Версия для печати 2030 Материалы по теме
2 и 3 октября в городах Анапа и Темрюк Краснодарского края прошло заседание секции «Финансисты муниципальных образований» НП «Сообщество финансистов России».

На встречу съехались представители почти 30 муниципальных образований. В заседании, которое возглавил председатель секции «Финансисты муниципальных образований», первый заместитель главы муниципального образования город Краснодар, директор Департамента финансов А. Н. Домбровский», приняли  участие и региональные финансисты из Департамента финансов Вологодской области. У муниципальных и региональных специалистов была возможность выслушать доклады представителей Совета Федерации и Государственной думы РФ, Министерства экономического развития РФ, задать им вопросы, внести предложения по изменению действующего законодательства.

С позиции Федерации

Л. И. Пронина, ведущий советник Комитета Государственной Думы РФ по вопросам местного самоуправления, рассказала собравшимся о совершенствовании законодательства в целях реализации мер антикризисного управления в муниципальных образованиях. Государственная дума РФ совместно с Министерством финансов РФ, Министерством регионального развития РФ и другими заинтересованными ведомствами разработала законопроект, предусматривающий дальнейшее устранение выявляемых в реальной муниципальной практике проблемных мест в федеральных законах.
В частности, Комитет Государственной думы по местному самоуправлению подготовил изменения для внесения в Бюджетный кодекс РФ, предусматривающие совершенствование механизмов предоставления финансовой помощи муниципальным образованиям, определение новых источников пополнения доходов местных бюджетов, приведение отдельных положений Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в соответствие положениям Бюджетного кодекса РФ. Например, предложено внести изменения в статью 136 БК РФ, устанавливающие ограничения по осуществлению бюджетного процесса в муниципальных образованиях в зависимости от уровня финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.
В Федеральный закон № 131-ФЗ также вносятся изменения, уточняющие порядок финансирования полномочий, решение которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления. В Налоговый кодекс РФ комитет предлагает внести изменения, касающиеся улучшения администрирования (в том числе снижение материальных затрат) при взимании земельного и транспортного налогов, налогов на имущество физических лиц. Наряду с этим комитет предлагает внести изменения, устанавливающие предельный срок (три года) привлечения к уплате транспортного и земельного налогов налогоплательщиков, являющихся физическими лицами и уплачивающих эти налоги на основании налогового уведомления.

Вологодская область

евсикова
Состоянию финансовой системы Вологодской области был посвящен доклад Л. Р. Проничевой, начальника бюджетного управления Департамента финансов области. Также финансист внесла ряд предложений по обеспечению сбалансированности бюджета. В целом по прогнозам доходная база консолидированного бюджета Вологодской области сократится в 2009 году почти на 20 млрд руб., или на 60 %. Если в 2008 году доходная база составила 45,8 млрд руб., то в 2009 году — 27 млрд руб. Такое сокращение доходов потребовало принятия оперативных мер.
«Мы не индексировали заработную плату работникам бюджетной сферы — сохранили ее на уровне 2008 года, размер социальных выплат также не увеличили, отложили финансирование отдельных мероприятий областных долгосрочных целевых программ, сократили объем инвестиционных расходов с 11,6 млрд руб. до 5,9 млрд руб. В результате принятых мер расходы удалось сократить на 9 млрд руб.», — рассказала Людмила Рудольфовна. Сейчас в области наметились признаки стабилизации экономической ситуации. Так, объем производства в августе увеличился на 15 %. В течение двух последних месяцев снижается численность безработных граждан. За летние месяцы задолженность по заработной плате в отраслях экономики сократилась в 2,5 раза. Объем недоимки за август сократился на 6 %.
При сокращении собственных доходов областного бюджета практически наполовину местные бюджеты недосчитались всего 8 % доходов. В немалой степени этому способствовало проведение в рамках межбюджетных отношений системной работы с муниципальными образованиями. Так, в 2008 году в области приняты законы о передаче муниципалитетам по единым нормативам НДФЛ и транспортного налога. В области введены гибкие ставки налога на имущество физических лиц, дифференциация и замораживание коэффициента восстановительной стоимости. В региональную собственность приобретены мобильные налоговые офисы. Реализуется долгосрочная целевая программа по развитию малого и среднего предпринимательства. На нее в 2009 году предусмотрено 148 млн руб.
В завершение своего выступления Людмила Рудольфовна предложила обратиться в Министерство финансов РФ с просьбой проинвентаризировать установленные федеральные льготы по региональным и местным налогам с тем, чтобы по некоторым отраслям экономики их отменить, а по другим — сократить до минимума (в Вологодской области выпадающие доходы составляют 1,5 млрд руб. — Прим. ред.).
Анапа и Темрюк
нечушкин
С докладами о развитии городов, принимавших у себя финансистов со всей страны, выступили главы муниципальных образований: города-курорта Анапы — Т. И. Евсикова и Темрюкского района — А. П. Нечушкин. «Безусловно, — отметила в своем выступлении Татьяна Ивановна, — самым важным и объективным показателем развития Анапы в этот сложный для нашей страны и всего мира финансовый год является экономическая стабильность. Мы достигли значительного роста по всем основным отраслям экономики. С начала года оборот крупных и средних предприятий курорта составил 9,1 млрд руб. Темп роста показателя к уровню 2008 года — 104 %. Если в прошлом году в рейтинге социально-экономического развития края Анапа была только на 39-м месте, то сейчас мы смело шагнули на 15-е, и это при том, что использованы далеко не все резервы».
Несмотря на финансовый кризис в Анапе в 2009 году по сравнению с прошлым годом достигнуты следующие темпы роста: в санаторно-курортном комплексе — 112 %, в торговле — 114 %, в общественном питании — 146 %, в услугах связи — 118 %. Ввод жилья составил 133 тыс. кв. м, или 110 % к уровню прошлого года. В настоящее время муниципальное образование город-курорт Анапа находится на четвертом месте в крае по объемам индивидуального жилищного строительства. Инвестиции в основной капитал с начала года превысили 700 млн руб. — это уровень прошлого года. Общий объем инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий в 2009 году ожидается в пределах 5 млрд 400 млн руб.».
Глава Темрюкского района, знакомя собравшихся со своим муниципальным образованием, сообщил, что по объему привлекаемых инвестиций по крупным и средним предприятиям Темрюкский район занимает седьмое место в Краснодарском крае. План по привлечению инвестиций в экономику муниципального образования на 2009 год составляет 7456,26 млн руб., в том числе: в сельское хозяйство (закладка виноградников) — 285,5 млн руб.; в промышленность (реконструкция производственных цехов, винохранилищ, приобретение оборудования) — 151,1 млн руб.; в транспортный комплекс (строительство перегрузочных комплексов в портах Темрюк, Кавказ, Тамань, реконструкция причальных сооружений, приобретение оборудования) — 5086,6 млн руб.; в прочие (реконструкция напорного коллектора, очистных сооружений, строительство развлекательного центра) — 1933,1 млн руб.
В прогнозируемом объеме инвестиций в 2009 году наибольшую долю, около 68,2 %, займут предприятия транспортной отрасли, такие как ЗАО «Таманьнефтегаз», ЗАО «Лада-Геленджик-Транс», ООО «Мактрен-Нафта» и др., реализующие крупные инвестиционные проекты по строительству перегрузочных комплексов в портах Темрюкского района.
В завершение своего выступления А. П. Нечушкин добавил, что Темрюк готов в ближайшее время вступить в сообщество финансистов России. «Мы очень заинтересованы в таких встречах с коллегами из других муниципальных образований, в обмене опытом и, что немаловажно, в возможности задавать вопросы представителям Государственной думы и других федеральных структур, так как небольшому муниципальному образованию, конечно, тяжело достучаться в эти двери. Сегодня мы с коллегами из других городов “сверили часы”. У нас есть общее понимание, как выходить из кризиса, как действовать дальше. И я надеюсь, что те вопросы, которые задавались финансистами, нашими в том числе, на этой встрече найдут отклик на федеральном уровне и нам в дальнейшем будет проще работать».

