25 апреля 2024 года
Регистрация
Экономика — 16 сентября 2009

Бюджет конца кризиса

Версия для печати 1176 Материалы по теме
Бюджет конца кризиса
#24287# Вчера бюджетная комиссия правительства рассмотрела и одобрила уточненный прогноз проекта федерального бюджета на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг. (материалы к заседанию комиссии есть в распоряжении «Ведомостей»). Пересчет бюджета потребовался из-за улучшения конъюнктуры: энергоресурсы стоят дороже, чем предполагалось летом. По новому прогнозу Минэкономразвития, среднегодовая цена нефти будет прибавлять по $3 каждый год. Пришлось увеличить и прогноз ВВП: на 536 млрд руб. — в этом году, на 815 млрд руб. — в следующем, на 1,3 трлн руб. — в 2011 г. и на 1,6 трлн руб. — в 2012 г. Размер инфляции не изменился.

Новая версия бюджета выглядит гораздо лучше прежней: выросли доходы и расходы, уменьшился дефицит (см. таблицу). Источники его покрытия в будущем году тоже изменились: внутренние займы уменьшились на 132,7 млрд руб., внешние — на 6,5 млрд, а отчисления из резервного фонда, наоборот, увеличились на 0,5 трлн руб. Фонд будет исчерпан уже в следующем году, а не годом позже, написано в материалах к заседанию. Министр финансов Алексей Кудрин полагает, что резервный фонд начнет вновь пополняться в 2013 г.

Фонд национального благосостояния (ФНБ) в следующем году останется практически нетронутым: если летом полагали, что на покрытие дефицита бюджета из ФНБ придется отдать 682 млрд руб., то теперь решено забрать только 58,4 млрд руб. В итоге к 2012 г. в ФНБ останется на 481,6 млрд руб. больше, чем считалось летом, — 1,4 трлн руб.

Расходы бюджета в 2010 г. возрастут незначительно, и даже обнаружились статьи, финансирование которых сокращено. Например, раздел «Жилищно-коммунальное хозяйство» потерял 54 млрд руб. Больше всего добавят регионам на трансферты — 70 млрд руб. На втором месте раздел «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность»: туда добавилось 29,4 млрд руб., а «Культура, кинематография, средства массовой информации» получили прибавку в 14 млрд руб. Меньше всех добавили разделу «Социальная политика», совсем ничего — «Охране окружающей среды».

С августа министерства и ведомства направляли рабочей группе бюджетной комиссии свои пожелания по увеличению финансирования — заявки были поданы на 802,5 млрд руб., но утверждено из них только 170 млрд руб. (или 21,2%), говорится в материалах к заседанию. Больше других запросил Минтранс — 160 млрд руб. (одобрено 25 млрд руб.), Минпромторговли запросило 76,4 млрд руб. (добавят 1,4 млрд), Минрегион — 57,3 млрд руб. (2 млрд руб.), Минэкономразвития — 36,1 млрд руб. (одобрено всего 300 млн руб.), госкорпорация «Росатом» — 24,2 млрд руб. (1 млрд руб.), МЧС — 24,8 млрд руб. (9,6 млрд руб.), Минэнерго — 18,4 млрд руб. (4,3 млрд руб.). Выделенные дополнительные суммы не вызвали возражений только у ФАС, ФСФР, ЦИК, Госдумы, Совета Федерации, Счетной палаты, ФСТ, Росфинмониторинга, Конституционного суда, уполномоченного по правам человека, Росалкогольрегулирования и Рособоронпоставки.

Из 80 млрд руб. антикризисного резерва в новом проекте бюджета пока расписано только 45 млрд руб.: на поддержку моногородов — 10 млрд руб., на субсидии за утилизацию старых автомобилей — 10 млрд руб., на проекты комиссии президента по модернизации — 10 млрд руб. (см. статью на стр. А2), на закупочные и товарные интервенции сельхозпродукции — 5 млрд руб., ассигнования на борьбу со свиным гриппом — 4 млрд руб., компенсации авиаперевозчикам за перевозку пассажиров других компаний — 5 млрд руб., субсидии банкам на возмещение затрат и недополученных доходов по кредитованию авиакомпаний -1 млрд руб.

Расходы на реализацию федеральных целевых программ (ФЦП) и непрограммной части федеральной инвестпрограммы (ФАИП) в 2010 г. сокращены на 8,6% по сравнению с прежним вариантом бюджета — до 977,1 млрд руб. Сильнее других пострадали федеральная программа развития транспортной системы и программа «Жилище» — затраты на них будут меньше на 65,1 млрд руб. и 36,5 млрд руб. соответственно. Зато дополнительные средства выделят на реализацию высокотехнологичных программ: федеральную космическую программу и ФЦП развития телерадиовещания — в сумме почти 20 млрд руб. Вырастут расходы бюджета и на госуправление и суды: ФЦП развития судебной системы и ФЦП «Электронная Россия» получат дополнительно по 400 млн руб. Социальные ФЦП урезаны на 13,2 млрд руб. (за счет программ «Культура России» и «Развитие образования»), оборонные целевые программы получат на 5,6 млрд руб. меньше.

Сокращение финансирования шести региональных программ составит 2 млрд руб., сильнее других сокращено финансирование ФЦП развития Чечни.

Правительство прогарантирует кредиты в 2010 г. на 532,5 млрд руб., на 64,5 млрд руб. — в 2011 г. и 53,5 млрд руб. — в 2012 г. В частности, участниками программы госгарантий станет АИЖК, «Роснанотех» (см. статью на стр. Б6), Чеченская республика, компании, осуществляющие инвестпроекты, и оборонные предприятия.

Рост цены на нефть на $1 приносит 56 млрд руб. дополнительного дохода для российского бюджета, подсчитала Юлия Цепляева из Merrill Lynch. Но даже при растущих нефтяных доходах Минфин выбрал консервативный вариант верстки бюджета — без серьезного увеличения расходов, отмечает она. Стремление сэкономить и ограничить все возможные траты понятно: еще не забылся прошлогодний шок, когда правительству надо было в экстренном режиме «заливать» падающую экономику деньгами, чтобы хоть как-то поддержать производство в стране, считает Цепляева.

Ограниченность в доходах — прекрасный стимул поработать над эффективностью расходов, замечает Ярослав Лисоволик из Deutsche Bank. Уже очевидно, что экономика начинает оживать и без масштабных госзатрат, бюджетные расходы приторможены и в этом году, отмечает он. Так что правительству уже можно задумываться о стратегии сворачивания антикризисных мер, полагает Лисоволик.

Источник: "Ведомости"
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно