Версия для печати 6103 Материалы по теме
биматов
В Пермской области (а затем и в Пермском крае) вопросам осуществления закупок за счет бюджетных средств всегда уделялось повышенное внимание как одному из приоритетных направлений экономического развития региона и одной из основных сфер взаимодействия власти и бизнеса. В регионе внедрена распределенная (частично централизованная) модель размещения государственного заказа, которая за три года доказала свою эффективность.
Марат БИМАТОВ, министр развития торговли и предпринимательства Пермского края

В Пермском крае приоритетность для региона государственного заказа и его привлекательность для участников рынка определяется в первую очередь значительным объемом. Так, расходы бюджета на закупки в 2008 г. составили 17,7 млрд руб. В 2009–2011 гг. при условии благоприятной экономической ситуации закупки прогнозируются в еще большем объеме (см. диаграмму 1).
диаграмма 1
В 2008 г. размещено заказов (заключено контрактов и договоров) с учетом долгосрочных на сумму 22,6 млрд руб. В результате применения конкурентных процедур сэкономлено 2,9 млрд руб. или 11,6 % от размещенных средств. Открытый аукцион по сравнению с конкурсом является в регионе преимущественным способом размещения заказа. Так, за 2008 г. по итогам открытых аукционов, в том числе в электронной форме, заключен 3241 контракт, в то время как по итогам открытых конкурсов лишь 261.

Система размещения государственных заказов

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о размещении заказов) предоставляет свободу выбора при определении модели (системы) размещения государственных заказов. Грамотное использование предоставленной свободы позволяет организовать систему размещения заказов, в рамках которой минимизированы условия для возникновения коррупционных тандемов власти и бизнеса.
В Пермском крае внедрена распределенная (частично централизованная) модель размещения государственного заказа (далее — Система), которая предусматривает оптимальное распределение функций и ответственности между участниками процесса закупок (см. диаграмму 2). Суть Системы в том, что ни один участник процесса не имеет возможности влиять на процедуру торгов от начала (формирование документации и технического задания) до конца (определение победителя). Принципы Системы: отсутствие концентрации полномочий, гласность (прозрачность) процедуры, персональная ответственность должностных лиц.
диаграмма 2
Ядром (центром) единой Системы является орган, уполномоченный на размещение заказов для государственных заказчиков, — Министерство развития торговли и предпринимательства Пермского края (обозначен на диаграмме 2 как «УО») (далее — Министерство), обязанный также вести официальный сайт и реестр государственных контрактов, заключенных от имени Пермского края.
В настоящее время действует пять единых комиссий (обозначены в диаграмме 2 как «Комиссия»), созданных уполномоченным органом по отраслевому признаку и осуществляющих размещение государственного заказа Пермского края путем проведения конкурсов и аукционов. При этом заказчик (обозначен в диаграмме 2 как «З») вправе передать часть функций по размещению заказов на аутсорсинг специализированной организации (обозначена в диаграмме 2 как «СО»), которую ежегодно выбирает уполномоченный орган на конкурсной основе.
Взаимодействие уполномоченного органа и государственных заказчиков осуществляется в рамках постановления правительства Пермского края от 16 февраля 2007 г. № 16-п «О порядке взаимодействия исполнительного органа государственной власти Пермского края, уполномоченного на осуществление функций по размещению заказов для государственных заказчиков, и государственных заказчиков». Такая Система действует на территории Пермского края вот уже третий год и доказала свою эффективность. Так, по результатам национального рейтинга прозрачности Пермскому краю по итогам работы в 2007 г. присвоена категория «Высокая прозрачность» (уровень 2 из 5), в то время как в 2006 г. была лишь «Базовая прозрачность» (уровень 4 из 5). По оценке рейтинга уровень завышения цен на территории края составил 1 %, а среднее количество участников торгов — 4,5 человека.
Еще одним результатом внедрения существующей Системы стало снижение доли обоснованных жалоб на действия государственных заказчиков и единых комиссий Пермского края с 22,6 % в 2007 г. до 11,3 % в 2008 г. при росте общего количества жалоб с 84 до 124 соответственно (см. диаграмму 3).

