Версия для печати 2465 Материалы по теме
Ходоки от медицины
#36587# Следует избавиться от так называемых фармпредставителей, работающих в медучреждениях«, — заявил Путин в прошлую пятницу на совещании, посвященном развитию фармпромышленности. В последние десятилетия, по мнению премьера, в России сложилась «явно ненормальная практика взаимоотношений» между производителями лекарств, прежде всего иностранными, и частью врачебного сообщества. Путин назвал недопустимой ситуацию, когда «фармацевтические концерны доплачивают специалистам за то, что они выписывают пациентам производимые этими компаниями препараты». «Производители спонсируют корпоративные мероприятия, разного рода семинары, в том числе с выездом на теплые моря, — недоумевал премьер, — и вот такими мероприятиями охватываются у нас в России тысячи специалистов».

«Подарок» к кризису

Фармацевтические/медицинские представители (или медпреды) — это работающие на производителей консультанты, рассказывающие врачам о препаратах своей компании, прямыми продажами они не занимаются, объясняет гендиректор DSM Group Александр Кузин.

Деятельность медпредставителей — один из основных каналов продвижения препаратов, в основном рецептурных, отмечает директор по исследованиям «Фармэксперта» Давид Мелик-Гусейнов: по закону такие лекарства нельзя рекламировать нигде, кроме специализированных СМИ, которые доступны далеко не всем врачам. Если запретить и визиты медпредов, и организацию фармкомпаниями конференций — непонятно, как выводить на рынок новые лекарства, заключает он. Сейчас расходы фармкомпаний на содержание штата медпредставителей составляют 10-15% от оборота, что сравнимо с расходами на производство, отмечает топ-менеджер российской фармкомпании. Для представительств иностранных компаний, не имеющих производства в России, эта цифра может доходить до 40-50%, уточняет Мелик-Гусейнов.

«Заявления о запретах, мягко говоря, не вовремя», — сетует топ-менеджер российского офиса транснационального фармпроизводителя. Внимание чиновников к фармацевтам уже вылилось в ужесточение процедуры регистрации цен на жизненно необходимые препараты (это около 30% аптечного ассортимента), а также прокурорские проверки ценообразования. Работу иностранных компаний усложнила еще и девальвация рубля. В конце 2009 г. «Фармэксперт» ожидает незначительный спад потребления лекарств и в рублях, и в упаковках — первый за последние 20 лет.


В рамках приличий

Сами фармкомпании уверяют, что медицинские представители не делают ничего неэтичного и противозаконного. «Продвижение рецептурных лекарств необходимо для предоставления медицинским работникам знаний об использовании новых методов лечения, а также постоянно обновляющейся информации о болезнях, лечении и препаратах», — напоминает Фабио Ландасабаль, генеральный директор GlaxoSmithKline в России. Кроме того, медицинские представители обеспечивают производителю обратную связь с врачами. GlaxoSmithKline запрещает медицинским представителям дарить врачам ценные подарки или деньги, добавляет Ландасабаль, они также не имеют права проводить мероприятия культурного, развлекательного и спортивного характера.

Медпреды транснациональных компаний, по сути, работают информаторами — рассказывают, кому и как лучше назначать то или иное лекарство, рассказывает медпредставитель европейского фармпроизводителя, согласившийся пообщаться на условиях анонимности. «Мы можем подарить врачу букет и конфеты на 8 Марта, но деньги или процент от продаж не предлагаем, как и сотрудники большинства инновационных производителей, — говорит она. — Я слышала о компаниях, медпреды которых предлагали врачам деньги, но еще далеко не каждый врач на это согласится». По ее словам, чтобы определить эффективность работы с терапевтами, компания анализирует продажи продвигаемых препаратов в аптеках на его участке, а узким специалистам медпреды советуют отправлять пациентов в аптеки, где лекарство гарантированно есть.

Случаи, когда фармпроизводители платят врачам, единичны, подтверждает Кузин из DSM Group. При этом, по его словам, материальный интерес врача легко выявить: на выписанном рецепте он ставит свой номер.

Цена вопроса

После заявления премьера фармкомпании неохотно рассказывают о своих медпредставителях: вопросы «Ведомостей» о числе и круге обязанностей таких сотрудников оставили без ответа такие крупные корпорации, как Sanofi-Aventis, Nycomed, Bayer-Schering Pharma и Novartis. У каждого из 20 крупнейших фармпроизводителей, работающих в России, примерно по 200-250 медпредставителей, у остальных меньше, по самым скромным подсчетам, в стране работает 7000-8000 медпредставителей, вносит ясность топ-менеджер иностранной фармкомпании.

Средняя зарплата, которую в сентябре производители лекарств предлагали фармпредставителям, — $1268 в месяц плюс соцпакет, подсчитали аналитики HeadHunter. При этом, по данным компании, 45% компаний готовы предоставить в дополнение служебный автомобиль, а 10% — компенсировать представительские расходы (какие именно — в вакансиях не уточняется). Для производителя «среднемесячная стоимость» одного медпредставителя составляет около 160 000 руб. (с учетом бонусов, расходов на автомобиль и промоматериалы, выплаты ЕСН), знает Мелик-Гусейнов из «Фармэксперта». При этом в списке самых дефицитных профессий Москвы медпредставитель занимает второе место после страхового агента, отмечает гендиректор группы HeadHunter Михаил Жуков: отношение количества резюме к количеству открытых вакансий составляет 1,7 (для экономистов аналогичный показатель — 21).

Источник:  "Ведомости"
Поделиться