Версия для печати 2508 Материалы по теме
СФ организует конкурс для муниципалитетов, где власть планирует бюджет вместе с жителями
#62335# Любой из 10 тысяч муниципалитетов России - от крупных столичных образований до поселковых, в 500 дворов, - может принять участие во Всероссийском конкурсе "Открытость муниципальных бюджетов в условиях кризиса".

Его цель - найти, оценить и наградить те местные органы власти, которые в условиях экономического кризиса и сокращения расходных статей бюджета наиболее конструктивно и в режиме обратной связи ведут диалог с населением через Интернет. То есть исчерпывающе рассказывают на своих сайтах о том, из каких доходов складывается бюджет муниципалитета, на что идут деньги и что в итоге имеет от этого каждая семья, дом, микрорайон.

Подробно о конкурсе "РГ" рассказали члены конкурсной комиссии, заместитель председателя Комитета СФ по бюджету Вячеслав Новиков и член Общественного Совета портала "Открытый бюджет" Владимир Вагин.

Российская газета : Вячеслав Александрович, почему такое пристальное внимание именно к муниципалитетам?

Вячеслав Новиков : Вопрос открытости бюджета - одна из мировых тенденций. Именно муниципальная казна наиболее приближена к народу и обеспечивает людям комфорт, где они непосредственно живут. То есть частично финансируют строительство и содержание местных поликлиник, школ, детских садов, скверов, дворов и детских площадок. Все районные дома культуры, библиотеки, милиции общественной безопасности - также в компетенции муниципальных образований. Поэтому их бюджеты, обеспеченные налоговыми поступлениями, в идеале должны строиться исходя из интересов и пожеланий жителей. Важно, чтобы люди это понимали и знали, как налоги, которые они платят, работают на них. Пока же для граждан работа муниципалитетов проходит за закрытыми дверями. Тогда как именно граждане должны участвовать и влиять на бюджетные процессы.

РГ : Но как реально человек может повлиять на то, чтобы, к примеру, возле его дома построили магазин или положили асфальт?

Новиков : Все подоходные налоги граждан, налог на землю, налог на имущество физических лиц, налоги малых предприятий и индивидуальных предпринимателей - все это отчисляется в муниципалитеты. В свою очередь они на эти деньги затем предоставляют налогоплательщикам услуги. К примеру, бюджеты крупнейших муниципальных образований страны составляют в среднем десятки и сотни миллиардов рублей в год, а поселков из 500 дворов - от одного миллиона рублей. Поэтому, зная, какова в муниципальном бюджете доля тех или иных налогов, можно задать резонный вопрос местным властям, почему, к примеру, в бюджете мало налогов от малых предприятий. По идее, сегодня именно налоги от малого бизнеса могут быть полновесным источником поступлений в районную казну. До 50 процентов бюджета в некоторых образцовых муниципиях формируется именно за счет малых компаний. Но зачастую для чиновников более важно не развивать этот бизнес, а выстраивать для малых бизнесменов административные препоны, чтобы самим поживиться. Поэтому в среднем муниципальные образования, как правило, имеют в местной казне долю налогов от малого бизнеса в 10-11 процентов, что неэффективно для местных бюджетов. Публичность воспитывает самосознание налогоплательщиков, которые становятся участниками и свидетелями бюджетных процессов. И со временем, к примеру, налогоплательщики одного крупного города, где доля доходов в бюджете от малого бизнеса 12 процентов, начинают задумываться, а почему рядом, у соседей такого же крупного города, - 45 процентов?

РГ : Так люди начнут "качать права", кому из чиновников это понравится?

Новиков : Это дисциплинирует. И депутатов, и чиновников. Вспоминаю Красноярск. В середине 1990-х годов там были проблемы с задержкой зарплат учителям, массовые выступления. Власть пошла на то, что каждый день публиковала в газетах финансовые отчеты, сколько денег поступило в бюджет, куда они направлены. Социальное напряжение спало. Люди видели, что деньги идут на насущные нужды, а их зарплата выплачивается по мере поступления доходов. Эти бюджетные городские сводки публиковались полгода. До тех пор, пока ситуация не нормализовалась.

РГ : Что даст Всероссийский конкурс самим муниципалитетам?

Владимир Вагин : Напомню, что с 1 января 2010 года по Указу президента в рамках программы "Электронная Россия" органы государственной власти обязаны через интернет-сайты публиковать довольно большой перечень обязательной информации, среди которой и данные по бюджетам. Анализ более сотни сайтов муниципалитетов показал, что только 15-20 из их отвечают современным критериям, то есть публикуется хотя бы информация об основных тратах бюджета.

Конкурс позволит собрать, обобщить и сделать достоянием всей России разрозненный опыт лучших муниципалитетов по популяризации бюджетов. Самое главное - найти способ разговора с людьми, который позволит реально информировать их о ходе бюджетного процесса. В развитых странах госорганы давно обзавелись такими сайтами. Я видел любопытный пример в Великобритании, когда муниципальные власти во время выборов проводили референдум, на что расходовать деньги, которых не хватает, - достроить больницу или сделать мост, чтобы жителям было удобно ходить. Было принципиально, чтобы приоритеты определили не лоббисты, а население.

РГ : Когда подведете первые итоги конкурса?

Вагин : Заявки принимаем с августа по октябрь. В ноябре объявим результаты. Это первый подобный конкурс в России. Надеюсь, он будет регулярным. А сейчас ожидаем, что в нем примут участие несколько тысяч муниципалитетов разного уровня. Но важно не количество, а качество. Если в итоге мы найдем 10-15 приличных сайтов, опыт которых можно будет тиражировать, это станет победой.

РГ : Где будут подводиться итоги конкурса?

Вагин : Площадкой для награждения станет Совет Федерации.
прямая речь

Сергей Миронов, председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

- Всячески поддерживаю проведение этого своевременного и нужного конкурса, хочу, чтобы он стал массовым и регулярным. Открытость - это честность и порядочность власти, это еще и высокий профессионализм.

Муниципалитеты - фундамент государства Российского, самый близкий и доступный простому человеку уровень власти, а значит - он должен быть и самым открытым, самым понятным и отзывчивым. Всем участникам конкурса желаю победы.

Степан Киричук, председатель Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления, Президент Общероссийского Конгресса Муниципальных образований:

- В середине 1990-х годов по предложению депутатов Тюменской городской Думы я открыл бюджет города для всех желающих, разместив документы на специальном столе в фойе администрации. Это было очень интересно для жителей и полезно для работников, расходующих бюджетные деньги. Открытость - это честность и возможность дискуссии, обсуждения. Хочу верить, что конкурс сблизит позиции налогоплательщиков и распорядителей бюджета.

Вячеслав Новиков, заместитель председателя Комитета СФ по бюджету:

- Надеюсь, что конкурс станет эффективным способом преодоления негативных явлений в бюджетной сфере муниципалитетов. То, что известно, обсуждаемо, уже не страшно. Открытость мобилизует должностных лиц, а гражданам придает уверенности.

Учредители конкурса

   1. Интернет-портал "Открытый бюджет"
   2. Общественная Палата Российской Федерации
   3. Общероссийский Конгресс муниципальных образований
   4. Комитет Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету

Генеральный информационный спонсор конкурса "Российская газета".
Информационный спонсор: журнал "Муниципальная Россия".

Цели конкурса

    * повышение открытости органов местного самоуправления;
    * выявление, оценка  и распространение методов и опыта наиболее открытого, конструктивного и эффективного взаимодействия муниципальных властей с жителями в условиях экономического кризиса и неизбежного сокращения расходных статей бюджета;
    * повышение доверия к муниципальным электронным информационным ресурсам в сети Интернет;
    * популяризация информационных Интернет-технологий в органах местного самоуправления.

