупный индустриальный город Байкальск решил самостоятельно вести санкционирование расходов и осуществлять кассовый расход бюджетных средств городского поселения, ведя учет на ЕКС в ОФК района. У них на это есть все условия: и кадровые возможности, и денежный потенциал на приобретение вычислительной техники и внедрение информационных систем НПО «Криста» АС «Бюджет» и АС «УРМ».

Справка по информатизации бюджетной сферы Иркутской области
•    26 из 27 муниципальных районов и  6 из 9 городских округов более пяти лет используют АС «Бюджет» НПО «Криста».  В г. Иркутске  используется программный продукт «АВИОНТ»,  в г. Братске – АС «АЦК» компании «БФТ». Два муниципальных образования являются вновь образованными, и на сегодня их бюджетный процесс не автоматизирован.
•    С 2000 по 2005 год в Главном финансовом управлении Иркутской области использовалась АС «Бюджет» НПО «Криста». С 2005 года – АС «АЦК» компании «БФТ».
•    Пять крупных городских поселений области и несколько сельских поселений используют АС  «Бюджет» и АС «Бюджет поселений» НПО «Криста».
•    В 24 муниципальных образованиях организовано муниципальное казначейство и используется АС «Бюджет-казначейство» НПО «Криста», из них в 20 используют АС «УРМ» НПО «Криста».
•    В 25 финансовых органах используется ПМ «Бюджет-банк (ОФК)» для электронного обмена с банком и федеральным казначейством.
•    В 13 муниципальных образованиях используют АС «Смета» НПО «Криста» – систему бухгалтерского и складского учета, из них  в 10 МО АС «Смета» используется в финансовых органах и в  12 используется централизованными бухгалтериями муниципалитета.
•    Семь МО создали единую систему управления бюджетным процессом в составе АС «Бюджет-казначейство» в финансовом органе и АС «УРМ» в связке с АС «Смета» во всех бюджетных учреждениях муниципалитета.  

Субъект Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, после проведения референдума 16 апреля 2006 года, с 2008 года планируется объединить с Иркутской областью.
•    В Финансовом управлении администрации УОБАО и во всех шести районах округа используется АС «Бюджет» НПО «Криста» с ПМ «Бюджет-банк (ОФК)» и функцией «Многобюджетность» для ведения учета сельских поселений.
-конец вреза 1-

Приглашаем на семинар

Около двух лет в Иркутской области действует представительство НПО «Криста» – ООО «Криста-Иркутск». Первый и самый крупный представитель разработчика в стране осуществляет работы по техническому сопровождению всех программных продуктов НПО «Криста» в Иркутской области, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, Республике Бурятии и Республике Тыва, а также выполняет проектные работы по внедрению информационных систем НПО «Криста» в других регионах страны.
С 28 по 31 марта в г. Иркутске НПО «Криста» проводит региональный семинар для органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований на тему «Бюджетирование, ориентированное на результаты. Организация исполнения бюджетов поселений». В семинаре примут участие представители Министерства финансов РФ и Министерства регионального развития РФ.
Цель семинара – рассмотрение организационных и методических подходов к повышению эффективности бюджетных расходов через управление результатами, в том числе обсуждение вопросов финансового планирования, управления государственными и муниципальными закупками, казначейского исполнения бюджетов через органы Федерального казначейства, совершенствования межбюджетных отношений на региональном уровне, знакомство с опытом организации исполнения бюджетов поселений, демонстрация и изучение новых программных разработок НПО «Криста» в рамках единой системы управления бюджетным процессом, ориентированным на результаты.
Приглашаем принять участие в семинаре всех заинтересованных лиц.

Василий Иванович САЙКОВ, глава муниципального образования Слюдянский район Иркутской области
Чтобы не просто существовать, но достойно жить и развиваться, мы должны привлекать инвестиции и изыскивать дополнительные источники доходов в районный бюджет и бюджеты поселений. Создание современных производств, развитие малого бизнеса при ожидаемом туристическом буме на перспективной площадке района на берегу озера Байкал даст, пусть и не сразу, но хоть какое-то наполнение районной казны на первое время.
Но как учесть все нюансы, как рассчитать свои доходы и расходы, как готовить современную по международным требованиям отчетность, как одновременно работать с десятком новых поселений, а значит с десятком самостоятельных поселенческих бюджетов?
Одновременно с этим мы не должны забывать и об экономии бюджетных средств. Множить бухгалтерии, тратить большие бюджетные средства на содержание «счетоводов» при огромном дефиците этих же бюджетов – это верх некомпетентности.
В Слюдянском районе уже давно пошли по пути автоматизации и введения современных технологий. Немногим более пяти лет в финансовом органе района – Комитете по экономике и финансам администрации Слюдянского района – действует казначейское исполнение бюджета, создан свой казначейский отдел, который  уже доказал на деле свою эффективность. Комплексная система управления бюджетным процессом, созданная для районного уровня специалистами НПО «Криста», позволяет организовать эффективное и качественное управление информационными потоками бюджетного процесса, отвечающего индивидуальным требованиям каждой конкретной организации.

Иван Иванович ПАНЧЕНКО, глава администрации Байкальского муниципального образования Иркутской области
Город Байкальск привлекает туристов своим мягким микроклиматом, снежной зимой, развитой туристической инфраструктурой. А в связи с предстоящим созданием Байкальской рекреационной зоны город, как самостоятельное муниципальное образование, может и должен зарабатывать деньги в бюджет сам. Мы ежегодно проводим музыкальные фестивали, массу культурных, спортивных форумов, у нас прекрасная горнолыжная база, славящаяся на всю Восточную Сибирь.
Разнообразие источников средств, поступающих в городской бюджет на проведение различных мероприятий, учет собственных доходов в основной своей части от градообразующего предприятия – Байкальского ЦБК уже предполагает грамотное планирование и исполнение своего бюджета. Но в современных условиях без автоматизации бюджетного процесса можно забыть о его прозрачности и оперативности, а взаимодействие с Федеральным казначейством, вышестоящими финансовыми органами и банком по определению не может быть эффективным.

Поделиться