Версия для печати 1997 Материалы по теме
Госзаказ: критика и предложения
#65250# 27-28 октября в Москве прошла IV Всероссийская конференция «Государственные и муниципальные закупки-2009», организованная Институтом госзакупок РАГС при Президенте РФ. Как подчеркнул в приветственном слове начальник инспекции Счетной палаты РФ С. Г. Антонов, «конференция, проводимая уже в четвертый раз, зарекомендовала себя как интересная площадка для реального обмена опытом и мнениями для специалистов, работающих в сфере госзаказа». В ходе конференции обсуждались вопросы правоприменительной практики Закона № 94-ФЗ, проблемы эффективности размещения госзаказа и расходования бюджетных средств, антикоррупционных механизмах в сфере госзаказа.
Начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России М. Я. Евраев рассказал о недавних нововведениях в сфере госзаказа. В частности, большое внимание он уделил теме постепенного перехода к электронным аукционам как главной форме размещения госзаказа, введении новой процедуры электронных аукционов, в соответствии с главой 3.1 федерального закона №94-ФЗ. «Мы ставим перед собой задачу в течение 2 лет достичь того, чтобы около 80% всех процедур по размещению заказов путем электронных аукционов», подчеркнул М. Я. Евраев.
Также представитель ФАС рассказал о новом порядке оценки заявок на участие в конкурсе, в соответствии с постановлением Правительства РФ №722, которое вступит в силу 1 ноября 2009 г. Много вопросов у аудитории вызвала проблема качества в госзаказе, являющаяся одной из наиболее сложных и нерешенных на сегодняшний момент. Ключевой вопрос в том, что невозможно проанализировать уровень качества услуг предварительно, а возможен лишь механизм штрафов в случае, если в результате исполнения контракта качество не соблюдается. При этом происходят существенные потери времени.
Оппозиционный взгляд на существующую систему госзаказа высказал директор Института макроэкономических исследований при Минэкономразвития России В. И. Смирнов. По его мнению, Федеральный закон №94-ФЗ является концептуально ошибочным, и это мнение было бурно поддержано участниками конференции. «Закон ошибочен на уровне постановки целей. Главной целью процесса общественных закупок является удовлетворение потребности заказчика, разумеется, с обеспечением должного качества, поэтому целью закона об общественных закупках должно быть наилучшее удовлетворение потребности заказчика в пределах выделенных средств», считает директор института. Однако, продолжил он, «в законе №94-ФЗ по сути все вверх ногами. Его самоцелью является конкуренция, которая должна вести к максимальному снижению цены. Получается, что главное – это цена и сроки, и в итоге любая шпана за полцены и любые сроки берется выполнить сложную научную задачу, и здесь нет никакой экономии, а лишь прямой ущерб для государства, так как деньги истрачены, а результат абсолютно нулевой». «Заявка на участие – это только обещание что-то сделать, поэтому квалификационные требования должны находиться на входе, а не на выходе процесса закупок, чтобы обещания неквалифицированных участников не затмили квалифицированных при оценке заявок», убежден В. И. Смирнов. Поэтому лучшим выходом, по его мнению, будет разработка и принятие нового закона о госзакупках.
Поделились своим опытом, собственным взглядом на систему госзакупок представители регионов, в частности, Ростовская, Тульская, Московская области. Начальник Управления государственных закупок Г. А. Лопаткин также выступил с критикой многих инициатив федеральных властей, говоря об идеологическом разрыве между позицией центра и взглядом регионов. По его мнению, «складывается во многом парадоксальная ситуация: закон №94-ФЗ предоставил достаточно широкие полномочия субъектам РФ в сфере госзаказа, каждый регион самостоятельно развивал данную сферу, и многие достигли ощутимых результатов. Теперь же налицо попытка централизации и и концентрация процесса госзакупок, что несет в себе ряд негативных моментов, и к тому же является малоосуществимым». «В первую очередь это касается вопроса о едином сайте. На первый взгляд – благая цель собрать всю информацию в одном месте. Но насколько целесообразно переводить на единые рельсы сотни тысяч заказчиков по всей стране, какие для этого нужны затраты? Каждый субъект в силах сформировать на своем локальном рынке достаточный уровень конкуренции среди участников госзаказа», считает Г. А. Лопаткин.
Кроме того, представитель Ростовской области оспорил утверждение М. Я. Евраева о «порочности» практики, когда в субъектах федерации нет уполномоченных органов на ведение процедур госзакупок. «На мой взгляд, неправильно аккумулировать все многомиллиардные средства на госзакупки в одних руках. Опыт показывает, что это очень коррупционная схема. В Ростовской области нет уполномоченного органа, каждый госзаказчик сам занимается размещением своего заказа, и при этом регион занимает лидирующие позиции в сфере госзаказа». «В России 83 субъекта, 12 часовых поясов, поэтому ставить всех под одну гребенку считаю неправильным», сказал представитель Ростовской области.

Материал подготовила Елена Колнооченко, журнал "Бюджет"
Поделиться