Версия для печати 1536 Материалы по теме
В Сингапуре открывается 18-я сессия Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума
#60618# В последние годы отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона приобретают для России все более важное значение.

Для многих может возникнуть законный вопрос: что ищем мы в краю далеком, почему столь важен он для нас?

Важным элементом региональной интеграции является межпарламентское сотрудничество в рамках созданного в 1993 году Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума (АТПФ). В него входят 27 государств региона. Россия активно участвует в его работе с 1995 года, он является уникальным инструментом межпарламентского диалога.

Совет Федерации как палата российских регионов считает обеспечение участия России в интеграционных процессах в АТР одним из приоритетов своей межпарламентской деятельности. Поэтому в подготовке предстоящих международных мероприятий принимают самое активное участие российские законодатели всех уровней, особенно сибирских и дальневосточных субъектов Российской Федерации. Они наиболее интегрированы в АТР и кровно заинтересованы в налаживании конструктивных связей во всех сферах жизнедеятельности региона.

Прежде всего следует еще раз вспомнить, что Россия - это евроазиатская страна. Мы не можем быть сильным и процветающим государством без наших прочных и разносторонних связей с Западом, но в то же время, имея большую часть нашей территории в Азии, мы не можем строить наше будущее без опоры на сотрудничество с Азиатско-Тихоокеанским регионом.

Дальнейшая консолидация парламентского сообщества АТР, укрепление его роли и усиление влияния на происходящие политические и социально-экономические процессы - вот те задачи, которые стоят сегодня перед АТПФ и которые внесены в повестку дня 18-й сессии АТПФ в Сингапуре.

Форум стал авторитетной и влиятельной парламентской организацией, по праву занял ведущее место в системе международных парламентских объединений.

Благоприятным фактором для сотрудничества российских парламентариев со своими коллегами в АТПФ является схожесть подходов к большинству мировых и региональных проблем. Что особенно важно, парламентарии стран АТР также убеждены, что полицентричная мировая модель - это объективно сложившаяся реальность. Ее устойчивость, оптимальность и эффективность зависят от максимально возможного учета национальных интересов всех государств. Только коллективная ответственность, равноправное и широкоформатное сотрудничество могут быть залогом стабильности и безопасности в мире.

Эти воззрения нашли свое отражение в наиболее значительных резолюциях АТПФ, принятых за последние несколько лет: о сотрудничестве в обеспечении энергетической безопасности; о совместных мерах по ликвидации последствий стихийных бедствий и реагировании на чрезвычайные ситуации; о борьбе с терроризмом и наркотрафиком, пандемическими заболеваниями; о создании надежного заслона на пути распространения оружия массового поражения и предотвращении опасности возникновения новых вооруженных конфликтов в регионе, мирного урегулирования уже существующих.

В современном полицентричном мире АТР занимает особое место как по своему экономическому потенциалу, так и по степени влияния на мировую политику. Именно здесь сконцентрированы наиболее динамично развивающиеся мировые экономики, демонстрирующие устойчивость и стабильность даже в условиях глобального финансово-экономического кризиса. В совокупности страны АТР производят более 57% общемирового ВВП, и, очевидно, в перспективе их доля будет только возрастать.

Анализ последствий нынешнего и предыдущих мировых экономических кризисов подтверждает необходимость интенсивного поиска и внедрение новых научных открытий и инновационных технологий, более совершенных и прозрачных финансово-экономических моделей. Востребованными становятся идеи и концепции современного мирового развития, которые не могли пробиться сквозь глухую стену прежних консервативных взглядов. Ярким примером в этом плане являются страны Азии и Тихого океана, которые демонстрируют способность к быстрой адаптации, активному использованию для своего прогрессивного развития позитивных сторон кризиса, минимизации его негативных последствий. И России здесь есть чему поучиться.

Руководству многих стран АТР присуще понимание взаимозависимости и взаимообусловленности не только региональных, но и глобальных мировых процессов, стремление к стабильному развитию и скоординированности действий в самых различных сферах, будь то экономика, торговля, обеспечение безопасности, противодействие терроризму или изменение климата. Поэтому не случаен тот факт, что пути выхода из кризиса недавно обсуждали лидеры уже не "восьмерки", а "двадцатки", половина из которой была представлена государствами АТР.

Приведенные выше факторы говорят за то, что очевидный императив для нашей страны - быть полноправным участником практически всех значительных проектов, форумов и программ государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Действуя с прагматических позиций, Россия может использовать их потенциал для защиты и продвижения своих национальных интересов в регионе и в мире в целом.

Большинство стран - членов АТПР разделяют мнение Российской Федерации о необходимости формирования открытого и равноправного экономического, правового и безопасного пространства в АТР, дальнейшего углубления и расширения взаимовыгодного сотрудничества. Речь идет не только об обеспечении энергетической, продовольственной безопасности, но и использовании общего научно-технологического, производственного и интеллектуального потенциала.

Россия предлагает странам АТР реальную и перспективную зону возможного экономического сотрудничества с ними - это огромные, богатые энергетическими, минеральными и лесными ресурсами массивы Восточной Сибири и Дальнего Востока, огромные (вторые в мире) запасы пресной воды, транспортные магистрали Северного морского пути и транссибирской железной дороги. Перспективы такого сотрудничества, несомненно, станут предметом обсуждения на встрече мэров городов АТР в 2010 году во Владивостоке, а также на саммите Азиатско-Тихоокеанского форума экономического сотрудничества (АТЭС) в 2012 году во Владивостоке.

В настоящее время в регионе сохраняются признаки нестабильности (неконтролируемая гонка вооружений, ядерная проблема Корейского полуострова, бедность населения, дефицит продовольствия и пресной воды, территориальные претензии государств и т.д.), которые возникли несколько десятилетий назад. К ним добавились и новые вызовы и угрозы: международный терроризм, религиозный экстремизм, наркопреступность, изменение климата, стихийные бедствия, энергетическая безопасность.

Наиболее серьезной представляется террористическая угроза. Она препятствует торговле, развитию экономических связей, использованию морских коммуникаций и транспортировке энергоресурсов. Кроме того, крупные теракты в Индонезии, Пакистане, на Филиппинах, Шри-Ланке, других странах региона, в том числе и России, уносят сотни и тысячи человеческих жизней. Это невосполнимая утрата.

Сегодня нужны активизация контртеррористического противодействия и более предметная координация усилий спецслужб всех государств региона по борьбе с терроризмом, наркоугрозой, морским пиратством. Наша страна выступила с рядом конкретных инициатив по этим проблемам.

Злободневной остается и профилактика вооруженных конфликтов. Необходимо преодолевать взаимные недоверие и подозрения, обуздать гонку вооружений, сделать прозрачной, легитимной и оправданной любую военную деятельность в АТР.

Вполне очевидно, что вопросы региональной безопасности должны находиться в центре внимания парламентариев АТР. При этом важно исходить из того, что Азиатско-Тихоокеанскому региону с учетом его многообразия и контрастов нужна многомерная, многослойная архитектура безопасности и развития. Архитектура, которая основывалась бы на началах коллективности, равноправия и транспарентности, на общепринятых принципах международного права. Эффективность будущей архитектуры может быть обеспечена только тогда, когда в регионе не будет разделительных линий, а учет интересов всех государств станет нормой региональной жизни.

В этом контексте заслуживает внимания выдвинутая премьер-министром Австралии К. Раддом идея создания Азиатско-Тихоокеанского сообщества.

Бедность населения, массовый голод и недоедание - еще одна проблема, которая не может не волновать парламентариев. По данным экспертов ООН, количество голодающих в мире составляет около 1 миллиарда человек. При этом 642 миллиона человек, страдающих от неполноценного и скудного питания, проживает, как это ни парадоксально, в наиболее динамично развивающихся странах АТР. Поэтому в создаваемой лидерами наших государств одной из посткризисных моделей экономической интеграции в регионе преодоление бедности и голода населения также является одной из приоритетных задач.

В последнее время в мире, в том числе и в АТР, участились природные катаклизмы, техногенные катастрофы и аварии. К сожалению, не всегда помощь, оказываемая пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, бывает своевременной и эффективной. У России накоплен немалый организационный и технологический опыт в этих областях, который, как показывает практика, востребован в странах АТР. Законодательная основа отработки в регионе совместных действий в чрезвычайных ситуациях, в том числе в борьбе с пандемиями, могла бы существенно снизить эту угрозу.

Необходимо учитывать и другой важный момент. Время от времени между государствами региона вспыхивают территориальные споры, особенно по установленным послевоенным границам. Парламентариям, представляющим интересы своих народов в АТПФ, нужно четко заявить о недопущении пересмотра итогов Второй мировой войны. Ни к чему иному, кроме конфронтации и реваншизма, это не приведет. Человечество заплатило слишком высокую цену за воцарившийся мир на планете. И глобальная трагедия не должна повториться.

АТПФ может внести свой существенный вклад в создание целостной архитектуры региональной безопасности, способной эффективно реагировать на существующие и формирующиеся вызовы современности. Россия готова принимать самое активное участие в решении этой задачи.

Источник: "Российская газета"
Поделиться