Доходная база

Поднимались на заседании и вопросы о мерах по укреплению доходной базы местных бюджетов в условиях системного финансово-экономического кризиса. Е. Г. Чулкова, заместитель директора Департамента финансов, начальник отдела доходов бюджета администрации муниципального образования город Краснодар, остановилась в своем выступлении на проблеме, возникающей при прогнозировании объема доходов местного бюджета. «Краснодар по итогам восьми месяцев текущего года недополучил по сравнению с уровнем прошлого года без малого 240 млн руб., — отметила Елена Георгиевна. — Если прежде незначительные ошибки в бюджетном планировании не были ощутимы, то в условиях кризиса из-за них у муниципалитета могут возникнуть серьезнейшие проблемы. В складывающихся условиях необходим четкий экономический прогноз Минэкономразвития России на очередной финансовый год, сценарии развития ситуации в экономике и меры государственного регулирования, которые будут применены в том или ином случае. Без такого прогноза все попытки реально оценить перспективы формирования доходной базы местных бюджетов будущего года будут больше похожи на попытки “угадать”».
Также к серьезным для муниципальных образований проблемам Е. Г. Чулкова отнесла ограниченность статистических данных, отслеживаемых местными органами статистики. Есть у муниципалов вопросы и к итоговым показателям органов статистики. «В результате, — продолжала Елена Георгиевна, — мы имеем замкнутый круг проблем, ошибки при прогнозировании и исполнении бюджета. Поэтому существует настоятельная необходимость унифицировать показатели статистической и налоговой отчетности, может, даже вспомнить времена, когда налоговая отчетность не принималась без отметки о сдаче статистической отчетности».
Краснодарский финансист остановилась и на проблеме собираемости НДФЛ. «По разным, еще докризисным, оценкам от 10 до 25 % организаций в Российской Федерации применяют различные “серые” и “черные” схемы минимизации выплат, связанных с заработной платой работников. В 2008 году нам удалось добиться сокращения размеров выплат “в конвертах”. Косвенно это подтверждалось значительными темпами роста поступлений НДФЛ в сравнении с аналогичными периодами предыдущего года. Но сейчас существует реальная угроза утратить достигнутые позиции. По итогам работы за восемь месяцев текущего года темпы роста поступлений по НДФЛ упали до уровня 85 % к аналогичному периоду прошлого года. Целый ряд организаций, испытывающих объективные трудности в связи с кризисными явлениями в экономике, приняли решение о замораживании заработной платы на уровне 2008 года. Вместе с тем есть вероятность, что под предлогом финансового кризиса часть зарплат ушла в тень. Для недопущения подобных действий, по нашему мнению, целесообразно на федеральном уровне предусмотреть уголовную ответственность за сокрытие реальных размеров выплачиваемой заработной платы и налога на доходы физических лиц.
Также очевидно, что бороться с недостаточной обеспеченностью региональных и местных бюджетов финансовыми средствами можно лишь путем усовершенствования норм федерального законодательства, внесения изменений в ведомственные нормативные документы Федеральной налоговой службы, Федеральной миграционной службы, Роснедвижимости, Федеральной службы судебных приставов, Министерства внутренних дел, Федеральной службы государственной статистики. Таким образом, вся нормативно-правовая база Российской Федерации должна быть ориентирована на пополнение бюджетов всех уровней, особенно в условиях кризиса. На этой основе необходимо создать новый механизм совместной работы ведомств, организовать новый тип взаимодействия между бизнесом и властью. Только так можно обеспечить наполняемость бюджетов и создать предпосылки для динамичного послекризисного роста экономики», — завершила свое выступление Елена Георгиевна.

Антикризисные меры в Тюмени

Черепанова Светлана Геннадьевна
Реализации антикризисных мероприятий в Тюмени был посвящен доклад С. Г. Черепановой, директора Департамента финансов и налоговой политики администрации города. Она отметила, что благодаря принятым в 2008 году мерам, направленным на обеспечение только первоочередных расходов, был создан условный «резерв» в форме остатка на конец года в размере 1,4 млрд руб., что позволило начать 2009 год в стабильном режиме и избежать заимствований на погашение кассовых разрывов.
«Несмотря на снижение в I полугодии доходов на 43 %, все важные для жизнедеятельности города обязательства выполняются в полном объеме. Расходная часть бюджета за первое полугодие 2009 года исполнена на 35 %, в том числе текущие расходы исполнены на 45 %, капитальные на 20 %. Процент исполнения плана по расходам — практически на уровне I полугодия прошлого года (34 %)», — сообщила Светлана Геннадьевна коллегам.
Для сохранения финансовой устойчивости администрация города продолжает работу по реализации антикризисных мер. Основными из них были мероприятия по оптимизации структуры администрации, бюджетной сети, численности муниципальных служащих, мониторингу ситуации на рынке труда, организации дополнительных временных рабочих мест, опережающему профессиональному обучению лиц, находящихся под риском увольнения, стажировке граждан, ищущих работу.
На сегодняшний день в Тюмени утверждена муниципальная правовая база, регулирующая деятельность автономных учреждений (в Тюмени создано 185 АУ), внедрена Система менеджмента качества ИСО 9001:2001, заключены договоры с 37 предприятиями на создание 3112 временных рабочих мест с общим объемом финансирования 67 629 млн руб., заключены договоры с 11 предприятиями на опережающее обучение 233 человек с объемом финансирования 9067 млн руб., создано 1423 временных рабочих места в муниципальных учреждениях, организовано более 3 тыс. рабочих мест для несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Одновременно проводится работа по совершенствованию процесса учета и мониторинга потребности в осуществлении бюджетных инвестиций и проведении капитального ремонта. На данном этапе перед администрацией Тюмени стоит вопрос автоматизации процесса формирования, ведения и мониторинга расходов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов города Тюмени.

Конкурс без приза?

кулаченко
Г. М. Кулаченко, исполнительный директор ООО «РАСТАМ» посвятила свой доклад одной из серьезнейших на сегодня проблем — предоставлению субсидий из федерального бюджета муниципальным образованиям, прошедшим в 2008 году конкурсный отбор в Министерстве финансов РФ по программе реформирования общественных финансов. Время показало, что муниципальные образования, прошедшие процесс реформирования, получили серьезный стимул для развития. Но в 2009 году многое изменилось. Согласно плану мероприятий по реализации Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 года разработка порядка осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами предусмотрена Минфином России в 2009 году, а разработка рекомендаций субъектам РФ по проведению отбора муниципальных образований на получение субсидий на реформирование муниципальных финансов предусмотрена лишь на 2012 год. Сейчас Министерство финансов РФ, выбрав 10 муниципальных образований, прошедших конкурсный отбор, отправило им письма с сообщением, что Федеральным законом № 76-ФЗ секвестрируются 342 млн руб., предназначавшиеся муниципалитетам — победителям конкурсного отбора в 2009 году. Оставлены лишь 274 млн руб., которые поступят тем муниципальным образованиям, которые пошли на второй год реформ.
За последние три года субъекты Федерации получили около 6 млрд руб. на реформирование региональных финансов, муниципальные образования за тот же период — менее 800 млн руб. «Если бы не было экономического эффекта от реализации данных программ, то, учитывая кризис, можно было бы согласиться с принятым решением, — отметила Галина Максимовна. — Но поскольку сейчас везде говорится о том, что нужно вкладывать деньги именно туда, где будет отдача, а муниципальные образования, прошедшие процесс реформирования общественных финансов, показывают хорошие результаты и более устойчивы к проявлениям кризиса, то принятое решение не выглядит правильным. Эти 342 млн руб. могли бы дать большой толчок и стать реальным стимулом муниципальным образованиям для дальнейшего развития. Потому что своих средств для реформирования у муниципалитетов сейчас просто нет.
Поэтому, — обратилась Г. М. Кулаченко к присутствующим, — нам бы хотелось вместе с вами просить Государственную думу,  Министерство финансов РФ, чтобы секвестированные средства — 342 млн руб. — были каким-то образом восстановлены. Или хотя бы чтобы оставленные 274 млн руб. были равномерно распределены и на тех, кто прошел конкурсный отбор в 2008 году, с целью хоть как-то простимулировать муниципальные образования».
Логическим продолжением выступления Г. М. Кулаченко стал доклад О. И. Баженовой, начальника финансового управления администрации города Березники Пермского края. В конце прошлого года в городе Березники была разработана Программа реформирования муниципальных финансов, занявшая по результатам оценки второе место. «Однако, — рассказала коллегам Ольга Ивановна, — одновременно с известием о столь высокой оценке администрация города получила сообщение из Министерства финансов РФ о том, что “в связи с необходимостью оптимизации расходов федерального бюджета субсидии на реформирование муниципальных финансов муниципальным образованиям по конкурсному отбору 2008 года не предусмотрены”. А между тем мировая практика показывает, что наиболее успешным и востребованным внедрение результативного бюджетирования было как раз в период бюджетных кризисов, когда стояла насущная потребность отказаться от наименее эффективных и социально-значимых расходов. Поэтому с точки зрения нынешних условий и мировых реалий совершенствование управления муниципальными финансами становится сейчас более актуальным, чем когда-либо».
Практике бюджетирования по услугам и повышению эффективности управления активами муниципального образования был посвящен доклад Фонда «Институт экономики города». Представители банковского сообщества — Сбербанка РФ и Промсвязьбанка — познакомили присутствующих с особенностями привлечения кредитных ресурсов для финансирования текущих и капитальных расходов муниципальных образований. Н. Ю. Грачева, директор Департамента государственных финансов ОАО «Промсвязьбанк», ответила на вопросы присутствующих о стратегии филиальной сети банка в части работы с органами власти.
Об инструменте антикризисного управления — «едином хранилище финансовых показателей» рассказал собравшимся представитель компании «БАРС-Груп» (Казань). На заседании также присутствовали представители ведущих компаний на рынке информационных технологий — «КРИСТА» (Рыбинск) и НПО «Сапфир» (Екатеринбург).

Материал подготовила Светлана СТРЕЛЬНИКОВА, Журнал "Бюджет" Ноябрь 2009 г.

Видеосюжеты докладов с заседания в Анапе смотрите на здесь http://bujet.ru/video/
Поделиться