25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 27430 Материалы по теме
яйлоян
 
Шуткевич
 Приоритетной задачей из «12 главных дел», стоящих перед органами Федерального казначейства, является совершенствование бюджетных платежей, сокращение сроков проведения операций. Уменьшение времени прохождения средств, своевременность осуществления расчетов между участниками бюджетного процесса, минимизация случаев непоступления средств по цепочке перечислений «плательщик — получатель» обеспечивает оперативное движение средств по финансовым каналам, соблюдение бюджетной дисциплины получателями бюджетных средств. В связи с этим следует обратить внимание на установленные нормативными документами, технологическими регламентами методы работы со средствами, отнесенными к невыясненным поступлениям.
Ирина ЯЙЛОЯН, заместитель руководителя УФК по Тюменской области
Татьяна ШУТКЕВИЧ, начальник операционного отдела УФК по Тюменской области

Основные ошибки

Новации, внесенные нормативными документами Министерства финансов РФ и Федерального казначейства в порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, существенно изменили в 2009 году процедуру учета поступлений на счета, открытые органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка РФ или кредитных организациях (далее — счета органов Федерального казначейства), не являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и отнесенных к невыясненным поступлениям. Какие ошибки, приводящие к отнесению перечисленных на счета органов Федерального казначейства сумм к невыясненным поступлениям, допускают плательщики при формировании платежных поручений?
Основная причина — несоблюдение плательщиками требований, установленных совместным положением Банка России и Минфина России от 13 декабря 2006 г. № 298-П, № 173н «Об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства» и нормативно-правовыми актами Минфина России и Федерального казначейства, в части указания в платежных поручениях на перечисление средств на счета органов Федерального казначейства необходимых реквизитов и показателей и, как следствие, отсутствие у органов Федерального казначейства возможности однозначно определить лицевой счет, на котором подлежат отражению поступившие суммы, и (или) коды бюджетной классификации Российской Федерации.
Самая серьезная ошибка — это ошибка в номере счета органа Федерального казначейства. В этом случае перечисленная сумма либо:
попадает на счет, не принадлежащий органу Федерального казначейства. В этом случае плательщик самостоятельно осуществляет мероприятия по возврату указанных средств;
попадает на счет, принадлежащий органу Федерального казначейства, но не предназначенный для учета перечисленных средств. В этом случае указанные средства учитываются как невыясненные поступления и подлежат уточнению или возврату плательщику в установленном порядке.
Основные причины, по которым средства не доходят до конечного получателя, напрямую связаны с несоблюдением требований по заполнению полей платежных поручений, а именно:
  • указание ошибочного (искаженного) наименования получателя средств бюджета, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета;
  • отсутствие или неверное указание номера лицевого счета получателя бюджетных средств, администратора источников финансирования дефицита бюджета;
  • указанный лицевой счет получателя бюджетных средств открыт в другом территориальном органе Федерального казначейства;
  • отсутствие кода бюджетной классификации Российской Федерации или указание несуществующего, недействующего кода бюджетной классификации;
  • неуказание в полях платежного документа «ИНН» и (или) «КПП» получателя, или указание ИНН и (или) КПП получателя бюджетных средств, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, не принадлежащих получателю, администратору, указанному в поле «Получатель»;
  • отсутствие иной информации, подлежащей указанию в платежном поручении;
  • отсутствие получателя бюджетных средств, администратора источников финансирования дефицита бюджета в Сводном реестре (в Перечне);
  • непредставление документов, необходимых для оформления на лицевом счете получателя бюджетных средств раздела по учету средств от приносящей доход деятельности.
Проводя подготовительную работу с участниками бюджетного процесса по внедрению нормативных актов с началом их действия в 2009 году, мы понимали, насколько важно своевременное отражение средств на лицевых счетах. С получателями бюджетных средств проводились совещания, рабочие встречи, давались разъяснения по порядку движения документов, заполнения реквизитов. Но, как показала практика, невыясненных поступлений избежать не удалось.
В УФК по Тюменской области за период с 1 января по 1 июня 2009 году учтено невыясненных поступлений на сумму 69,7 млн руб. по 1390 расчетным документам, полученным из учреждения Центрального банка РФ. Анализ причин отнесения к невыясненным поступлениям показал, что особое внимание при заполнении расчетных документов следует обращать на правильность указания кодов бюджетной классификации расходов, наличие лицевого счета получателя средств в указанном органе Федерального казначейства согласно расчетному документу (см. табл. 1).

Таблица 1

№ п/п

Причина зачисления средств на счета по учету невыясненных поступлений

Соотношение количества расчетных документов с данной причиной к общему количеству расчетных документов, зачисленных на НП

1.

Отсутствует/указан не существующий КБК расходов

47,8 %

2.

Отсутствует лицевой счет получателя средств

34,8 %

3.

Неверное указание балансовыйого счета орФК

15,2 %

4.

Неверное указаниео наименование получателя средств

1,7 %

5.

Иное

0,5 %


Изменения в порядке уточнения, возвратов по средствам, учтенным как невыясненные поступления
Что изменилось в 2009 году в порядке уточнения, возвратов по средствам, учтенным как невыясненные поступления? Принципиально новыми моментами являются следующие условия.
1 В случае отнесения кассовых поступлений, зачисленных на счета органа Федерального казначейства, к невыясненным поступлениям, они находят отражение на лицевом счете администратора доходов бюджета, открытом администратору данных невыясненных поступлений: управления Федерального казначейства по субъекту РФ, администратора доходов бюджета данных невыясненных поступлений, лицевом счете бюджета, открытом финансовому органу.
2 Применение форм документов, установленных приказом от 10 октября 2008 г. № 8н, а именно:
  • запрос на выяснение принадлежности платежа (ф. 0531808);
  • заявка на возврат (ф. 0531803);
  • уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа.
3. Необходимость осуществления дифференциации платежей при проведении уточняющих процедур:
  • по поступлениям, подлежащим возврату плательщику;
  • по поступлениям, требующим уточнения кодов бюджетной классификации;
  • по поступлениям, относящимся к налоговым и неналоговым платежам;
  • по ошибочным платежам.
4 Возврат плательщику средств, поступивших на счета № 40105, 40201, 40204 и отнесенных органами Федерального казначейства к невыясненным поступлениям, осуществляется со счета органа Федерального казначейства № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации».
С учетом перечисленных особенностей осуществляется организация работы в УФК по Тюменской области между структурными подразделениями, отделениями УФК по Тюменской области, а также взаимодействие с получателями средств бюджетов.
Сложная и разветвленная схема уточнения невыясненных поступлений требует четких, оперативных действий как со стороны сотрудников органов Федерального казначейства, так и со стороны участников бюджетного процесса. Формируя запрос в адрес предполагаемого получателя средств, органы Федерального казначейства являются инициаторами движения документов по уточнению невыясненных поступлений. Оперативность уточнения зависит от конкретного получателя запроса, а также качества оформления документа для проведения уточнения.
На наш взгляд, мера, которая способствовала решению задачи по сокращению сроков проведения операций, повышению эффективности расходов, — это нормативное закрепление за участниками бюджетного процесса ответственности по качественному формированию и своевременному предоставлению органам Федерального казначейства информации, необходимой для проведения процедур уточнения. 

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно