25 апреля 2024 года
Регистрация
— 20 марта 2006

Как военные решают учетные проблемы

Версия для печати 4332 Материалы по теме

Начфины войсковых частей перешли на новые стандарты учета по приказу ко-мандования 1 января 2005 года (см. «Бюджетный учет» №3/2005). Спустя более года И.В. ГEЙЦ, заместитель начальника отдела методологии бухгалтерского учета и налогооб-ложения Главного финансово-экономического управления Минобороны России,  говорит о том, что окончательное внедрение бюджетного учета в Вооруженных силах России про-изойдет лишь в 2007 году.

Оперативный учет
Внедрение Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 24 августа 2004 г. № 70н (далее по тексту – Инструкция № 70н) невозможно без полномасштабной автоматизации учетного процесса. Однако из-за сложностей в обеспечении военных учреждений компьютерной техникой и программными продуктами, переход на новые стандарты учета до 1 октября 2005 года оказался затруднительным.
Фактически военные учреждения на сегодняшний день ведут в соответствии с требованиями Инструкции № 70н только учет финансовых активов и обязательств. Формирование показателей бюджетной отчетности в соответствии с приказом Минфина России от 21 января 2005 г. № 5н в части нефинансовых активов осуществляется по данным оперативного учета, особенности которого будут изложены в подразделе «Учет: соотношение стоимостного и материального». Это объясняется не только проблемами автоматизации, но также большим объемом материальных запасов, которыми обладает Министерство обороны.
По предварительным прогнозам внедрение положений новых стандартов может продлиться в течение 2006–2007 годов. Однако для этого необходимо изыскать значительные суммы денежных средств, без которых невозможна полномасштабная автоматизация учетного процесса, подготовка и переобучение кадров.

Отраслевые стандарты
За период с 1998 года в Вооруженных силах РФ уже третий раз меняются требования, предъявляемые к учету материальных ценностей, финансовых активов и обязательств. Причем положительные тенденции в решении вопросов полномасштабного учета наметились только в последние годы. Например, на балансе Минобороны нашел, наконец, свое место учет вооружения, военной техники и иного имущества. Однако процесс стоимостной оценки указанных материальных ценностей и, соответственно, их учет на балансе пока не завершен. По экспертным оценкам специалистов Минобороны России из-за внедрения новых стандартов учета процесс стоимостной оценки может затянуться.
Сложная и многогранная структура Вооруженных сил России, а также особая специфика финансово-хозяйственных операций потребовали разработки отраслевых стандартов бюджетного учета. В рамках решения данных вопросов Главным финансово-экономическим управлением Министерства обороны подготовлен проект приказа Министра обороны (далее по тексту – Проект приказа), которым утверждено Руководство об особенностях финансового обеспечения, организации и ведения бюджетного учета в военных учреждениях Вооруженных сил Российской Федерации (далее по тексту – Руководство). В настоящее время проект приказа министра обороны проходит согласование в Министерстве финансов Российской Федерации.
Необходимость подготовки единого методологического документа, определяющего вопросы организации и ведения бюджетного учета, обусловлена, в том числе, и положениями пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента России от 16 августа 2004 г. № 1082. Согласно подпункту 45 указанного пункта Положения, министр обороны по согласованию с Минфином России определяет особенности бухгалтерского учета в Вооруженных силах Российской Федерации. Законодательное закрепление такой возможности выгодно отличает сферу национальной обороны от иных федеральных органов власти.
До 2005 года особенности организации и ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях Вооруженных сил Российской Федерации определялись положениями Приказа министра обороны от 28 марта 2001 г. № 135. Этот документ был издан в дополнение к положениям ранее применяемой Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. № 107н (далее по тексту – Инструкция № 107н). Устарела инструкция, устарел и приказ. Именно по этой причине было принято решение о подготовке нового нормативного акта, который должен будет раскрыть каждое положение Инструкции № 70н применительно к Вооруженным силам.
В Проекте приказа будут рассмотрены такие вопросы:
– финансовое планирование;
– лимитирование бюджетных обязательств;
– открытие и ведение лицевых счетов военных учреждений в органах казначейства, а в особо разрешенных случаях и счетов в кредитных учреждениях;
– порядок расходования средств;
– формирование и использование средств из внебюджетных источников;
– вопросы организации и ведения бюджетного учета;
– другие вопросы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности военных учреждений.
Проект приказа сразу же отменит ранее действовавшие приказы, определявшие до настоящего времени вопросы организации и ведения финансового хозяйства получателей и распорядителей средств федерального бюджета.
Завершение подготовки Проект приказа затруднено не только решением отдельных вопросов, связанных с концепцией подготовленного проекта приказа министра обороны, а также формой его согласования с Минфином России. В течение ближайших месяцев предстоит не только решить указанные вопросы, но и доработать проект приказа с учетом изменений, которые будут внесены в Инструкцию № 70н.

