Версия для печати 2256 Материалы по теме
собянин
50 лет — возраст солидный: уже накоплены знания и опыт, есть традиции и принципы, в активе — большие награды и достойные выпускники. А впереди — целая жизнь, полная новых побед и открытий. О том, чем живет Новосибирский госуниверситет сегодня и чего ждет от завтрашнего дня, наше интервью с ректором НГУ профессором Владимиром СОБЯНИНЫМ.

— Владимир Александрович, 50 лет назад был создан один из крупнейших в Сибири вузов — Новосибирский государственный университет. Как НГУ развивался последние полвека и с чем подошел к своему юбилею?
— Мы до сих пор придерживаемся тех традиций и принципов, которые были заложены 50 лет назад, тем более что за это время они доказали свою эффективность. Безусловно, создание одновременно с Сибирским отделением Академии наук Новосибирского государственного университета было правильным решением. Подготовка кадров, прежде всего для науки и для высокотехнологичного бизнеса, — это основная миссия нашего вуза. Уверен, такого взаимодействия и интеграции, какие существуют между НГУ и СО АН, больше нет нигде в мире.
Немаловажно и то, что практически одновременно с созданием НГУ была открыта Физико-математическая школа. Именно эту школу впоследствии оканчивали многие известные бизнесмены и ученые, которые затем учились на различных факультетах нашего университета. В ФМШ поступают дети, которые проходят через «сито» олимпиад — так было в советские годы, так происходит и сейчас: система осталась и развивается, несмотря на сложный период, который переживает наша страна. И это правильно, ведь такие студенты — самые ориентированные, они знают, чего хотят и как этого добиться. Чем раньше школьник или студент поймет, чего он действительно хочет, тем более толковый специалист из него получится.
Это самое главное, это наши традиции и наши принципы, которые не подвергаются сомнению. Ну разве что они несколько модифицируются в связи с новыми условиями жизни. Например, наше непростое время подтолкнуло университет к тому, чтобы более активно сотрудничать с бизнесом, прежде всего с высокотехнологичным, инновационным. Причем сотрудничать в различных областях: и гуманитарных, и, конечно же, в естественных и точных науках, которые всегда были в НГУ на первом месте.

— В России более 360 государственных вузов, чем НГУ отличается от других высших учебных заведений нашей страны?
— Сейчас мы серьезным образом продолжаем трансформировать модель взаимодействия университета с нашими академическими институтами с ориентацией на высокотехнологичный бизнес. Толчком к этому послужил инновационный проект, который мы выполняли в 2007–2008 годах. Реализовать этот проект помогли наши выпускники-бизнесмены: они обратили на университет внимание не просто как на заведение, которое поставляет высококвалифицированных специалистов, но и стали помогать нам готовить этих специалистов.
В Федеральном агентстве по образованию часто слышишь вопрос о том, насколько компетенция выпускников соответствует требованиям работодателей. Что касается науки, то тут ответ очевиден: наши лекторы — это директора институтов, которые сами готовят для себя кадры. Тоже самое случилось и с бизнесом. Например, спецкурсы, связанные с банковским сектором, читают люди, которые активным образом работают в банковской системе. Если речь идет об информационных технологиях, то наши преподаватели — это представители таких компаний, как Microsoft, Intel, Sun Microsystems и т. д. То есть люди, которые занимаются этим бизнесом.
Наш университет подал заявку на участие в конкурсе на придание ряду вузов нового статуса — национального исследовательского университета, где мы подробно описали наше взаимодействие не только с Сибирским отделением РАН, но и с двумя Сибирскими отделениями АН: сельскохозяйственных и медицинских наук. Ну и, конечно, мы рассказали о нашей работе с бизнесом и властными структурами.
Кроме того, в университете все понимают, что невозможно обойтись без серьезного взаимодействия с зарубежными вузами. Поэтому у нас есть своя программа по взаимодействию с лучшими университетами мира, которая, на наш взгляд, успешно реализуется. Это и французские университеты, например Sorbonne, Ecole Polytechnique, и университеты Китая, Южной Кореи, США, с которыми мы не просто взаимодействуем, но и обмениваемся студентами, есть программа стажировок. Более того, студенты получают двойные дипломы, например, того же Ecole Polytechnique и НГУ. В нашем университете открыто несколько центров: корейский, китайский, французский и немецкий, что также способствует международному сотрудничеству.
Отдельно следует сказать о подготовке магистрантов, на которой мы сейчас сосредоточились. Лучшего места для этого, чем Новосибирский научный центр, нет. Ведь это и академические институты, и университет, и те инновационные компании, которые здесь сосредоточены, а их несколько сотен.

— В различных рейтингах Новосибирский госуниверситет занимает совершенно разные места, с чем это, на ваш взгляд, связано? Каковы позиции НГУ в сфере высшего образования?
— Моя позиция такая: рейтинг рейтингу рознь. Если рассматривать рейтинг цитируемости наших преподавателей и их статей, то здесь показатели на уровне лучших университетов мира. Или количество студентов на одного профессора: у нас — 23 студента, что сопоставимо с Массачусетским технологическим институт (16) или Гарвардом (20). Порядок тот же самый.
Рейтинги Министерства образования и науки РФ построены несколько по-другому принципу. Например, в них есть такой пункт: сколько квадратных метров помещений приходится на одного студента. А помещений у нас немного. До сих пор нет даже главного здания университета. Возможно, если бы не кризис, все было бы иначе, ведь у нас готовы и разрешение на строительство, и утвержденный проект, разработана рабочая документация, но нет самого главного — денег, на которые можно было бы строить. Хотя Федеральное агентство по образованию нас здесь всячески поддерживает, но общие проблемы в стране привели к тому, что в ближайшее время мы сможем построить только инфраструктуру. Однако мы надежды не теряем, может быть в 2011 году, когда всем станет очевидно, что кризис миновал, вновь будет поставлен вопрос о строительстве главного здания.
80 % наших преподавателей — совместители, поскольку одновременно являются научными сотрудниками сибирского отделения РАН. Однако в рейтинге учитывают только штатных сотрудников, и в этом есть, конечно, некоторое недопонимание ситуации. Но все равно, даже при этих проблемах, ниже 17-го места мы не падали, а обычно входим в десятку лучших вузов страны.
Если же рассматривать другие независимые рейтинги, например Потанина, то там наши позиции совершенно другие. Все 11 лет, которые проводится этот рейтинг, наш университет участвовал в нем и всегда входил в пятерку лучших вузов, а в этом году нам дали первое место. Или, например, TOP-200 лучших университетов планеты — рейтинг журнала The Times Higher Education Supplement за 2005 год, куда попали только два российских вуза. НГУ занял 169 место (МГУ им М. В. Ломоносова — 79). При этом вузов в России, которые подотчетны Федеральному агентству по образованию, — 344.
А лучше всего о результатах работы НГУ говорят наши выпускники, которые занимают более чем достойные позиции и в науке и, конечно, в бизнесе.

— Вы говорите о том, что много выпускников НГУ активно работает в коммерческих структурах. Не обедняется ли тем самым кадровый потенциал науки?
— Не буду лукавить, многие уходят в бизнес прежде всего из-за материального положения. Людям нужно зарабатывать деньги, содержать семьи, а в бизнесе денег существенно больше, чем в науке. Это можно исправить, если государство серьезным образом будет вкладывать деньги в науку. И в последнее время ситуация здесь меняется в лучшую сторону. Сейчас существует множество молодежных научных грантов, поддерживающих нашу молодежь. С другой стороны, бизнес тоже начинает серьезно сотрудничать с образованием, и не формально, а вполне конкретно. В первую очередь от этого выигрывают студенты.
Я глубоко убежден, что перевод нашей страны на инновационные рельсы — это удел молодых. И бизнес в этом плане — большой помощник, который помогает лучше обучить студента, дать ему практический навык и экспертные знания. И такой подход действительно работает. По данным центров занятости не только Новосибирска, но и всего Сибирского федерального округа, безработных среди наших выпускников — единицы. Конечно, это еще один важнейший показатель высокого качества и уровня образования в нашем университете.
Я не думаю, что люди, выбирающие после НГУ сферу бизнеса, — это трагедия. Наши выпускники прошли научную школу, они знают, как функционирует наука. Они, без сомнения, заработают деньги, и эти деньги пойдут в том числе и в науку. И эта обратная связь в итоге приведет к тому, что наука не обеднеет ни кадрами, ни деньгами. Будут совместные предприятия, у нас они уже есть.

Справка «Бюджета»

Владимир Александрович СОБЯНИН, ректор НГУ.
Родился 13 сентября 1952 г.
В 1969 г. окончил Физико-математическую школу при НГУ, в том же году поступил на факультет естественных наук НГУ (отделение «Химия»).
В 1978 г. защитил кандидатскую диссертацию, а в 1991 г. — докторскую диссертацию.
Научная деятельность В. А. Собянина связана с Институтом катализа им. Г. К. Борескова СО РАН, где он работает с 1974 г. Его послужной список включает должности стажера-исследователя, младшего научного сотрудника, старшего научного сотрудника, заведующего лабораторией, заместителя директора по научной работе.
В. А. Собянин — известный ученый, специалист в области катализа, имеет крупные научные результаты в областях газофазного электрокатализа, топливных элементов и водородной энергетики. Он автор и соавтор более 210 научных работ, в том числе трех обзоров и 14 патентов. За свою научную и педагогическую деятельность В. А. Собянин неоднократно удостаивался почетных званий и наград. В 2000 г. ему присвоено звание «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации». Ему также присвоено почетное звание «Заслуженный ветеран Сибирского Отделения РАН».
С июля 2007 г. — ректор Новосибирского государственного университета.
Поделиться