25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 3925 Материалы по теме
Саволайнен
Чуть больше года назад структура Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации претерпела значительные изменения. Были усилены трудовой и медицинский блоки, созданы Департамент по развитию медицинского страхования, Департамент организации медицинской помощи и развития здравоохранения, а также Департамент учетной политики и контроля, который возглавила Надежда САВОЛАЙНЕН.

— Надежда Борисовна, какие вопросы относятся к компетенции вашего департамента?
— Прежде чем ответить на ваш вопрос, я бы хотела сказать о том, что мне как директору департамента, экономисту и бухгалтеру со стажем­ очень приятно осознавать, что в Министерстве здравоохранения и социального развития учету и контролю отведены особое место и статус. И это правильно. Ведь в нашу систему вплетены не только департаменты министерства, подведомственные учреждения, поставщики и организации, оказывающие нам услуги, но и все субъекты Российской Федерации. А для того чтобы этот механизм работал четко, эффективно, без сбоев, система бюджетного учета должна быть прозрачной и понятной каждому участнику. И эту задачу предстоит решить именно нашему департаменту.
К компетенции Департамента учетной политики и контроля относятся следующие вопросы:
  • формирование учетной политики;
  • ведение бухгалтерского и бюджетного учета;
  • формирование сводной бухгалтерской и бюджетной отчетности;
  • организация работы по осуществлению внутреннего контроля;
  • организация контрольно-ревизионной работы.
По каждому из этих направлений созданы соответствующие отделы: финансовых расчетов и платежей, бухгалтерского учета, сводной отчетности, учетной политики, ведомственного контроля.
— Год работы — небольшой срок для того, чтобы подводить итоги. Тем не менее что-то из намеченного удалось сделать в течение этого времени?
— Да, время пролетело незаметно. Оглядываясь назад, могу сказать, что год был достаточно сложным. Особенно начало, когда шло становление работы департамента. Ведь сначала пришлось завершать дела упраздненного Росздрава, а это 450 подведомственных учреждений, провести все ликвидационные мероприятия, завершить представление передаточных балансов. Кроме этого сложность и уникальность ситуации состояла в том, что мы проводили сверку расчетов по субсидиям, субвенциям и иным межбюджетным трансфертам с каждым субъектом Российской Федерации. Была проделана большая работа. Надо сказать, что провести такую сверку мы смогли благодаря полному взаимопониманию с Федеральным казначейством, финансовыми органами, а также органами здравоохранения и социальной защиты субъектов Российской Федерации.
Что мы успели сделать за минувший год? Прежде всего удалось создать коллектив — надежный и трудолюбивый. Каждый руководитель понимает, что хороший коллектив — это та опора, благодаря которой можно реализовать все поставленные цели и задачи. Несмотря на то что штат до конца не укомплектован, сегодняшний коллектив департамента работоспособный и высокопрофессиональный. Сотрудники имеют большое желание делать свою работу хорошо и вовремя. Когда в начале года нужно было в установленные сроки перечислить субъектам Российской Федерации субвенции и субсидии с учетом новых требований бюджетного законодательства, люди работали, не считаясь со своим личным временем. Помимо опытных специалистов в нашем коллективе есть и молодежь, которая начинает свой трудовой путь, имея перед собой достойный пример.
Кроме ежедневной стандартной работы мы определили свой путь развития, по которому предстоит пройти, и основные цели и задачи на ближайшую перспективу.

— И какие же цели и задачи стоят перед Департаментом учетной политики и контроля?
— Некоторые из них я уже озвучила. Это прежде всего создание прозрачной системы учета, второе — усиление кадрового потенциала департамента. Нам предстоит не только провести конкурсы по вакантным должностям, но и систематизировать работу по повышению квалификации. Надо отметить, что в большинстве случаев сотрудники наших подведомственных учреждений проходят соответствующие курсы, посещают тематические семинары и другие мероприятия. Однако по данным нашего опроса установлено, что не были охвачены учебой по повышению квалификации сотрудники 20 % подведомственных организаций. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, было решено уделить данному вопросу самое пристальное внимание.
Также нам предстоит разработать основные положения учетной политики в министерстве и в подведомственных учреждениях, сеть которых очень разветвленная — 223 организации. Кроме наших прямых подведомственных учреждений в систему входят федеральные службы и агентства. При возникновении вопросов по бухгалтерскому учету часть подведомственных учреждений обращается в аудиторские компании, другие — напрямую в Минфин России, третьи — в институт профессиональных бухгалтеров. Понятно, что ответы зачастую разнятся, соответственно допускаются ошибки в учете. В целях системного решения данной проблемы мы работаем над подготовкой ответов по всем поступающим вопросам. Решение проблем организации бюджетного процесса возложено на отдел учетной политики.
Кроме того, мы планируем создать в министерстве методологический совет. В состав совета будут входить главные бухгалтеры подведомственных учреждений, которые на протяжении многих лет показывают отличные результаты работы. Также в совет войдут сотрудники федеральных служб и агентств, находящихся в ведении министерства: Роспотребнадзора, Росздравнадзора, Роструда, ФМБА России.
Еще одна задача, которую нам предстоит решить, — организация внутреннего контроля в подведомственных учреждениях. Этим занимается отдел ведомственного контроля. Проверки, которые мы проводим, направлены на осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при проведении учреждениями хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью. Проверяем наличие и движение имущества, использование материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормативами и сметами.

— Осуществляется ли анализ результатов проводимых вами проверок? Каковы основные причины, влекущие нарушение бюджетного законодательства?
— Да, безусловно. Сейчас, например, мы проанализировали результаты проверок за 2008 год и за первый квартал 2009 года. На основании этой аналитики подготовлен проект приказа, в котором озвучены конкретные предложения, направленные на устранение выявленных недостатков.
Кроме того, анализ материалов ревизий (проверок) финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений помогает нам выявить те области в бухгалтерском учете, в которых допускается больше всего нарушений. Так, анализ показал, что 56 процентов от общего количества ошибок составляет нарушение законодательства, регламентирующего организацию закупок продукции, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд. 13,9 % составляют ошибки в части искажения бюджетной отчетности, представляемой главному распорядителю средств федерального бюджета, 6 процентов — завышение стоимости объемов выполненных ремонтно-строительных работ, 3,9 процента — нарушение ведения бухгалтерского учета, 7 процентов — неэффективное использование средств федерального бюджета. В меньшей степени, но все же имеют место нарушения законодательства по оплате труда: завышение тарифных разрядов, окладов, установленных ETC, надбавок за продолжительность непрерывной работы (1,9 %) и использование средств федерального бюджета на цели, не соответствующие условиям их получения (1 %).
Что касается причин, по которым совершаются ошибки, то тут нет однозначного ответа. Значительные изменения в бюджетном законодательстве требуют от сотрудников бухгалтерских и финансовых служб высокого уровня профессиональной подготовки. И, как я уже говорила, одна из задач нашего департамента — помочь бухгалтерам пополнить свой багаж знаний, облегчить им работу, сделав учетный процесс более прозрачным и понятным.
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно