Версия для печати 6305 Материалы по теме
Проект федерального бюджета: разносторонний взгляд
Юрий Васильев
 21 октября 2009 года Госдума РФ рассмотрела и приняла в первом чтении проект федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. Свое мнение о главном финансовом документе страны, его сильных и слабых сторонах, приоритетах, высказали депутаты Государственной Думы и эксперты. Юрий ВАСИЛЬЕВ, председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам (фракция «Единая Россия») 

Социальные расходы не в ущерб экономике

Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» в первом чтении принимался непросто. Тем не менее документ принят и график его принятия не нарушился. Когда страна остается без реальной сметы расходов, особенно в период кризиса, это грозит дестабилизацией политической системы. Сегодня здравый смысл и приоритеты государственных интересов у большинства депутатов возобладали над личными амбициями. Впереди второе чтение, пожалуй, одно из наиболее сложных в принятии бюджета, когда поступают поправки из ведомств и министерств, регионов и фракций. За каждую из них ожидается острая борьба. Утвержден срок подачи поправок ко второму чтению — до 29 октября. 18 ноября проект федерального закона о бюджете во втором чтении должен будет представлен на пленарное заседание Госдумы.
Основные параметры бюджета
В целом на 2010 год прогнозируется положительная динамика роста ВВП в размере 1,6 % против сокращения этого показателя в текущем году на 8,5 %. Инфляция в будущем году составит 10 % (то есть снизится на два процентных пункта по сравнению с запланированным показателем на 2009 год). На 2011–2012 год предусмотрено дальнейшее сокращение инфляции до 8,7 %. В 2010 году ожидаются доходы в сумме 6,95 трлн руб., расходы — 9,88 млрд руб. Дефицит — 2,93 трлн руб.
Объем расходов в последние годы увеличивался почти на 1 трлн руб. в год. Общий объем расходов на 2010 год несколько сокращается по сравнению с 2009 годом. Тем не менее важнейшая задача, которую решает проект бюджета на 2010–2012 годы, — исполнение всех социальных обязательств государства вне зависимости от цен на нефть.
Социальная сфера
Один из приоритетов бюджетных расходов в 2010 году — существенное повышение уровня пенсионного обеспечения в стране. Эти обязательства вытекают из изменений в пенсионном законодательстве и направлены на обеспечение устойчивости и сбалансированности пенсионной системы. С 2010 года упраздняется единый социальный налог, устанавливается прямая зависимость пенсий от обязательных страховых платежей.
В целях обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ на покрытие его дефицита в 2010 году предусматривается направить бюджетные ассигнования в сумме 1 166,3 млрд руб., что в 3,3 раза превышает уровень 2009 года. Наиболее существенно будут повышены размеры пенсий старшему поколению, чей вклад в развитие нашей страны в советское время неоценим: именно «советский» стаж даст значительное увеличение пенсии. В результате в 2010 году среднегодовой размер трудовой пенсии возрастет по сравнению с 2009 годом на 46 % и составит 7762 руб. в месяц, причем прибавка от валоризации оценивается в 1254 руб.
На особом контроле — вопросы об индексации заработной платы работникам бюджетной сферы, а также о выделении в 2010 году из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ средств на организацию отдыха и оздоровления детей.
Другие приоритеты
Серьезный упор в финансировании будет сделан на развитие новейших технологий. В частности, увеличивается финансирование ключевых инновационных отраслей и инфраструктурных объектов: на эти цели выделяется 1,6 трлн руб. В 2010 году предлагается выделить 10 млрд руб. на реализацию проектов, одобренных комиссией при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию российской экономики. В следующем году не предполагается сокращения программ в наукоемких направлениях.
Дополнительно выделены кредитные ресурсы на строительство региональных дорог — 15 млрд руб. и на поддержку монопрофильных городов — 10 млрд руб. На 23 млрд руб. удалось увеличить размер трансфертов на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Недочеты
Многие депутаты высказывали критические замечания о проекте бюджета. Например, члены нашего комитета считают необходимым во втором чтении решить вопрос об увеличении резерва в составе дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов. Это связано с прекращением с 1 января 2010 года софинансирования из федерального бюджета практически всех социальных полномочий субъектов, что приведет к увеличению их расходов на 70,2 млрд руб. (выплаты ветеранам труда и труженикам тыла, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, компенсации платы за детские сады, ежемесячные пособия на ребенка, финансирование мероприятий по оздоровлению детей, обеспечение равной доступности общественного транспорта, передача субъектам федеральных профтехучилищ).
Правительство предлагает компенсировать эти расходы за счет индексации ставок акцизов на алкогольную продукцию, пиво и нефтепродукты, увеличения государственной пошлины и транспортного налога. Эти меры должны привести к увеличению доходов бюджетов субъектов на 88 млрд руб. Комитет ставит под сомнение оценку этих дополнительных поступлений. Необходимо находить новые источники доходов за счет пересмотра ряда расходных статей, сокращать второстепенные затраты и выделять жизненно важные.
Если говорить об инвестициях, то их сокращения серьезно коснулись строительства: по переходящим стройкам финансирование предусмотрено на уровне 30 % от потребности, а новые стройки вообще исключены из перечня инвестиционных объектов, финансируемых из федерального бюджета. Поэтому объем расходов по разделу «Национальная экономика» составляет всего 72,9 % от уровня текущего года. Но если сравнить параметры расходов 2010 года с 2008 годом, самым успешным в сфере экономики и бюджета, то можно увидеть, что по всем позициям идет увеличение расходов: в 2010 году ассигнования на нацэкономику увеличиваются на 31,4 %.

