Версия для печати 2492 Материалы по теме
МВД создает систему комплексной безопасности для каждого человека
#54838# Обеспечение личной безопасности граждан, их защищенность, охрана общественного порядка - одна из главных задач органов внутренних дел. После распада СССР и в первые годы реформ изменения в социально-экономических отношениях вызвали новые, неизвестные ранее проблемы.

Так, передел собственности привел к возникновению новых видов посягательств на неприкосновенность имущества и иные конституционные права граждан. В условиях поляризации общества проявились националистические и экстремистские настроения, возникли молодежные неформальные группировки, совершающие противоправные деяния. Коррупция стала откровенно нарушать основные конституционные права на получение образования и социальных гарантий, охрану здоровья и медицинскую помощь. Оказалась практически разрушенной государственная система профилактики преступности, серьезно ослаблен институт участковых уполномоченных. Рост нелегальной миграции привел к негативным социальным явлениям как для самих мигрантов, так и для коренных жителей. В частности, появилась торговля "живым товаром", сексуальная эксплуатация женщин, несовершеннолетних.

В результате выросло число преступлений против личности, собственности, нравственности. К началу 2000-х годов удельный вес бытовой преступности увеличился до 12,9 процента. Количество убийств возросло с 9 до 33 тысяч в год, в федеральном розыске находились более 110 тысяч преступников, в том числе 4837 человек, совершивших убийства. По данным социологического опроса Всероссийского научно-исследовательского института МВД России, в 2001 году примерно 25-30 процентов взрослого населения ежегодно подвергалось преступным посягательствам, каждый четвертый опрашиваемый опасался стать жертвой преступления.

И именно на долю участковых уполномоченных, патрульно-постовой службы, других подразделений милиции общественной безопасности, чей труд ежедневно оценивается гражданами и всегда находится на виду, легла ответственность за соблюдение законности и правопорядка.

В этих новых условиях перед министерством внутренних дел возник вопрос: как обезопасить жизнь современного гражданина, как защитить его права и свободы?

1. О новой модели милиции общественной безопасности.

В ее состав входят подразделения дознания, патрульно-постовой службы милиции (ППСМ), по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств, участковых уполномоченных милиции (УУМ), по делам несовершеннолетних (ПДН), по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства, лицензионно-разрешительной работы и контролю за негосударственной (частной) детективной и охранной деятельностью, охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых, центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке.

В начале второго тысячелетия министерством были тщательно осмыслены тенденции становления и развития милиции общественной безопасности, определены главные, стратегические приоритеты развития. В силу ее наибольшей приближенности к человеку, гражданину особую роль играла гуманизация деятельности, связанная с базовыми демократическими ценностями российского общества, признанием абсолютной ценностью человека, его прав и свобод, формированием правового государства. Модель открытой милиции для открытого общества объективно обусловила определение второго приоритета: демократизация деятельности, доступность, прозрачность, ответственность перед гражданами. Развитие информационного общества и экономики, основанной на знаниях, определило третий стратегический приоритет - интеллектуализация деятельности. Это нацеливало на поиск и использование наиболее эффективных инновационных технологий при обеспечении законности, прав и свобод граждан, их безопасности. В организации работы органов внутренних дел формировался новый принцип: "быть полезным, всегда готовым прийти на помощь", который требовал укрепления нормативной правовой базы милиции общественной безопасности, введения инновационных технологий, улучшения социальной защищенности ее сотрудников.

Одновременно важно было поднять привлекательность труда сотрудников милиции общественной безопасности, коренным образом изменить систему мотиваций и сделать эту профессию конкурентоспособной. Требовалось определить то ключевое звено, а это - участковый уполномоченный милиции, от которого в наибольшей степени зависело обеспечение законности, прав и свобод, общественного правопорядка на улицах и площадях городов и населенных пунктов страны. Именно здесь в первую очередь должны быть реализованы элементы новой модели, внедряться инновационные методы и технологии.

2. Человек и технологии на страже законности и правопорядка.

Министерством реализованы и совершенствуются мероприятия по оснащению всех подразделений современными технологическими системами, и прежде всего тех, которые непосредственно работают с населением.