Удачные решения
Среди положений Руководства можно отметить следующие, наиболее интересные не только для военных учреждений.
Учет: соотношение стоимостного и материального
С момента создания Вооруженных сил учетные функции были разделены между финансовыми органами и органами материально-технического обеспечения. На одних были возложены обязанности по ведению финансового (бухгалтерского) учета, на других – обязанности по материальному учету. Под материальным учетом здесь следует понимать упрощенный количественный учет, не отражающий стоимостную оценку объекта учета. Отказаться от такой концепции не удалось даже при переходе на Инструкцию № 70н.
Проект приказа предусматривает максимальное сближение систем бухгалтерского и материального учетов. Для этого разработаны дополнительные формы первичной учетной документации и регистров. Это не противоречит Инструкции № 70н, так как в рамках системы бюджетного учета предусмотрено ведение оперативного учета материальных ценностей.
Согласно положениям Руководства командирам и начальникам соответствующих степеней предписано организовать в довольствующих органах материально-технического обеспечения ведение оперативного учета нефинансовых активов на основании первичных учетных документов и оперативных донесений. (сведений) с использованием документооборота, установленного Руководством. Заметим, что оперативный учет должен быть организован без расширения штатной численности военнослужащих и гражданского персонала соответствующих органов.

Оформление хозяйственных операций
В настоящее время военные, как и все другие федеральные бюджетные учреждения при оформлении первичных документов и учетных регистров применяют Инструкцию № 70н и Приказ Минфина России от 23 сентября 2005 г. № 123н «Об утверждении регистров бюджетного учета». После утверждения Проекта приказа у военных учреждений появится возможность применять дополнительные формы первичной учетной документации и регистры учета класса 60 Общероссийского классификатора управленческой документации (ОКУД), утвержденного постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 299.
Порядок документального оформления хозяйственных операций бюджетными учреждениями Вооруженных сил России выделен в отдельный раздел Руководства. В нем отражена специфика документирования операций по получению, оприходованию и использованию (эксплуатации) вооружения, военной техники и иного имущества. Также в указанном разделе раскрыто документальное оформление операций по следующим направлениям:
– финансирование капитального строительства и капитального ремонта, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работ;
– поставки, модернизация и ремонт вооружения и военной техники;
– использование боеприпасов, продовольствия, вещевого имущества и иных материальных запасов;
– применение бланков строгой отчетности;
– списание с баланса нефинансовых активов и (или) ущерба, связанного с их неправомерным использованием;
– другие хозяйственные операции.

Учет нефинансовых активов
В Проекте приказа Министра обороны предусмотрена классификация используемых в Вооруженных силах материальных ценностей. В классификацию включено распределение всех видов специальных (военных) основных средств по соответствующим счетам бюджетного учета (пункт 23 Инструкции № 70н).
При определении состава и группировки объектов основных средств военные учреждения руководствуются не только по Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359. Существуют также перечни, разработанные заказывающими управлениями (службами) видов Вооруженных сил, а также главными и центральными управлениями Министерства обороны по закрепленной за ними номенклатуре и утвержденными в установленном порядке.
Отмечу, что хотя перечни разрабатывались еще в условиях действия Инструкции № 107н, они сохраняют свою актуальность и в настоящее время. Кроме того, Проект приказа предусматривает переработку вышеуказанных перечней в соответствии с положениями новых стандартов бюджетного учета.
Инвентарный номер объекта основных средств на сегодняшний день представляет собой восьмизначный код:

1

2

3

4

5

6

7

8

код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета

порядковый номер объекта

источник финансирования, соответствующий коду вида деятельности

Проект не предусматривает единовременное списание на расходы стоимости оружия и иных специальных военных объектов стоимостью до 1000 рублей за единицу. Прочие объекты основных средств стоимостью до 1000 рублей за единицу при отнесении на расходы подлежат отражению на дополнительно вводимом забалансовом счете 20 «Нефинансовые активы, списанные с баланса и находящиеся в эксплуатации». Учет на счете 20 необходимо организовать по стоимости приобретения материальных ценностей с целью проверки их наличия при проведении инвентаризации.
Проектом предусмотрено, что на счете 0 106 01 000 «Капитальные вложения в основные средства» необходимо также отражать объекты основных средств, размещенные на централизованных базах, складах, арсеналах и предназначенных для передачи подведомственным учреждениям. Указанные активы отражаются в учете на указанном счете вплоть до их передачи получателям.

