Версия для печати 2304 Материалы по теме
заседание Кавказ
В конце мая в столице Республики Адыгея Майкопе состоялось заседание Комитета по бюджету и налоговой политике Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Южного федерального округа «Северный Кавказ».
Инна СЕДОВА

По первому вопросу «Повышение эффективности использования земельных ресурсов» выступил И. А. Перонко, заместитель главы администрации Краснодарского края, руководитель Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, председатель комитета по бюджету и налоговой политике Ассоциации «Северный Кавказ». «Непростая экономическая ситуация, в которой оказались все регионы России и соответственно Южного федерального округа, заставила нас пересмотреть систему управления земельными ресурсами, чтобы эффективнее использовать каждую сотку, каждый квадратный метр земли, — отметил Иван Александрович. — За последние пять лет арендная плата за землю выросла в Краснодарском крае с 3 млрд до 6,4 млрд руб., земельный налог с 1,5 млрд до 4 млрд руб. Тем не менее, — подчеркнул главный финансист края, — в плане увеличения земельных платежей у нас есть серьезные резервы».

Однако воспользоваться этими резервами мешает несколько факторов

и прежде всего недостаточность информации, необходимой для исчисления земельного налога. Идентификация таких сведений затруднена вследствие несоответствия данных в информационных базах Федеральной регистрационной службы, Роснедвижимости и Федеральной налоговой службы. Между тем значительное количество земельных участков длительное время не осваивается и, следовательно, нельзя говорить об их эффективном использовании. Поэтому в Краснодарском крае ведется работа по выявлению таких участков и сейчас ставится вопрос о прекращении прав землепользования. Причем эта проблема характерна не только для Краснодарского края: по всей России существует огромное количество неосвоенных земельных участков, предоставленных для строительства.
Другая проблема — оформление прав на участки, образованные из невостребованных земельных долей. Ни арендная плата, ни земельный налог
с этих участков не уплачиваются. Краевые и местные органы власти под эгидой Законодательного собрания края серьезно занимаются данным вопросом, чтобы все-таки каким-то образом оформить невостребованные земельные доли и найти им эффективное применение.
Для курортного региона характерна еще одна «земельная» проблема: использование участков под временными сезонными сооружениями. Серьезная проработка этого вопроса дополнительно принесет бюджету края 400 млн руб. доходов в виде арендной платы за земельные участки под временными сезонными сооружениями.
А вот следующая проблема отнюдь не «курортная». Речь идет о стоянках для автомобилей перед офисами и магазинами. В любом более или менее крупном городе страны можно увидеть таблички «только для клиентов», «только для сотрудников» и вполне разумно, чтобы компании, заботящиеся о своих клиентах и сотрудниках, платили арендную плату за пользование землей. Так, в Краснодаре посчитали, что одно парковочное место в городе может принести в бюджет 2–3 тыс. руб. в год в виде арендной платы, а таких мест в Краснодаре тысячи.
Кроме того, существуют сложности налогообложения земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома. Основная проблема здесь — отсутствие межевания земельных участков и информации о доле налогоплательщиков в общей долевой собственности. Как в Краснодарском крае пытаются решить эту проблему? Один из рецептов: в регионе активно используют средства Фонда содействия реформированию ЖКХ на ремонт многоквартирных домов. Но, чтобы вступить в программу, нужно выполнить условие — оформить земельный участок под многоквартирным домом, поставить его на кадастровый учет.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов

«Актуальные вопросы организации кассового обслуживания исполнения региональных и местных бюджетов» — так звучал второй вопрос заседания.
В ряде регионов России, в том числе и в Южном федеральном округе, эффективно функционирует система кассового обслуживания исполнения региональных и местных бюджетов финансовыми органами субъектов РФ. Это обеспечивает методологическое единство бюджетного процесса, повышает оперативность и прозрачность движения финансовых потоков. Однако Минфин России и Федеральное казначейство приняли решение о расторжении Регламентов о порядке и условиях обмена информацией между финансовыми органами субъекта РФ и органом Федерального казначейства при кассовом обслуживании исполнения региональных и местных бюджетов, заключенных с нарушением ст. 9 Бюджетного кодекса, до 1 января 2010 г.
Это решение создаст существенные препятствия для реализации финансовыми органами субъектов РФ и органами местного самоуправления бюджетных полномочий, — считают члены комитета. Потребуется программное
и техническое переоснащение, переобу­чение специалистов, что в условиях кризиса вызовет значительные сложности при исполнении бюджетов.
Н. С. Максимова, депутат Государственной Думы, председатель Сообщества финансистов России, в связи с этим отметила, что финансовая поддержка из федерального бюджета региональных бюджетов будет оказываться очень избирательно, поэтому кассовое обслуживание исполнения бюджетов в значительной степени влияет на то, как управляет финансами соответствующий бюджет. «В связи с окончанием в 2009 г. переходного периода Федеральное казначейство поставило задачу ликвидировать казначейское управление на региональном уровне. На мой взгляд, это неправильно, так как Федеральное казначейство сегодня не готово управлять имеющимися финансовыми ресурсами» — подчеркнула Надежда Сергеевна. В отношении возможности осуществления кассового обслуживания местных бюджетов финансовыми органами субъектов она добавила: «Мы неоднократно поднимали вопрос о передаче полномочий на осуществление кассового обслуживания исполнения местных бюджетов финорганам субъектов, но различные муниципальные сообщества выступают против этой нормы, так как считают, что субъекты будут давить на них, мешая им тем самым исполнять свои финансовые функции». (Сегодня мы не будем подробно останавливаться на вопросе кассового обслуживания исполнения бюджетов. В редакции готовится подборка материалов по данной проблеме, которая будет опубликована в ближайшем номере «Бюджета». — Прим. редакции).

Антикризисные меры

Не могли финансисты обойти стороной и антикризисные меры, что стало темой для обсуждения за круглым столом. Н. С. Максимова отметила: «Как вы знаете, существенно изменились макроэкономические параметры бюджета-2009 — с 11 трлн до 6 трлн руб. снижена доходная часть и это, конечно, повлияло на ситуацию с поддержкой федеральным бюджетом консолидированных региональных». Хотя обозначено, что на 150 млн руб. вырастут дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов и на столько же — бюджетные кредиты. Уже в ближайшее время должны быть одобрены изменения  Правил предоставления этих средств. «Принято наше предложение выдавать бюджетные кредиты на временный кассовый разрыв без условия, которое было прописано ранее: отсутствие кредиторской задолженности, — обрадовала собравшихся финансистов депутат. — Наша задача № 1 — утвердить эти правила». А вот принятие поправок к региональным бюджетам на текущий год — одно из условий предоставления бюджетных кредитов. «Бюджетные кредиты будут предоставляться на временный кассовый разрыв, они должны выдаваться в первую очередь, чтобы не допустить кредиторской задолженности», — подчеркнула Надежда Сергеевна.
Кроме того, кредиты будут предоставляться и на погашение дефицита бюджета. Там будет присутствовать норма: при недопущении прироста кредиторской задолженности. «Прироста, а не наличия», — подчеркнула парламентарий.
Также бюджетом предусмотрены кредиты на строительство дорог. «Когда вносились поправки в бюджет-2009, очень сильно пострадали субсидии, в том числе те, что выделялись на строительство, капитальный ремонт и содержание дорог, — напомнила Н. С. Максимова. — Кому-то оставили 85 % от первоначальной суммы, другим повезло значительно меньше: субсидии урезаны до 32,8 %. И тут будет действовать норма: к этим кредитам не будут иметь доступа те регионы, у которых осталось 85 % от первоначально заложенных сумм».
Поделиться