Версия для печати 3306 Материалы по теме
егоров
На рынке жилищного строительства складывается непростая ситуация. В рамках различных программ из бюджетов всех уровней на поддержку отрасли направляются значительные средства. Однако основная доля вводимого жилья обеспечивается за счет средств частных инвесторов, а потому для стимулирования строительства домов необходимо принять дополнительные меры.
Сергей ЕГОРОВ, консультант Департамента экономики и финансов Правительства РФ

Кризисные тенденции

В сфере жилищного строительства можно выделить следующие основные проблемы.
1Сокращение темпов роста вводимого в эксплуатацию жилья (по оперативным данным, в январе — июле текущего года темпы снижены на 7,3 % — со 108 % в 2008 г. до 100,7 % в 2009 г.) и увеличение сроков строительства.
2Практически полное прекращение кредитования банками жилищного строительства как сектора, наиболее подверженного влиянию мирового финансового кризиса.
3Резкое сокращение объемов выдаваемых ипотечных жилищных кредитов населению.
Следствием указанных факторов стало падение спроса на строительные материалы и отказ от строительства новых жилых объектов.
В настоящее время обстановка на рынке жилья следующая. В I полугодии 2009 года отмечена стагнация объемов вводимого жилья (99,7 % к соответствующему периоду прошлого года). Нынешние объемы жилищного строительства обеспечиваются за счет введения в эксплуатацию жилья, построенного в 2008 году, роста объемов индивидуального жилищного строительства, а также средствами, направленными в субъекты РФ Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства по программе переселения граждан из аварийного жилья.
В разрезе 11 регионов, традиционно обеспечивающих половину общероссийского объема ввода жилья, в I полугодии 2009 года наращивание темпа ввода жилья произошло лишь в Московской области (118,5 %), Москве (102,8 %) и Республике Татарстан (101,2 %). На территории Свердловской и Тюменской областей темпы жилищного строительства в январе — июне 2009 года сохранились на уровне прошлого года. В остальных шести регионах отмечается снижение объемов введенного жилья: в Новосибирской области — на 24,1 %, в Краснодарском крае и Челябинской области — на 13–14 %, в Санкт-Петербурге, Республике Башкортостан и Ростовской области снижение составило от 4 до 8 процентов.
Во второй половине 2008 года и в 2009 году рынок ипотечного жилищного кредитования оказался подвержен влиянию мирового финансового кризиса и его рост приостановился. Уже в IV квартале прошлого года произошло резкое снижение объемов выдачи ипотечных кредитов: в два раза по сравнению с III кварталом 2008 года. Статистика выдачи ипотечных кредитов в I полугодии 2009 года свидетельствует о продолжении негативных тенденций на рынке ипотеки и существенном спаде объемов выданных кредитов. За первые шесть месяцев 2009 года банками было выдано 44 тыс. ипотечных кредитов на сумму 55,3 млрд руб., что в шесть раз меньше, чем за тот же период предыдущего года, когда объем предоставленных ипотечных кредитов составил 339,2 млрд руб.

Господдержка отрасли

Объем государственной поддержки жилищного строительства в 2009 году составит порядка 427,7 млрд руб., из них непосредственно на новое жилищное строительство будет направлено около 127,5 млрд руб., на поддержку спроса на рынке жилья — 174,8 млрд руб. Оставшаяся сумма — 125,4 млрд руб. (часть средств ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», Фонда ЖКХ, подпрограммы по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в рамках ФЦП «Жилище», средства Фонда РЖС) — направляется на проведение капитального ремонта жилищного фонда, модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, изъятие земельных участков, находящихся в федеральной собственности, на цели жилищного строительства, реструктуризацию ипотечных кредитов, что оказывает косвенное влияние на объемы ввода жилья и поддержку спроса.
Объем средств региональных и местных бюджетов, направляемых в качестве софинансирования, составляет порядка 37,9 млрд руб., в том числе:
  • 2,8 млрд руб. по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище»;
  • 17,4 млрд руб. по подпрограмме «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» ФЦП «Жилище»;
  • 11 млрд руб. на софинансирование мероприятий Фонда ЖКХ по переселению из аварийного жилья;
  • 6,7 млрд руб. — софинансирование ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года».
Учитывая, что основная доля вводимого жилья обеспечивается за счет средств частных инвесторов, необходимо принять дополнительные меры, направленные на стимулирование строительства жилья, в том числе индивидуального.

