Версия для печати 3115 Материалы по теме
зайцев
Вопреки непростым социально-экономическим условиям Ассоциация сибирских и дальневосточных городов расширяет географию деятельности, доказывая тем самым свою жизнеспособность. О проблемах и задачах, которые ставит перед собой АСДГ, рассказывает генеральный директор исполнительной дирекции АСДГ Михаил ЗАЙЦЕВ.

— Михаил Анатольевич, с момента основания АСДГ пришлось испытать и исторические, и экономические потрясения. Сегодня наша страна переживает мировой финансовый кризис. Расскажите, как Ассоциация отреагировала на происходящие события и какие мероприятия проводятся в рамках борьбы с кризисом?
— Прежде всего следует сказать о том, что для изучения обострившихся в связи с кризисом проблем в местном самоуправлении социологическая лаборатория АСДГ в декабре 2008 г. — январе 2009 г. провела экспресс-опрос руководителей муниципальных образований России. В этом нам помогли наши коллеги, с которыми мы тесно сотрудничаем — Ассоциация городов Поволжья, Ассоциация «Города Урала» и Союз городов Центра и Северо-Запада России. Основная цель опроса — выявить проблемы, возникающие в муниципальных образованиях в связи с мировым финансово-экономическим кризисом, а также подходы к их решению на местах. 83 крупных и малых муниципальных образования представили нам свои ответы.
Социологический опрос показал, что, несмотря на общую среднюю оценку остроты проявления кризиса (на момент проведения исследования), конкретные проявления финансовых проблем в отдельных направлениях значительны. Так 3/4 опрошенных муниципальных образований (далее — МО) отметили финансовые проблемы в банковско-кредитной сфере, повлекшие за собой снижение объемов кредитования реального сектора экономики, снижение доступности кредитных ресурсов для населения. Свыше 50 % респондентов указали на начавшийся спад производства, который в значительной мере отражается на работниках. В частности, в 2/3 муниципалитетов наблюдался перевод работников на сокращенное рабочее время, сокращение кадров, а также задержки с выплатами заработной платы. Эти негативные тенденции в наибольшей степени проявляются в монофункциональных небольших муниципальных образованиях, и, как следствие, их руководители отмечают рост социальной напряженности. Сильнее всего кризис затронул такие сферы жизнедеятельности, как производственная, финансово-кредитная, малый и средний бизнес. Пока в меньшей степени проблемы коснулись городского хозяйства и рыночной инфраструктуры, но это, впрочем, не означает, что они защищены от кризисных проявлений в дальнейшем. Мы предполагаем провести еще несколько подобных замеров, позволяющих отследить динамику ситуации и результативность предпринимаемых мер по преодолению кризиса.
Для анализа социально-экономического и финансового положения муниципальных образований исполнительная дирекция АСДГ собирает Отчеты об исполнении бюджета прошлого года, бюджеты текущего года, а также плановые бюджеты на последующие годы. В этом году, учитывая сложившуюся ситуацию, мы стали проводить статистический анализ кассового исполнения бюджета МО по кварталам. Благодаря проведенным мероприятиям стало возможным оперативное информирование и консультирование муниципальных образований по поиску эффективных способов противостояния финансовому кризису. В ближайшем будущем мы планируем провести специальную конференцию, посвященную кризисным проблемам для специалистов муниципалитетов по экономике и финансам.

— Кризис — явление временное, рано или поздно он закончится, а поэтому хочется спросить о том, какие вопросы планирует решать АСДГ в ближайшем будущем?
— Да, мы очень надеемся, что в скором времени социально-экономическая ситуация в стране и, в частности, в наших муниципалитетах стабилизируется. Но пока внимание Ассоциации сосредоточено на поиске оптимальных вариантов участия муниципалитетов в реализации антикризисных программ и решении других проблемных вопросов, касающихся экономики городов.
Кроме того, своей первоочередной задачей АСДГ считает необходимость довести до федеральных властей предложения и позиции участников Ассоциации по разработке первоочередных мер, направленных на наиболее полный учет мнений МО Сибири и Дальнего Востока при реализации федеральной и региональных антикризисных программ, а также положений федерального законодательства, затрагивающего интересы местного самоуправления. И первым шагом на пути к решению этой задачи стало то, что некоторые главы городов Сибири и Дальнего Востока как представители АСДГ вошли в различные Советы по местному самоуправлению при Президенте РФ, Председателе Государственной Думы и т. д. и начанают озвучивать на государственном уровне мнения и проблемы муниципального сообщества.