Автоматизация системы размещения государственных заказов

Инструментом реализации Системы, несомненно, стало введение в промышленную эксплуатацию с сентября 2007 г. Автоматизированной системы по планированию, размещению и исполнению государственного заказа Пермского края на основе программного продукта «Госзакупки». В Автоматизированной системе зарегистрировано более 1400 пользователей, в том числе более 800 участников размещения заказа. Автоматизированная система постоянно модернизируется и адаптируется к изменениям законодательства о размещении заказов.
диаграмма
Частью Автоматизированной системы является электронная площадка, позволяющая проводить электронные аукционы. Всего на электронной площадке (адрес в сети Интернет — goszakaz.perm.ru) государственные заказчики провели более 1500 электронных аукционов, в том числе в 2008 г. — 1131. В основном на электронных аукционах размещаются заказы на ремонтные работы, оказание услуг по проведению различных мероприятий, поставки оргтехники, медицинского оборудования, продуктов питания и пр.
За 2006–2008 гг. по итогам электронных аукционов заключено 47,1 % контрактов от общего количества всех заключенных договоров за указанный период, тогда как по итогам запросов котировок (процедуры, близкой к электронным аукционам) — лишь 15,6 %. Помимо проведения электронных аукционов Автоматизированная система обеспечивает автоматизированное ведение официального сайта в сети Интернет «Госзаказ Пермского края» и реестра государственных контрактов.

Информационное и кадровое обеспечение размещения государственных заказов

Официальный сайт в сети Интернет «Госзаказ Пермского края» работает круглосуточно, за доступ к нему плата не взимается, в связи с чем площадка доступна любому заинтересованному пользователю. Среднее количество обращений к сайту — более 60 тыс. пользователей в сутки.
Полную картину размещения заказов в Пермском крае любое заинтересованное лицо может получить на главной странице сайта, где представлена краткая статистика о проведенных процедурах размещения госзаказов. Усовершенствованная система поиска информации позволяет осуществить поиск по всем страницам сайта по введенному на главной странице ключевому слову. Кроме того, в разделе «Государственный заказ» предоставлена возможность поиска закупки по отрасли, интересующей предпринимателя.
Также существует возможность автоматической рассылки уведомлений обо всех имеющихся на сайте извещениях о проведении процедур размещения государственного заказа. Подписаться на рассылку может любой заинтересованный потенциальный поставщик, зарегистрированный на сайте. Созданные возможности сайта «Госзаказ Пермского края» позволили занять девятое место в рейтинге информационной доступности официальных сайтов для размещении информации о закупках. Конкурс был проведен впервые по итогам 2008 г. Институтом развития свободы информации среди 83 сайтов субъектов РФ, включая официальный сайт РФ.
Доступность информации о размещении заказов обеспечивается также обязательным опубликованием в официальном печатном издании — журнале «Вестник конкурсных торгов». Помимо информации о размещении краевого государственного заказа в журнале публикуются сведения о размещении муниципального заказа 23 органами местного самоуправления края, освещаются основные проблемы государственных и муниципальных закупок в современной России. Публикация информации в журнале для государственных и муниципальных заказчиков бесплатная.
В целях информирования потенциальных поставщиков, исполнителей и подрядчиков (в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства), а также заказчиков Министерство в 2007–2008 гг. разработало и издало методические материалы по вопросам размещения заказов (сборники, пособия, буклеты). Изданные материалы распространялись среди большого числа организаций бесплатно. Помимо информативной функции издание и распространение подобных материалов реализует функцию по обучению участников процесса закупок, ориентированную на повышение их квалификации.
Для этого сотрудники Министерства:
  • регулярно самостоятельно проводят семинары, предназначенные для участников размещения заказа, заказчиков, или выступают на них в качестве лекторов (за 2007–2008 гг. проведено 24 семинара, на 2009 г. запланировано восемь бесплатных семинаров);
  • предоставляют консультации по обращениям участников размещения заказов и заказчиков (около двух тыс. ежегодно). При этом консультации могут быть предоставлены как при личном обращении в Министерство, так и по телефону, а также в ответ на письменные запросы.
  • Таким образом, на территории Пермского края создана и успешно функционирует система размещения государственного заказа, уникальная в своем исполнении. Особый порядок взаимодействия участников процесса закупок и постоянное повышение квалификации всех специалистов, занимающихся вопросами закупок, являются основными «козырями» внедренной Системы в борьбе с коррупцией.