Особая роль в обеспечении общественной безопасности отводится институту участковых уполномоченных милиции. Это центральное звено в системе обеспечения общественного правопорядка. На участкового возлагается ответственность за обстановку, которая складывается в местах проживания граждан. Именно участковый является главным связующим звеном милиции с населением, по его поступкам складывается общественное мнение жителей о деятельности органов внутренних дел. Поэтому в 2003 году министерством были регламентированы права и обязанности участковых. В 2007 году внесены изменения в Инструкцию по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, где особый акцент сделан на гласность и прозрачность в работе участковых. Для повышения значимости этой службы предпринимается и ряд организационных и кадровых мер. Увеличилась их численность с 43,7 тысячи единиц в 1991 году до 54,3 тысячи в 2008 году. Внедряется в практику комплектование должностей участковых на контрактной основе, вводится институт помощников. Население административного участка, закрепленного за одним участковым, - не более 3500 человек, в городе это 5-10 многоквартирных домов.

С каждым годом усложняются задачи службы, сегодня уже нельзя работать по старинке, требуется новая техническая и технологическая оснащенность.

В 2004-2008 годах были приняты меры, направленные на повышение уровня профессиональной подготовки, и они уже дают свои результаты. Так, в настоящее время 91,6 процента сотрудников этой службы имеют высшее и среднее специальное образование, в том числе 36,2 процента - юридическое. Многие из них обучаются в высших и средних специальных учебных заведениях, получая второе высшее или дополнительное образование.

Профилактика преступлений и защита граждан на административном участке - главное в работе участковых уполномоченных милиции. Находясь в шаговой доступности, участковый должен поддерживать отношения с людьми, проживающими на "его участке", что напрямую будет отражаться на эффективности его работы. Сегодня уже недостаточно просто служебного и жизненного опыта "деревенского Анискина". Современный участковый должен сочетать в себе качества и психолога, и воспитателя, при этом быть образованным, грамотным и коммуникабельным человеком.

Для проведения качественной профилактической работы требуется техническая оснащенность рабочего места. Во главу угла были поставлены доступность, информативность и оперативность, определяющие качество его работы.

По данным статистической отчетности, 70 процентов участковых уполномоченных милиции обеспечены жильем, 57 процентов - домашними телефонами, около половины - служебными помещениями с техническими средствами на обслуживаемом участке. За четыре года выросла обеспеченность участковых компьютерами с 19 до 58,7 процента. Стал возможным доступ в ведомственные служебные информационные сети. Наличие электронной почты и Интернета позволяет, если требуется, круглосуточно быть на связи с жителями микрорайонов. На этой основе становится технически возможным взаимодействовать с различными подразделениями и службами милиции общественной безопасности в режиме реального времени, что способствует оперативному получению информации при раскрытии преступлений.

Проведенная работа дала положительные результаты. В 2008 году более 2/3 (70 процентов) граждан с жалобами и заявлениями обратились непосредственно к участковым уполномоченным, а 77 процентов получили своевременный ответ на свои обращения. Причем 60 процентов респондентов отметили, что решения по их обращениям были приняты в короткие сроки.

Только за прошедший год участковые рассмотрели более 6,5 миллиона обращений и заявлений граждан. Повседневная последовательная работа позволила сократить количество преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения, почти на 12 процентов. В целом за прошлый год участковыми уполномоченными милиции выявлено 431 016 преступников.

Проделанная вчера, продолжающаяся сегодня и запланированная на завтра работа по возрождению и укреплению этой службы в значительной мере будет способствовать сохранению человека для общества, реализации его конституционных прав и свобод, принципов законности.

Оперативность реагирования на сигналы и обращения граждан, принятие незамедлительных мер по предупреждению и пресечению общественно-опасных действий обеспечивается самым многочисленным подразделением - патрульно-постовой службой. Сегодня сфера применения и круг обязанностей патрульно-постовых нарядов значительно расширились. Они помимо привычного несения службы на постах и маршрутах обеспечивают правопорядок на массовых мероприятиях, общественную безопасность в метрополитене, сопровождение железнодорожных составов и патрулирование водных акваторий, охрану порядка на закрытых территориях. И это потребовало внедрения в ее деятельность новых форм работы, последних научно-технических достижений.

С внедрением новейших технических средств в правоохранительную деятельность снижается и необходимость в сплошном патрулировании территории. Работа патрульно-постовой службы и мобильных патрулей сегодня осуществляется в системе единой дислокации, позволяющей оперативно реагировать, оценивать и принимать решения по предупреждению и раскрытию правонарушений.

Приказом министерства в 2009 году повышен статус старшего мобильного наряда патрульно-постовой службы и созданы мобильные взводы. Уже сформировано более 700 мобильных взводов и утверждено 7000 офицерских должностей инспекторов. Ответственное должностное лицо - офицер - может полноценно координировать работу нескольких нарядов на месте происшествия и составлять административные протоколы на месте, без доставления задержанных в дежурную часть.

Патрульные автомобили сегодня оборудованы средствами связи и специальной техникой на основе современных информационных и телекоммуникационных технологий. Уже в 66 регионах России патрульный автотранспорт оборудован спутниковыми навигационно-мониторинговыми системами ГЛОНАСС, позволяющими определять местонахождение транспортного средства, обеспечивать доступ к интегрированному банку данных, на месте фотографировать и дактилоскопировать подозреваемых в совершении преступления, отправлять полученные данные в дежурную часть или другим милицейским экипажам. Только за второй квартал этого года количество служебных машин, имеющих навигационные системы, возросло на 12,9 процента, а для руководства их работой сформировано 687 мониторинговых центров.

Осуществляется техническое переоснащение службы "02". Наиболее существенные перемены коснулись дежурной части ГУВД по Москве, где создана и введена в эксплуатацию комплексная автоматизированная система управления дежурных частей.

Сейчас создается система управления мобильными нарядами (далее - СУМН) для устойчивой регулярной связи "человек - милиция", сокращения времени реагирования на преступления, обеспечения эффективного управления из дежурных частей УВД. СУМН значительно расширяет возможности общественного контроля за действиями дежурной части и нарядов, что обеспечивает качественную обратную связь.

Благодаря СУМН стали возможными выбор ближайшего патрульного наряда, контроль за их местоположением, воспроизведение маршрута движения конкретного наряда в течение смены. Система формирует данные о плановой и текущей расстановке сил и средств, отображает информацию об оперативной обстановке на обслуживаемой территории, информационный обмен между нарядами, управляет патрульными нарядами при осложнении оперативной обстановки в городе, округе. Стали возможны доступ экипажей автомобилей к базам данных ГУВД и УФМС России, формирование отчетов о результатах несения службы патрульными нарядами.

Сейчас уже видна положительная динамика. Например, с момента начала функционирования СУМН только в одном из административных округов Москвы в первом квартале этого года при ее помощи раскрыто свыше 40 преступлений.

Единая информационно-телекоммуникационная система обеспечивает доступ к специализированным базам данных федерального и регионального уровней и позволяет мгновенно реагировать на происшествия. Таким образом, при обращении заявителя наличие автоматизированных систем информационного обеспечения в дежурных частях позволяет расследовать правонарушение по "горячим следам". Для осуществления контроля за работой дежурных частей автоматизированная система фиксирует и своевременность, и качество обеспечения безопасности граждан, позволяя в любой момент восстановить время получения информации, ее содержание и результат последующих действий сотрудников милиции. Только в прошедшем году ее внедрение способствовало раскрытию более 688 тысяч преступлений. Это, безусловно, способствует укреплению взаимосвязи "доверие - уважение".

С введением в дежурных частях программного обеспечения операторы службы "02" благодаря изображению информации на мониторах ПЭВМ получают сведения о местонахождении и установочных данных телефонного абонента, регистрируют речевые сообщения. Система автоматического распределения поступающих телефонных вызовов дает возможность сокращать число не обслуженных телефонных звонков и повышать степень оперативности реагирования на сообщения о преступлениях.

Установление системы мониторинга мобильных экипажей милиции в дежурной части позволяет централизованно управлять патрульно-постовыми нарядами, а оборудованные системами видеонаблюдения диспетчерские пункты при дежурных частях - контролировать оперативную обстановку и расстановку сил и средств на обслуживаемой территории.

Внедряются Центры управления нарядами (ЦУН), которые будут оперативно руководить и координировать действия нарядов различных подразделений милиции, что позволяет повысить оперативность получения, обработки и анализа информации о состоянии криминогенной обстановки.

Сейчас ведется работа по внедрению в повседневную деятельность патрульных нарядов современных коммуникационных устройств - портативных компьютеров ("наладонников") и специальных средств вооружения нелетального действия.

Системное применение инновационных методов - технических, информационно-аналитических, телекоммуникационных - умножает возможности сокращения преступности. Один из таких примеров - аппаратно-программный комплекс (АПК) "Безопасный город".

Этот социальный проект включает в себя систему видеонаблюдения и мониторинга подвижных объектов, установку экстренной связи "гражданин-милиция" и другие системы, позволяющие органам внутренних дел оперативно в режиме реального времени отслеживать обстановку на улицах и основных трассах мегаполисов. Система позволяет централизованно управлять не только размещенными в городе камерами, но также и сопровождать особо важные грузы, контролировать перемещения патрульных экипажей, оперативно подключать к реагированию на происшествия и преступления, брать под наблюдение территорию, на которой произошло опасное событие.

Сейчас программа "Безопасный город" уже работает в 59 субъектах России. Автоматизированные аппаратно-программные комплексы действуют в городах-миллионниках, а в этом году продолжается их внедрение в городах с населением свыше ста тысяч человек, в том числе в пяти закрытых административно-территориальных образованиях. Ее использование только в прошлом году позволило раскрыть свыше 11,1 тысячи преступлений и выявить более 125 тысяч административных правонарушений. А в период с января по август 2009 года - 5, 7 тысячи и 63 тысячи соответственно.

Одной из составляющих комплекса является система видеонаблюдения за объектами жилого сектора, местами скопления людей и проведения массовых мероприятий, автомобильными магистралями. Только ее применение в Московской области, где установлено 1319 видеокамер в 631 месте, за шесть месяцев 2009 года помогло раскрыть 94 преступления и выявить 2316 административных правонарушений.

Видеомониторинг за жилым фондом позволяет организовать наблюдение в подъездах, дворовых территориях, оперативное оповещение правоохранительных органов при возникновении ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, сохранности частного и муниципального имущества. Кроме того, это - предоставление архивной информации наблюдения для восстановления хода событий, когда ведутся оперативно-следственные мероприятия и следственные действия. Уже в первый год после запуска этой программы в Москве было зарегистрировано около 30 тысяч сообщений о нештатных ситуациях, что позволило снизить до 20 процентов количество квартирных краж.

Разработана и внедряется система видеонаблюдения по идентификации автомобилей на наиболее оживленных трассах. Она помогает оперативно выявлять нарушителей Правил дорожного движения и устанавливать угнанные автомобили. При этом правонарушения не только фиксируются, но и одновременно осуществляется их электронное протоколирование, что очень важно при расследовании дел по "горячим следам".

Такой мониторинг позволяет решать главную задачу милиции общественной безопасности: предупреждение и профилактику правонарушений, пресечение и раскрытие преступлений.

Программа "Безопасный город" включает и систему голосовой экстренной связи. Сегодня уже более 12 тысяч установок "гражданин-милиция" введены в действие на городских улицах для оперативной помощи сотрудникам органов внутренних дел с целью пресечения правонарушений.

Таким образом, аппаратно-программный комплекс "Безопасный город" стал надежным помощником не только в профилактической работе по предупреждению преступности, но и позволяет оптимизировать деятельность участковых уполномоченных и патрульно-постовой службы по выявлению и раскрытию преступлений.

Это подтверждается значительным увеличением числа выявленных преступлений в 2004 - 2008 годах: с 815022 до 874532 - в 1,7 раза.

В связи с принятыми профилактическими мерами в 2008 году, внедрением новых форм и методов несения службы, совершенствованием систем управления нарядами, а также расширением возможности прямого доступа сотрудников милиции к автоматизированным информационным системам снизилось количество преступлений, совершенных в общественных местах, на 7,1 процента.

