Версия для печати 2033 Материалы по теме
В осеннюю сессию Комитет Госдумы РФ по бюджету и налогам планирует рассмотреть около 50 законопроектов, направленных на поддержку товаропроизводителей и решение антикризисных задач.

Среди них — проекты законов об освобождении от обложения налогом на имущество членов крестьянских хозяйств, о совершенствовании механизма предоставления финансовой помощи муниципальным образованиям, о налоговых льготах для предприятий, внедряющих новые технологии и др.

Поддержка сельхозпроизводителей

Недавно Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал к первому чтению проект федерального закона «О внесении изменений в статью 346.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», который поможет уменьшить налогооблагаемую базу для сельскохозяйственных предприятий, пострадавших от стихийных бедствий. Законопроект предлагает расширить перечень расходов, которые уменьшают налогооблагаемую базу по единому сельхозналогу, включив в них убытки, которые понесли хозяйства и фермеры от вынужденного убоя птицы и скотины в результате эпидемий, наводнений, пожаров, аварий и других стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.
Документ направлен на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей и потому был рассмотрен в комитете оперативно и конструктивно. Кроме того, было решено при подготовке данного проекта ко второму чтению дополнительно рассмотреть вопрос о подобных льготах для рыболовецких хозяйств.

Изменение ответственности за неуплату налогов

В комитете идет напряженная работа над законопроектом «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты». Главная цель законопроекта — декриминализация сферы налоговых правоотношений и установление на законодательном уровне правовых ориентиров развития налоговой системы. В нем предусмотрены меры, которые позволят в значительной степени реализовать стремление руководства страны избавить предпринимателей от налогового террора и урегулировать в правовых рамках административный произвол в отношении налогоплательщиков. Государство не заинтересовано в том, чтобы наказывать людей, которые непреднамеренно совершили правонарушения в налоговой сфере. Гораздо важнее, чтобы как можно больше налогоплательщиков сознательно и добросовестно исполняли свои обязанности и имели бы правовую возможность компенсировать государству потери в случае несвоевременной уплаты налога. Юридическая ответственность не должна превращаться в расправу, так как ее задача — способствовать исправлению правонарушителей и тем самым служить сохранению объема доходов бюджетной системы. Данный норматив, например, предполагает должников по НДС наказывать не по Уголовному, а по Налоговому кодексу: вместо лишения свободы наказанием должны стать штрафы и пени.
Документ предлагает увеличить в несколько раз пороги, с которых начинается уголовная ответственность за неуплату налогов: до 0,5–1,5 млн руб. для физических лиц и до 1,5–4,5 млн руб. для юридических лиц. Причем будет запрещено привлекать налогоплательщиков к ответственности до тех пор, пока налоговики не зафиксируют сам факт правонарушения. Милиции, которая самостоятельно выявила налоговые преступления, придется связаться с налоговыми органами и получить их решение, прежде чем возбудить уголовное дело. Согласно проекту гражданина можно будет привлечь к ответственности, только если он в течение двух месяцев отказывается расплатиться по своим налоговым долгам. А лиц, впервые уклонившихся от уплаты налогов и погасивших задолженность «до окончания предварительного расследования по делу», предлагается освободить от уголовной ответственности.
Сейчас уголовная ответственность наступает за неуплату в течение трех лет 100 тыс. руб. налогов гражданином или 500 тыс. руб. компанией. Эти пороги не пересматривались в течение шести лет. То есть под статью может попасть любой гражданин, который по незнанию или по рассеянности не рассчитался вовремя с государством. К примеру, человек, продавший квартиру за 2 млн руб. и забывший подать налоговую декларацию или просто не знающий об этой обязанности, становится преступником, поскольку сумма неуплаченного налога составляет 260 тыс. руб. (13 %).
Сегодня, когда в бюджете каждая копейка на учете, необходимо находить новые возможности получения государственных доходов. Государству выгоднее, чтобы налогоплательщик, не уплативший вовремя налог, имел максимум возможностей цивилизованно погасить свою задолженность перед бюджетом.

Материалы подготовила  Елена КОЛНООЧЕНКО
Поделиться