Реальный шанс для обновления  социальной сферы

Карелова

Галина КАРЕЛОВА, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по бюджету и налогам (фракция «Единая Россия»)
Проект закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», конечно, стал особенным: кризис наложил свой отпечаток на многие статьи расходов, обусловив необходимость жесткой экономии. Ограничение размеров бюджетного дефицита и обеспечение макроэкономической стабильности стало одной из главных задач. В последующие три года предполагается снизить бюджетный дефицит и соответственно нарастить доходы. Но, несмотря на то что бюджет принят в первом чтении, работа будет продолжаться, потому что в сложных экономических условиях необходимо найти оптимальный вариант. Тем не менее и в своем сегодняшнем виде бюджет-2010 достаточно реалистичен, поскольку концентрируется на тех приоритетах, которые должны обеспечить дальнейшее социально-экономическое развитие страны.
Главнейший приоритет принимаемого бюджета — социальная политика. Об этом свидетельствует беспрецедентно высокая доля социальных расходов в структуре бюджета (практически 2/3). Таким образом государство демонстрирует свою решимость реализовать антикризисные меры и сделать все необходимое, чтобы уровень жизни граждан не снижался. Более того, детальный анализ социальных расходов показывает, что бюджет ориентирован на реализацию программы социально-демографического развития России. Предусмотрен целый ряд расходов, являющихся по сути вложениями в увеличение продолжительности жизни и прежде всего в рост доходов граждан старшего возраста. В 2010 году ни один пенсионер не будет жить за чертой бедности.
Наряду с этим в бюджете заложен рост расходов на здравоохранение. Особо хочу выделить те, что пойдут на финансирование комплекса мероприятий нацпроекта «Здоровье» и будут направлены на совершенствование организации медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями и профилактику этих заболеваний.
Говоря о поддержке рождаемости, отмечу две основные статьи: рост социальных выплат, которые поддержат семьи с детьми, и рост выплат на предоставление материнского капитала (130,2 %!). Бюджетные ассигнования, предусматриваемые на выплату материнского капитала на 2010 год в сумме 102 млрд руб., обеспечат потребность 298 тыс. получателей этих средств и превысят уровень 2009 года в 2,3 раза.
На 49,6 % увеличивается объем дополнительного материального обеспечения, компенсационных и социальных выплат. Таким образом, антикризисный бюджет закладывает основу для преодоления снижения волны рождаемости, которая ждет нас уже совсем скоро. Для достижения этой же цели ведется и строительство перинатальных центров в регионах, которое продолжится в 2010 году за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Подчеркну еще раз, что государство в один из трудных периодов определило: главная его забота — люди, качество их жизни. Поэтому, несмотря на ряд «но» в проекте бюджета, я голосовала за него.
Надо отдавать себе отчет в том, что исполнение бюджета-2010 не будет гладким. У нас накопилось много проблем, которые не преодолеть одним махом. Сложность задач, которые предстоит решать в ближайшие годы, диктует необходимость отхода от старых технологий, требует использования новых подходов, совершенствования законодательства. Сокращение расходов бюджета — это в том числе сокращение участия государства в тех сферах, где его место должны занять рыночные структуры — прежде всего в сфере социальных услуг. У нас появляется реальный шанс для обновления социальной сферы, состояние которой во многом влияет на все остальные сферы жизнедеятельности общества.

Нужна альтернатива  сырьевой направленности бюджета

Дмитриева

Оксана ДМИТРИЕВА, член Комитета Госдумы по бюджету и налогам (фракция «Справедливая Россия»)

Фракция «Справедливая Россия» приняла консолидированное решение — голосовать против бюджета на 2010 год. Почему? Можно отметить несколько важнейших позиций.
1 Неправильная постановка основной задачи бюджетной политики у правительства — обеспечение макроэкономической стабильности и ограничение дефицита бюджета. Задача модернизации экономики и стимулирования экономического роста в бюджете не только не решается, но даже и не ставится.
2 Проект бюджета посчитан исходя из цены на нефть 58 долл. за баррель, хотя наиболее вероятная цена на нефть — свыше 70 долл. за баррель. На наш взгляд, это не ослабляет нашу зависимость от нефтяных цен, а усиливает. Очевидно, что, если вкладывать деньги от экспорта внутри страны и развивать другие отрасли, в частности, инфраструктуру, жилье, инновации, это будет развивать другие отрасли обрабатывающей промышленности и ослабит зависимость от нефтяного экспорта.
3 Проект бюджета не является социальным. Расходы на все социальные отрасли, кроме пенсии, сокращаются в абсолютном выражении по сравнению с 2009 годом.
4 Проект бюджета подавляет экономический рост и не создает инвестиционного спроса.
5 Получается, что это бюджет инновационной деградации, а не инновационного развития вопреки всем утверждениям правительства.
6 Проект бюджета оставляет дефицитными региональные бюджеты: он отнимает у них 350 млрд руб. дотаций и трансфертов.
7 В этом бюджете предусмотрены огромные нерациональные расходы. В частности, расходы на обслуживание долга увеличиваются на 102 млрд руб., так как снова раскручивается пирамида внутренних и внешних государственных заимствований. Далее. Из крупных нерациональных расходов 250 млрд руб. запланировано направить на докапитализацию банков. Это в 1,5 раза больше, чем совокупные расходы на фундаментальную и прикладную науку.
Мы считаем, что бюджет продолжает политику сырьевой зависимости и низкого жизненного уровня большинства населения и уповает исключительно на рост мировых цен на нефть. Мы уверены, что альтернатива сырьевому характеру развития страны есть, и разработали свой вариант бюджета. В качестве главной задачи мы ставим не монетаристские цели макроэкономической стабильности, а модернизацию и реструктуризацию экономики, опираясь на интеллект нации.

В бюджете урезана господдержка реформы местного самоуправления

Людмила Пронина

Людмила ПРОНИНА, ведущий советник аппарата Комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления, д. э. н.
Реформа местного самоуправления продолжается несмотря на кризис. Однако после упразднения Федеральной целевой программы государственной поддержки развития муниципальных образований Правительство РФ не предполагает утверждение каких-либо новых федеральных целевых программ, предусматривающих мероприятия по реализации реформы местного самоуправления.
В проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» предусмотрены только средства на обеспечение мероприятий по реформированию государственной и муниципальной службы в размере 30 млн руб. Этих средств явно недостаточно для осуществления государственной поддержки муниципальных образований. В связи с этим предлагается предусмотреть в законопроекте средства на софинансирование таких расходов местных бюджетов, как оформление технической документации на земельные участки и муниципальное имущество, составление генеральных планов поселений и др.
В 2010 году на реализацию полномочий Российской Федерации, делегируемых для исполнения органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления, в части организации первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, предусмотрено выделить субвенции в размере 1998,3 млн руб., что на 68,1 млн рублей ниже уровня финансирования 2009 года. При этом, по данным Счетной палаты РФ, методика расчета указанной субвенции не учитывает расходов муниципальных образований на приобретение лицензионного программного обеспечения, расходы на уплату налога на имущество организаций, на осуществление ремонта имущества (оборудования, инвентаря). Полагаем необходимым рассмотреть вопрос о восстановлении объема указанных субвенций.
В 2010 году из федерального бюджета планируется предоставление бюджетам закрытых административно-территориальных образований:
дотации, связанной с проживанием и работой граждан в условиях особого режима ЗАТО, в объеме 8 876,1 млн руб. или 85 % от суммы бюджетных ассигнований, предусмотренных на 2009 год;
средств на переселение граждан из ЗАТО в объеме 527,2 млн руб. (с сокращением объемов финансирования на 60 % по сравнению с 2009 годом);
средств на развитие социальной и инженерной инфраструктуры ЗАТО в объеме 2 689,8 млн руб. (со снижением объема финансирования на 50 % от уровня 2009 года).
Полагаем, что необходимо рассмотреть возможность выработки принципиально новых подходов к финансированию переселения граждан из ЗАТО, используя положительную практику действующих адресных механизмов выплаты субсидий на обеспечение жильем и (или) предоставления жилищных сертификатов.
Объем бюджетных ассигнований для финансирования мероприятий по развитию и поддержке инфраструктуры наукоградов на 2010 год определен в размере 576,7 млн руб. (сокращен на 60 % по сравнению с 2009 годом). Согласно правилам предоставления субсидий из федерального бюджета для осуществления мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов, утвержденных Правительством РФ, размер субсидий, предоставляемых отдельному наукограду, определяется исходя из численности его постоянного населения. Полагаем, что помимо численности населения наукоградов следует также установить и другие критерии для определения размера указанных субсидий, учитывающие уровень развития инфраструктуры конкретных наукоградов, потребности в развитии их научно-технического и инновационного потенциала, эффективность реализации муниципальных целевых программ на указанные цели.

Журнал "Бюджет"

Поделиться