Конкурсная комиссия

    * Блохин Андрей Алексеевич
    * Буренин Андрей Викторович
    * Бежаев Олег Георгиевич
    * Браилица Виктория Васильевна
    * Вагин Владимир Владимирович
    * Дьякова  Елена Григорьевна
    * Иванов Олег Борисович
    * Лавров Алексей Михайлович
    * Лыткин Андрей Владимирович
    * Новиков Вячеслав Александрович
    * Пискунов Александр Александрович
    * Силуанов Антон Германович
    * Шуба Виталий Борисович
    * Ястребова Ольга Константиновна

Участие в конкурсе

В Конкурсе может принять участие любой орган  власти муниципального образование Российской Федерации, который реализует на практике принцип открытости и доступности муниципального бюджетного процесса; и имеет собственный сайт в сети Интернет, или представлен своими страницами на других сайтах.
Заявка на участие

Заявки на участие в Конкурсе подаются в произвольной форме, в электронном виде в Конкурсную Комиссию, до 15-го октября 2009 года.

Заявки присылаются на электронный адрес: contest@openbudget.ru
Телефон Конкурсной Комиссии: 8 495 221-11-73

Присланные "Заявки" и ссылки на сайты органов муниципальной власти, принимающих участие в Конкурсе, размещаются  на портале "Открытый бюджет", по адресу  http://openbudget.ru/contest2009/participants/

Конкурсная комиссия до 01 ноября 2009 года рассматривает Заявки и определяет победителей Конкурса, по следующим номинациям:

    * сельское поселение
    * городское поселение
    * муниципальный район
    * городской округ
    * городской округ  - столица субъекта Федерации

Форма заявки

Заявка на участие в конкурсе должна содержать

    * Наименование муниципального образования;
    * Наименование органа власти муниципального образования подающего заявку;
    * Адрес органа власти муниципального образования, подавшего заявку, контактный телефон, e-mail;
    * Фамилия имя отчество, адрес, контактный телефон  -  лица, направляющего заявку на участие в Конкурсе;
    * Электронный адрес сайта органа власти муниципального образования, подающего заявку;
    * Краткая характеристика сайта (год создания, примерный объем информации, частота обновления информации, разработчик сайта;
    * технология подготовки и публикации информации, другие характеристики).

К заявке прикладывается перечень с прямыми ссылками (электронными адресами) на страницы сайта, которые содержат

   1. информацию о местном бюджете;
   2. материалы популярного или просветительского характера о местном бюджете;
   3. информацию о проведенных  публичных слушаниях местного бюджета;
   4. публикации или интервью представителей муниципальной власти в СМИ по вопросам формирования и исполнения местного бюджета;
   5. любые другие материалы, которые послужили делу информационной открытости и доступности бюджетного процесса.

Конкурсная  комиссия, в своей работе, будет  руководствоваться следующими основными критериями

   1. Полнота  и доступность информации о бюджете муниципалитета, представленной на сайте;
   2. Информированность граждан о тех или иных изменениях в бюджете муниципального образования;
   3. Наличие отчетов об исполнении бюджетов предыдущих лет;
   4. Наличие обратной связи, учет мнения граждан при планировании бюджета следующего года;
   5. Вовлечённость граждан в процесс обсуждения и реализации бюджетного процесса, наличие форума, рубрики "вопрос/ответ";
   6. Регулярность обновления сайта и актуальность информации;
   7. Качество информационного наполнения сайта, в том числе наличие:

        * базы нормативных правовых актов о местном самоуправлении;
        * информации о планах и программах органов власти муниципалитета;
        * архива новостей о бюджетном процессе;
        * краткого описания законодательной процедуры бюджетного процесса;
        * структуры и состава органов местного самоуправления отвечающих за реализацию бюджетного процесса.

   8. Удобство интерфейса.
   9. Привлекательность дизайна сайта.
  10. Интерактивность сайта.

Источник: "Российская газета"
Поделиться