— Сегодня как никогда муниципальным образованиям нужна поддержка: информационная, правовая, нужен обмен опытом и т. д. Что делает Ассоциация в этом направлении?
— Комплекс предлагаемых нами мероприятий способствует укреплению АСДГ как опорной базы межмуниципального сотрудничества на территории Сибири и Дальнего Востока, а также содействовать развитию системы местного самоуправления — одного из основных институтов гражданского общества в РФ. Деятельность Ассоциации строится одновременно в нескольких направлениях: информационно-аналитическом, консультационном, методическом. Огромное значение придается и обмену опытом работы администраций городов.
За уже более чем двадцатилетнюю историю Ассоциация провела свыше 450 мероприятий по обмену опытом работы администраций городов по самым актуальным вопросам развития МО в области экономики и финансов, земли и имущества, здравоохранения, образования, транспорта, молодежной политики и другим сферам жизнедеятельности муниципалитетов, в которых приняло участие более 18 тыс. специалистов муниципалитетов. Участие в подобных мероприятиях позволяет специалистам МО не оставаться со своими проблемами один на один, а выносить их на обсуждение коллег, узнавать их опыт и лучшие практики по решению вопросов развития муниципальных образований.
И будущим подобным мероприятиям мы придаем большое значение. При этом приоритет в подготовке и проведении мероприятий по обмену опытом между муниципалитетами будет отдан использованию современных информационных технологий. Учитывая сложную социально-экономическую ситуацию, складывающуюся в муниципалитетах Сибири и Дальнего Востока, исполнительная дирекция АСДГ на базе секции «Информатизация органов местного самоуправления» запланировала перевод ряда семинаров и конференций по обмену опытом в режим телемостов. Интерактивный режим позволит муниципалитетам региона существенно сэкономить время и, естественно, средства, что в условиях экономического кризиса и дефицита финансовых ресурсов очень важно.
Отдельно хотелось бы сказать об информационном взаимодействии АСДГ с муниципалитетами и нашими партнерами. Наш сайт (www.asdg.ru) является одним из основных источников новостной информации для МО. Ежедневно на нем появляются новости федерального, регионального и местного масштаба, что позволяет специалистам администраций постоянно быть в курсе происходящих событий в сфере местного самоуправления. Кроме того, еженедельно пресс-служба АСДГ совместно с Общероссийским Конгрессом муниципальных образований выпускает Информационный бюллетень местного самоуправления — муниципальное интернет-издание для руководителей органов местного самоуправления РФ, в котором представлена оперативная информация и аналитические материалы о текущем состоянии местного самоуправления в стране и на международном уровне.

— Информация сегодня дорогого стоит. В Ассоциации много делается для того, чтобы информация была доступна всем. Чего только стоит Межрегиональная муниципальная система, созданная АСДГ. Расскажите поподробнее об этой системе.
— Да, действительно это так. С 1994 г. в Ассоциации функционирует информационная сеть АСДГ, сокращенно — ИС АСДГ. Она была создана для обеспечения органов местного самоуправления оперативной информацией, которая доставляется адресату по различным каналам электронной почты. В настоящее время это единственная в России межрегиональная муниципальная информационная система, пользователями которой являются более 1100 муниципальных образований РФ.
Сеть располагает несколькими информационно-компьютерными банками (ИКБ). В том числе ИКБ «Материалы местного самоуправления РФ», в котором содержатся нормативно-правовые и распорядительные акты органов местного самоуправления РФ, и ИКБ «Показатели социально-экономического развития городов Сибири, Дальнего Востока и Урала», включающий разделы: бюджет города, показатели социально-экономического развития, цены, тарифы и стоимость основных платных услуг для населения. Работа с этими банками позволяет специалистам структурных подразделений администраций муниципальных образований использовать опыт нормативной практики при создании собственных нормативно-правовых и распорядительных актов и вести сравнительный анализ показателей социально-экономического развития своего МО с показателями других муниципальных образований.

Материал подготовил Кирилл МАЛОВ
Поделиться