Разработки в сфере размещения государственных заказов

При непосредственной организации закупочного процесса как системы последовательных взаимосвязанных этапов (формирования, размещения, исполнения государственного заказа) Министерство в целях упрощения процесса закупок и взаимоотношений его участников на каждом из этапов внедрило разработки, причем некоторые из них представляют собой ноу-хау в сфере размещения заказов на уровне Российской Федерации. В целях регламентации процесса планирования размещения краевого государственного заказа на краткосрочную перспективу на этапе формирования закупки разработана и утверждена приказом Министерства единая для всех государственных заказчиков Методика планирования размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Пермского края. Методика представляет собой прозрачный инструмент, интегрирующий процессы прогнозирования объемов закупок, планирования размещения заказов и формирования и исполнения бюджета Пермского края по расходам. В Методике определены общие алгоритмы (регламенты), сроки и принципы планирования, порядок формирования лотов и начальных цен контрактов (лотов), принципы выбора способов размещения заказов, порядок планирования размещения заказов у субъектов малого предпринимательства.
Для минимизации типичных ошибок, допускаемых участниками размещения заказа при подготовке заявок на участие в конкурсе, аукционе или котировочных заявок, с одной стороны, и ошибок государственных заказчиков при подготовке соответствующих документов — с другой, Министерство разработало и утвердило обязательные для применения государственными краевыми заказчиками типовые формы документов, используемые при осуществлении закупок путем проведения открытого конкурса, открытого аукциона, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок и размещения заказов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Применение типовых форм документов позволяет упростить процедуру закупок для обеих сторон «разыгрываемого» государственного контракта, унифицировать все процедуры размещения заказов и предъявляет единые требования к порядку оформления документов и принятию решений при осуществлении закупок всеми государственными заказчиками Пермского края.
В 2009 г. Министерство планирует разработать типовые формы технических заданий на некоторые виды наиболее часто закупаемой продукции (например, мебель, оргтехника и пр.), которые будут способствовать повышению качества формирования специалистами заказчиков требований к товарам, работам, услугам, выставляемым на торги.
В целях повышения качества поставляемой продукции для краевых нужд и устранения возможностей для злоупотреблений при поставках продукции в процессе исполнения государственных контрактов (заключительный этап закупочного процесса), приказом Министерства утвержден Регламент приемки товаров, поставляемых для государственных нужд Пермского края (далее — Регламент приемки товаров), и Перечень товаров, приемка которых осуществляется в соответствии с Регламентом приемки товаров. Регламент приемки товаров представляет собой уникальный инструмент, аналоги которого отсутствуют в других регионах РФ, и содержит принципиально новые для сферы размещения заказов возможности проведения приемки товаров.
Так, Регламентом предусмотрено проведение коллегиальной (общественной) приемки товаров. Суть ее — привлечение к процессу приемки-передачи товаров как минимум трех представителей заказчика, в том числе специалиста, разрабатывавшего функциональные и качественные характеристики закупаемых товаров. А также представителя поставщика, представителя участника размещения заказа, заявке на участие в конкурсе (аукционе, запросе котировок) которого присвоен второй номер, представителя независимой экспертной организации (эксперта) и других незаинтересованных лиц (в случае необходимости). Присутствие представителя компании, не ставшей победителем торгов или запроса котировок, стимулирует поставщика-победителя особенно тщательно подходить к исполнению принятых на себя обязательств: поставить товар такого качества, чтобы даже конкурент не нашел недочетов.
В случае поставки товара ненадлежащего качества в обязанность недобросовестного поставщика входит замена товара на товар соответствующего качества, а также оплата расходов, связанных с проведением независимой экспертизы. На сегодняшний день Регламент приемки товаров успешно применили более 20 государственных заказчиков. К тому же указанный регламент получил поддержку у Пермской торгово-промышленной палаты и Контрольно-счетной палаты Пермского края.
Конечно, это лишь часть возможных мероприятий, позволяющих противодействовать проявлениям коррупции при осуществлении закупок, сделать доступным краевой государственный заказ для бизнес-сообщества и обеспечить получение товаров, работ, услуг необходимого качества. Надеемся, что наш опыт будет полезен при организации системы размещения заказов и организации процесса закупок в других регионах и муниципальных образованиях РФ.
Поделиться