Изменения в работе милиции общественной безопасности сказались и на снижении уровня преступности за последние три года: в 2006 году - 3855,4 тысячи, в 2007-м - 3582,5 тысячи, в 2008-м - 3209,9 тысячи. Еще более существенно уменьшилось количество зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений: в 2006 году - 1074,5 тысячи, в 2007-м - 961,1 тысячи, в 2008 году - 851,4 тысячи. Сокращалось количество преступлений с использованием огнестрельного, газового оружия и боеприпасов: в 2006 году - 7,6 тысячи, в 2007 году - 5,5 тысячи, в 2008 году - 4,4 тысячи. В последние два года удалось снизить также число преступлений, связанных со сбытом наркотиков, - с 125,7 тысячи до 122, 8 тысячи.

Минувший 2008 год в определенном смысле оказался рубежным, так как по значительному кругу преступлений (в процентах к АППГ) произошло весьма значительное уменьшение числа преступлений: убийств - на 9,8 процента, причинений тяжкого вреда здоровью - на 4 процента, изнасилований - на 11,8 процента, грабежей - на 19,8 процента; разбоев - на 22 процента, краж из квартир - на 18 процентов, мошенничеств - на 8,9 процента. Снижение преступности отмечено практически по всем составам преступлений во всех федеральных округах и в 78 субъектах России.

Положительные изменения наблюдались и в 1-м полугодии 2009 года, что особенно заметно на видовой характеристике преступлений. Так, снизилась доля краж - с 41,3 до 37,2 процента, грабежей и разбоев - с 31,1 до 27,8 процента, хулиганств - с 1,3 до 1 процента.

3. Приоритетные направления деятельности милиции общественной безопасности.

Для совершенствования организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел при реализации задач по охране общественного порядка, защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан активно развивается нормотворчество. Министерством разрабатываются Концепция развития подразделений участковых уполномоченных милиции органов внутренних дел на 2009-2011 годы и Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных милиции, смысл которых заключается в том, чтобы развивать профилактическую направленность деятельности участковых на обслуживаемой территории, укреплять их позиции среди населения. Они должны сконцентрировать внимание на ранней индивидуальной профилактике правонарушений в жилом секторе. В июне 2009 года подписан приказ, утверждающий новое Положение об организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Вступили в силу два основополагающих приказа МВД России - "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности", утверждающие новый Устав патрульно-постовой службы, и "Об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка в общественных местах". Эти нормативные правовые акты упорядочили права и обязанности сотрудников строевых подразделений по обеспечению общественного порядка на постах и маршрутах патрулирования.

Сегодня, когда выработана новая идеология развития и создана организационная и правовая структура милиции общественной безопасности, все еще сохраняются недостатки в работе сотрудников, обеспечивающих правопорядок. Бывают проявления грубости, неправомерное задержание, несанкционированный личный досмотр, незаконный осмотр автотранспорта, нарекания в работе с населением участковых.

Поэтому руководство министерства считает актуальными и приоритетными несколько направлений деятельности подразделений милиции общественной безопасности. Необходимо совершенствовать законодательство в сфере охраны общественного порядка и безопасности личности, профилактики правонарушений.

Надо оптимизировать внедрение современных технологий, что позволит повысить оперативность в предупреждении и раскрытии преступлений.

Следует повышать эффективность работы участковых уполномоченных милиции за счет освобождения от несвойственных функций. Известно, что от 30 до 50 процентов рабочего времени участкового уходит на выполнение обязанностей по оказанию помощи территориальным органам. Участковым необходимо сосредоточить усилия службы на реализации мероприятий по ранней профилактике правонарушений в жилом секторе, в том числе на обеспечении безопасности имущества и имущественных интересов граждан по месту их жительства, предупреждении и пресечении преступлений.

Нужна выработка оптимального алгоритма взаимодействия с другими службами и общественными объединениями, в основе которых лежит заинтересованное партнерство и конструктивное сотрудничество. Востребована и организация специального профессионального обучения.

Задачи на дальнейшее развитие должны быть нацелены на возвращение милиции доверия граждан.

Источник: "Российская газета"
Поделиться