Промышленность строительных материалов и конструкций

Развитие производства строительных материалов и конструкций представляется целесообразным стимулировать путем повышения спроса на строительные материалы, снижения их себестоимости и повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции на внутреннем и внешнем рынках. Прежде всего соответствующим федеральным органам исполнительной власти необходимо принять меры, направленные на временное установление ввоз­ных таможенных пошлин на цемент; временное обнуление экспортных таможенных пошлин на цемент; отмену ввозных таможенных пошлин на оборудование и запасные части для промышленности строительных материалов, не производящиеся в России.
В целях создания и развития инфраструктуры для промышленности строительных материалов следует разработать предложения по внесению изменений в законодательство, регулирующее градостроительную деятельность, и в иные нормативно-правовые акты. В частности, это касается:
  • упрощения процедур и сокращения до 6–12 месяцев сроков получения исходно-разрешительной документации на строительство жилых домов и объектов промышленности строительных материалов;
  • сокращения сроков получения технических условий присоединения к инженерным сетям и снижения стоимости технологического подключения вновь построенных жилых домов и предприятий по производству строительных материалов к сетям энергоснабжения и иным сетям инженерной инфраструктуры;
  • снижения тарифов на подключение к инженерным сетям вновь построенных объектов и предприятий промышленности строительных материалов;
  • обеспечения заинтересованности органов муниципальных образований в развитии инфраструктурных и индустриальных проектов путем финансирования за счет средств бюджетов всех уровней создания инженерной и транспортной инфраструктуры участков, предназначенных для строительства жилья и предприятий по производству строительных материалов;
  • обеспечения заинтересованности организаций и предприятий в развитии и финансировании инженерной инфраструктуры;
  • исключения возможности органов муниципальных образований произвольно возлагать обременения на организации и предприятия, осуществляющие строительство жилых и промышленных объектов.
В перечень системообразующих организаций и предприятий промышленности строительных материалов, претендующих на государственную поддержку в форме государственных гарантий по кредитам, целесообразно включать в первую очередь предприятия, использующие передовые энергосберегающие технологии. Необходимо увеличить формы оказания государственной финансовой поддержки системообразующим и градообразующим предприятиям и организациям промышленности строительных материалов путем:
  • предоставления бюджетных кредитов предприятиям, использующим современную технику российского производства и высокоэффективные энерго- и ресурсосберегающие технологии для производства строительных материалов, изделий и конструкций, в том числе экспортирующим свою продукцию;
  • частичного или полного погашения банковских ставок по кредитам, полученным такими предприятиями в российских банках;
  • предоставления государственных гарантий по кредитам, полученным в российских и зарубежных банках.
  • Наконец, надлежит сформировать перечень приоритетных инвестиционных проектов и включить в него строительство новых предприятий по производству цемента, строительного стекла, стеновых материалов, сборных железобетонных изделий и конструкций, а также машиностроительных заводов по изготовлению оборудования для производства стройматериалов с использованием передовых энерго- и ресурсосберегающих технологий, ввод в эксплуатацию которых планируется осуществить в 2010–2012 годах.

Современные технологии

Соответствующим федеральным органам исполнительной власти с участием субъектов естественных монополий необходимо разработать предложения о временном регулировании тарифов на продукцию, работы и услуги естественных монополий. В частности, они должны касаться энергоснабжения вновь введенных в эксплуатацию предприятий по производству цемента и стекла с использованием передовых энергосберегающих технологий, как наиболее энергозатратных; транспортировки наиболее объемоемких строительных материалов, в частности цемента и нерудных строительных материалов.
Также следует подготовить предложения по введению налоговых преференций для предприятий, использующих новейшие научно-технические достижения в области производства строительных материалов, в том числе экологически чистые и ресурсосберегающие технологии. Ощущается насущная потребность в разработке мер государственной поддержки развития потенциала научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы строительной отрасли, включая поддержку отдельных инновационных проектов по созданию новых высокоэффективных технологий для производства стройматериалов.

Координация проектов и программ

Для обеспечения взаимодействия и координации мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» с программами развития газовых и энергетических сетей в 2006–2008 годах в адрес ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и ОАО «ФСК ЕЭС» направлялась информация об объемах газа и размерах энергетических мощностей, необходимых для реализации инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства. Данная предварительная информация формировалась на основании заявок, поступивших от субъектов РФ на конкурсный отбор по участию в реализации подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» ФЦП «Жилище» на 2002–2010 годы. При этом особое внимание обращалось на экспериментальные инвестиционные проекты комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства, отобранные в соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 мая 2007 г. № 265 «Об экспериментальных инвестиционных проектах комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства».
Минрегион России планирует продолжить реализацию указанных мероприятий по обеспечению взаимодействия и координации мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» с программами развития газовых и энергетических сетей в 2009 и последующих годах.

Подготовка кадров для отрасли

Рост необходимости в трудовых ресурсах ставит задачу подготовки кадров, отвечающих потребностям экономического развития. При этом вопрос об адекватности подготовки рабочих новым требованиям рынка труда является чрезвычайно актуальным. Формирование системы образования специалистов всех уровней для предприятий промышленности стройматериалов предполагает:
развитие системы непрерывного образования для кадрового обеспечения строительного комплекса, подготовки и переподготовки специалистов всех уровней для предприятий промышленности стройматериалов;
принятие мер по развитию профессионального образования для строительных и профильных отраслей, привлечению бизнес-сообщества к подготовке кадров;
предоставление льгот, дотаций и грантов для вузов, активно участвующих в подготовке специалистов по таким направлениям, как строительство, промышленность строительных материалов, ЖКХ, а также для техникумов и профессиональных училищ по подготовке специалистов среднего и низшего звена;
учреждение профессиональных номинаций и премий на федеральном и региональных уровнях для поощрения лучших специалистов в профильных отраслях.
Государственная поддержка науч­но-­исследовательских и опытно-конструкторских работ для создания новых высокоэффективных технологий включает:
поддержку развития потенциала отраслевой научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы строительной отрасли, включая поддержку отдельных инновационных проектов и выделение средств на финансирование особо важных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых высокоэффективных технологий и оборудования для производства стройматериалов;
  • содействие интенсификации обмена научно-технической информацией в целях достижения высоких результатов в научных исследованиях;
  • поддержку малого и среднего бизнеса в сфере внедрения новых технологий;
  • повышение престижа строительных профессий и решение проблемы занятости населения в кризисных условиях.
Диспропорции на рынке труда существуют и в профессионально-квалификационном аспекте. Среди безработных граждан преобладают мало востребованные в современных условиях категории трудовых ресурсов. Мощность учреждений начального и среднего профессионального образования должна соответствовать потребностям в обучении рабочим специальностям населения. Модернизацию начального и среднего профессионального образования планируется осуществить в следующих направлениях:
  • интеграция учреждений начального и среднего профессионального образования в профессиональные комплексы;
  • налаживание связей между пред­приятиями-работодателями и учреж­де­ниями начального и среднего профессионального образования, формирование их положительной репутации и брендов.
Создание профессиональных комплексов будет осуществлено по принципу объединения начальных и средних профессиональных учреждений с необходимыми лабораторной и производственной базами, центрами переподготовки и повышения квалификации кадров, а также центрами дистанционного профессионального образования. Управление такими комплексами будут осуществлять советы, включающие представителей работодателей, либо профессиональные операторы. При финансировании будут задействованы механизмы государственного и частного партнерства.
Меры по снижению оттока молодежи должны быть осуществлены путем развития базы учреждений высшего профессионального образования, создания условий для быстрого карьерного роста молодежи на вновь создаваемых рабочих местах. Кроме того, будут реализованы меры по финансовой поддержке социально-бытового обустройства молодежи на кредитной основе. Основным способом привлечения трудоспособной молодежи должен стать организованный набор выпускников ПТУ из числа сирот и демобилизованных военнослужащих из неперспективных сел.
Создание комфортной среды обитания человека является совместной задачей государства, местного самоуправления и бизнеса. Государственная политика стимулирования жилищного строительства должна учитывать передислокацию производительных сил и концентрацию населения в зонах опережающего экономического развития. С учетом планируемого роста населения на соответствующих территориях потребуется введение в эксплуатацию нового доступного и комфортного жилья. Кроме того, необходима замена ветхого и аварийного жилья, актуальна интенсивная многоэтажная массовая застройка. В остальных случаях приоритет будет отдан малоэтажному строительству с использованием каркасных и объемно-модульных технологий, а также строительству коттеджей.
Поделиться