Амортизация
Проектируемый порядок применения нормативных актов при определении срока полезного использования объектов основных средств и, соответственно, норм амортизационных отчислений для военных учреждений отражен в Таблице 1.

Таблица 1. Нормативная база для расчета амортизации

Наименование нормативного акта

Порядок применения

Постановление Правительства России от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее по тексту – Постановление № 1)

Максимальные сроки полезного использования имущества применяют для объектов, если:

1. Объект присутствует в ОКОФ

2. Объект упомянут в 1-9 группах Классификации по Постановлению № 1

Годовые нормы износа по основным фондам учреждений и организаций, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденные Госпланом СССР, Минфином СССР, Госстроем СССР и ЦСУ СССР 28 июня 1974 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 11 ноября 1973 г. № 824

1.      Объект присутствует в ОКОФ

2.      Объект входит в десятую группу Классификации по Постановлению № 1

Перечни, разработанные заказывающими управлениями (службами) видов (родов войск) Вооруженных сил, главными и центральными управлениями Министерства обороны по закрепленной за ними номенклатуре и утвержденным в установленном порядке.

Применяются для:

– вооружения;

– военной техники;

– других специальных объектов основных средств

Локальные нормативные акты военных учреждений, разработанные ими самостоятельно, в соответствии с техническими условиями и (или) рекомендациями организаций-изготовителей, а также исходя из состава и срока полезного использования основных конструктивных элементов, в них входящих.

                                                                                    Применяются для тех объектов основных средств, по которым срок полезного использования не может быть определен в соответствии с предыдущими нормативными документами

В случае приобретения военными учреждениями ранее бывших в эксплуатации объектов основных средств особое внимание необходимо уделить работе комиссии учреждения при приеме объектов в эксплуатацию. Члены комиссии должны определить срок оставшегося полезного использования объекта основных средств. Амортизационные отчисления при этом необходимо рассчитывать исходя из первоначальной стоимости соответствующего объекта, сформированной при его приобретении, и установленного срока полезного использования. В таком же порядке амортизационные отчисления определяются и по безвозмездно полученным объектам основных средств.
Порядок расчета амортизации по объектам, безвозмездно полученным от бюджетных учреждений, органов государственной власти и прочих структур, состоящих на бюджетах бюджетной системы России, представлен в Таблице 2.

Таблица 2. Безвозмездное получение объектов, бывших в эксплуатации

 

Кто передает основное средство

Порядок определения  срока полезного использования

Бюджетные учреждения, органы государственной власти и прочие структуры, состоящие на бюджетах бюджетной системы России, за исключением военных учреждений

Учитывается фактический срок эксплуатации и ранее начисленные суммы амортизации

Военные учреждения

Учитывается остаточная стоимость объекта и оставшийся срок его полезного использования*

* Срок полезного использования определяют с учетом нормативного срока эксплуатации (срока полезного использования) и срока фактической эксплуатации у бывших пользователей. Необходимые данные принимаются из сопроводительных документов по приему-передаче имущества между военными учреждениями.

Учет материальных запасов
Проект предусматривает классификацию активов, подлежащих учету на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 105 00 000 «Материальные запасы». Кроме того, Проект предусматривает перечень тех материальных запасов, стоимость которых может быть списана «прямым» расходом на расходы учреждения одновременно с передачей в эксплуатацию и (или) личное пользование военнослужащих (лиц гражданского персонала). В частности, перечень включает в себя:
– материалы для чистки, смазки и хранения вооружения, военной техники, других материальных ценностей;
– тетради, писчую бумагу и канцелярские принадлежности;
– платки носовые, подворотнички, носки, перчатки и рукавицы (кроме меховых и кожаных), чехлы и ленты флотские к фуражкам, воротники форменные, знаки различия и отличия, фурнитура;
– мыло, мочалки, бумага туалетная, ремонтные материалы для ремонта вещевого имущества, щетки одежные, средство по уходу за обувью, средства от моли, веревки, колесная и амуничная мазь;
– электрические лампочки, заряды к огнетушителям, расходные материалы (клей, гвозди и т.п.);
– другие материалы, согласно перечням, разработанным заказывающими управлениями (службами) видов Вооруженных сил, главными и центральными управлениями Министерства обороны по закрепленной за ними номенклатуре.
Обратите внимание на то, что не допускается списание стоимости приобретенных (полученных) материальных ценностей без их оприходования в установленном порядке.
Централизованно поставляемые материальные запасы в военных учреждениях из числа бюджетных баз, складов, арсеналов и т.п., предназначенных для передачи в рамках снабжения, организуются на счете 0 106 04 000 «Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)» вплоть до их передачи получателям.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно