Версия для печати 2220 Материалы по теме
На Смоленщине стартовал проект "Социальная карта"
#32454# Пока что "Социальную карту жителя Смоленской области" могут получить льготники одного района области - Рославльского.

Власти ждут от проекта много хорошего, а вот льготники, даже получив на руки пластиковую карточку с изображением памятника Александру Твардовскому и его литературному герою Василию Теркину, в обещания не верят. "Карточку дадут, а льготы отнимут", - рассуждают пожилые рославльчане и не спешат ее получать. А зря.

Возможны скидки

Смоленская область - третий из российских регионов, где реализуется этот проект. В апреле этого года губернатор Сергей Антуфьев и руководство одного из известных российских банков договорились для начала внедрить социальную карту в Рославльском районе, а в случае успеха распространить этот опыт по всей территории региона.

О чем идет речь? В рамках проекта каждый льготник - и федеральный, и областной - получит многофункциональную пластиковую карточку, с помощью которой можно будет решать сразу несколько важных задач. Во-первых, она сможет служить удостоверением личности, поскольку снабжена фотографией и именем владельца. Во-вторых, с ее помощью можно пользоваться всем комплексом банковских услуг - снимать наличные деньги в банкомате (банк-партнер неплохо представлен в Рославльском районе), оплачивать услуги и так далее. Закономерный вопрос: откуда на карточке возьмутся деньги? Из бюджета: на социальную карту будут перечисляться пенсии, пособия, субсидии. В-третьих, она будет служить проездным билетом. В Рославльском районе 46 кондукторов оснащены и обучены работать со специальными устройствами, считывающими информацию с социальных карт, и пользоваться ими уже сейчас можно на семи городских и 17 внутрирайонных маршрутах пассажирского транспорта. В-четвертых, социальная карта может быть и дисконтной. Предприятия торговли, бытового обслуживания и общественного питания, устраивающие всевозможные акции, вполне могут выбрать социальную карту жителя Смоленской области в качестве ориентира и предоставлять ее владельцам скидки по оплате товаров и услуг. По словам главы Рославльского района Александра Иванова, местным властям уже удалось договориться с владельцами трех торговых предприятий и четырех аптек в райцентре о скидках для владельцев социальных карт.

Список функций можно было бы продолжать: представители банка называют социальную карту "высокотехнологичным конструктором", позволяющим органам государственной власти по мере воплощения в жизнь идеи "электронного правительства" реализовать практически неограниченное количество актуальных социальных инициатив. Однако жители Рославльского района пока что могут пользоваться только перечисленными.

В районе открыто пять пунктов выдачи социальных карт, но народ за ними не спешит. За месяц властям удалось заинтересовать ими всего полторы тысячи жителей района, которые написали заявления, а получить их успели всего 300 человек. Быть может, местные власти пока не использовали все свои возможности по оповещению льготников о новых возможностях? Так или иначе, назвать срок, когда все рославльские льготники станут участниками проекта, глава района не решился. Скорее всего, случится это только в будущем году.

Электронный проездной

Бесплатный проезд в муниципальном пассажирском транспорте, право на который предоставлено региональным льготникам, по сути дела, является "темным лесом", где невозможно оперировать точными цифрами. Никто не скажет, насколько эффективна эта льгота и в какую сумму она в действительности обходится региональному бюджету. Один человек ездит много, другой - в силу преклонного возраста и по состоянию здоровья - не столь активен. Назвать "среднее" количество поездок, совершаемое льготниками, сейчас не сможет никто. Размер компенсации за их перевозку, которая выплачивается из бюджета транспортным предприятиям, посчитан "на глазок", и неизвестно, кто в результате этой "приблизительности" теряет - бюджет или перевозчики. Внедрение социальной карты в этой сфере выглядит долгожданным решением проблемы, но далеко не везде это окажется просто. В этом смысле Рославльский район идеален - здесь одно-единственное автотранспортное предприятие, и никаких иных услуг по перевозке пассажиров на территории муниципального образования никто больше не оказывает. Разумеется, оснастить автобусы считывающими устройствами и обучить кондукторов работе с ними, здесь было не так уж сложно. Совсем иная картина в Смоленске, где есть три вида муниципального пассажирского транспорта - трамвай, троллейбус и автобус, а одним из основных средств передвижения горожан являются маршрутки, владельцы которых объединены как минимум в десяток частных предприятий. Поэтому до областного центра проект, скорее всего, дойдет нескоро, а после подведения промежуточных итогов в Рославле социальными картами начнут обеспечивать льготников Гагаринского и Сафоновского районов.

Болезни роста

Если бы получателями социальных карт была молодежь, реализовать его, наверно, было бы куда проще. Далеко не все льготники умеют пользоваться банкоматом, многие из них просто не понимают, что в наше время можно вообще обходиться без наличных, а когда они слышат слово "скидки", то сразу ждут подвоха и начинают искать срок годности на упаковке. Несмотря на все объяснения, зайдя в автобус и предъявив социальную карту, они по-прежнему протягивают кондуктору деньги за проезд. В общем, впереди много работы. Санкционируя эксперимент в Рославльском районе, администрация Смоленской области плохо представляла себе, насколько может затянуться пилотный этап: подвести промежуточные итоги поначалу предполагалось в июле! Впрочем, и в двух других российских регионах, где внедряется социальная карта - Башкирии и Ивановской области, вовлечь граждан в проект было непросто.

Кстати

Рославльский район для реализации пилотного проекта выбран не случайно: здесь не только подходящие для такого эксперимента условия, но и нет многих препятствий, которые могут усложнить внедрение социальных карт. Здесь чуть меньше 10 тысяч федеральных и 7042 региональных льготника, которые проживают как в крупном городе, так и в сельских поселениях.

Источник: "Российская газета"
Поделиться