25 апреля 2024 года
Регистрация
Законы№2 Февраль 2010 — 10 марта 2010

«Обещаем трудности, чтобы пробудить оптимизм»

Версия для печати 3064 Материалы по теме
морозов
О том, какие направления станут основными в законотворческой работе Государственной Думы РФ в весеннюю сессию 2010 года, какие законопроекты будут рассмотрены в первую очередь, рассказывает первый заместитель Председателя Госдумы РФ, заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Олег МОРОЗОВ.

— Олег Викторович, каковы будут главные направления законодательной работы Госдумы в весеннюю сессию 2010 года?
— Основное направление нашей работы — это реализация положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Специально созданная постановлением Госдумы рабочая группа подвела итоги реализации положений Послания президента 2008 года, и эта работа будет продолжена: подготовлен План реализации положений Послания президента от 12 ноября 2009 года. План мероприятий Думы на год во исполнение Послания президента содержит 194 пункта. Предложения поступили почти от всех комитетов Госдумы — таким емким оказалось Послание.
При этом, на мой взгляд, важнейшей является политическая составляющая Послания. Почему именно политическая? Да потому, что она связана не только с Посланием, но и с выборами в региональные заксобрания и органы местного самоуправления, которые, говоря словами президента, прошли «не стерильно». Такая «нестерильность» во многом порождена несовершенством избирательного законодательства. Президент, как вы помните, в своем послании Федеральному Собранию сформулировал несколько принципиальных подходов, которые, на наш взгляд, могут изменить ситуацию и должны быть реализованы уже в весеннюю сессию. Какая-то часть президентских инициатив успеет к мартовским выборам, тем более что главная цель этих инициатив — создать условия, уравнивающие в возможностях оппозицию и доминирующую политическую партию, в руках которой, конечно, сегодня гораздо больше политических и иных ресурсов, нежели у оппозиции. Как показали осенние выборы, оппозиция у нас довольно слаба.
Мы считаем, что должны создать такую систему выборов, чтобы ни у кого не появлялось оснований сказать: «А вот мы не признаем результаты выборов». Желающие оспорить их, конечно же, найдутся в любом случае. Но важно проводить выборы так, чтобы их результат, само соотношение сил, само представительство на всех уровнях никто не мог поставить под вопрос. Цель в том, чтобы формировать политическую систему, где отношение к каждой политической партии было бы максимально уважительным, а ее вес предельно отражался бы результатами выборов. И это бы одновременно означало, что уважается мнение каждого гражданина: и того, который голосует за власть, и того, который голосует за оппозицию, против власти. Именно на это направлены инициативы Д. А. Медведева.
Есть еще важная сторона его предложений, которую мы будем поддерживать, — поствыборное представительство оппозиции в региональных органах власти и выборных органах местного самоуправления. Смысл таков: сколько бы ни было оппозиционных кандидатов, которые получают мандаты, они должны обладать правом на образование фракции, правом на то, чтобы работать на постоянной основе. А партия, даже не добрав голосов, необходимых для достижения семипроцентного барьера, может иметь своего представителя в региональном парламенте по аналогии с той схемой, которая будет действовать на федеральном уровне. Я думаю, что продолжение политической реформы на региональном уровне станет одним из главных дел нашей сессии.
Центральной темой Послания была идея модернизации, и думаю, что вторая часть нашей работы в весеннюю сессию — это все инициативы Президента и Правительства РФ, направленные на модернизацию. Вероятно, главными здесь будут законы, обеспечивающие стимулирующие меры для тех сегментов бизнеса, которые работают по инновационным принципам, то есть реально работают на модернизацию. Им нужно предоставлять налоговые, кредитные преференции и так далее. Уже подготовлен законопроект по внесению изменений в Кодекс об административных правонарушениях, смысл которых в том, чтобы хозяйствующие субъекты могли работать без вмешательства чиновников.
Мы объявили, что 2010 год будет годом продолжения эффективной социальной политики. Это станет третьим направлением нашей работы. Напомню, что Россия — единственная страна в мире, которая выходит из кризиса, не сократив ни одного рубля на социальные программы. Это действительно уникальный пример, поскольку во всем мире — и в этом есть определенная логика — поступают иначе. Мы выходим из кризиса, наращивая социальные расходы, не потому, что у нас есть лишние деньги, а потому, что мы как власть не можем иначе. Мы взяли на себя эти обязательства, поэтому — и это будет тоже лейтмотивом года — обязаны все социальные программы выполнять. В течение двух кризисных лет мы решим проблему, которую не смогли решить за предыдущие 20 лет: полностью обеспечим жильем военнослужащих. В 2010 году будут обеспечены жильем и все участники Великой Отечественной войны.
Четвертое, что можно отметить: вероятно, по инициативе Правительства Российской Федерации потребуется принимать законы антикризисного характера. Такие законы могут появляться фактически «с колес». Правительство иногда работает в режиме «ручного управления» для преодоления кризиса, и требуется быстрая реакция, в том числе законодательная, иначе не будет инструмента для решения того или иного вопроса.

— Какие законопроекты в весеннюю сессию выделены в качестве приоритетных?
— В настоящее время в комитетах Госдумы находится в работе около 1000 законопроектов, но, разумеется, все они не могут быть приняты в рамках одной сессии. «Пропускная способность» Думы примерно 200 законов в сессию. В прошедшую, осеннюю, сессию мы приняли 174 закона. Однако всем известно, что всегда есть так называемые приоритетные законопроекты, которые мы просто не можем не принять. Например, те, которые являются элементом антикризисной стратегии или приурочены к определенным датам, или, скажем, законы, реализующие идеи Послания президента. Отложить их на будущую сессию нельзя.
В приоритетную часть программы законопроектной работы Государственной думы на период весенней сессии 2010 года включен 61 законопроект, из них: шесть —законодательные инициативы Президента Российской Федерации, 35 — Правительства Российской Федерации, 15 — депутатов Государственной Думы, два — Совета Федерации и членов Совета Федерации, три — законодательных органов государственной власти регионов.
В блок «Государственное строительство и конституционные права граждан» комитеты предложили 17 перво­очередных законопроектов. Среди них законопроекты, внесенные президентом: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», проект федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», необходимость которого прямо предусмотрена Конституцией страны, а также пакет законопроектов, направленных на повышение эффективности правосудия в стране, модернизацию судебной системы.
28 приоритетных законопроектов включено в блок «Экономическая политика». Среди них отмечу внесенные правительством проекты федеральных законов:
  • «Об обращении с радиоактивными отходами», направленный на законодательное запрещение дальнейшего накопления радиоактивных отходов без их захоронения и совершенствование правового регулирования обращения с накопленными радиоактивными отходами;
  • «О внесении изменений в Федеральный закон “Об электроэнергетике” и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях обеспечения устойчивого и надежного снабжения электрической и тепловой энергией потребителей».
Также выделю законопроекты второго чтения:
  • «О внесении изменений в статью 51 Закона Российской Федерации “О недрах” и статью 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (в части определения порядка расчета размера вреда, причиненного государству в результате деятельности пользователя недр);
  • о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности.
  • Блок «Социальная политика» представлен двумя правительственными законопроектами:
  • «Об обращении лекарственных средств», имеющий целью регулирование правоотношений в сфере обращения лекарственных средств с учетом интересов граждан и приоритетов развития отечественной фармацевтической промышленности;
  • законопроект, вносящий изменения в некоторые законодательные акты РФ с целью приведения их в соответствие Трудовому кодексу РФ.
В тематический блок «Бюджетное, налоговое, финансовое законодательство» предложено семь законопроектов, внесенных Правительством РФ в конце осенней сессии. В их числе четыре законопроекта, вносящих изменения в налоговое законодательство в целях совершенствования:
  • порядка взимания государственной пошлины при осуществлении государственной регистрации лекарственных препаратов;
  • порядка осуществления расходов инвесторов на строительство и (или) реконструкцию объектов транспортной, инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктуры;
  • принципов определения цен для целей налогообложения;
  • а также освобождения налогоплательщиков от уплаты налога на имущество организаций на срок до 15 лет в отношении находящихся на их балансах объектов транспортной инфраструктуры (в отношении завершенных капитальных вложений, включенных в балансовую стоимость, начиная с 2010 года).
Четыре законопроекта включено в блок «Оборона и безо­пасность», в их числе законопроект «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона “О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства”», разработанный во исполнение поручения Президента по совершенствованию механизма предоставления защищаемому лицу жилища за счет средств федерального бюджета.
Кроме того, в число приоритетов вошли три законопроекта по вопросу ратификации международных договоров и соглашений.

— Представители власти несколько раз подчеркивали, что предстоящий год будет достаточно сложным для России, говорили об этом и вы. Есть ли поводы для оптимизма?
— Объективный, трезвый взгляд на вещи — это и есть условие оптимизма. Когда заранее четко понимаешь, какие проблемы предстоит решать, не станешь падать в обморок от испуга, столкнувшись с трудностями, а будешь чесать затылок и думать, как их преодолевать. В 2010 году впервые за последние десять лет мы урезаем те или иные статьи расходов, например. сократим дорожное строительство. До сих пор из года в год мы наращивали его темпы и очень этим гордились. Мы честно признаемся в том, что формировали бюджет 2010 года, «затянув» финансовый пояс, и потому от целого ряда федеральных адресных проектов, которые нам виделись в сытые годы, теперь придется отказаться. При этом расходы в 2010 году выше, чем в не самом плохом 2008-м. Поэтому объективно год будет непростой.
Однако поводов для паники нет. Я думаю, что мы выйдем из 2010 года уже окончательно окрепшими в плане преодоления кризиса, утвердим в стране устойчивый экономический рост, преодолеем негативные тенденции, связанные с безработицей. Надеюсь, что она к концу 2010 года уже пойдет на убыль, экономика «задышит» и потребуются новые рабочие места. Я думаю, мы в этом году сможем обеспечить стабильную экономическую жизнь в моногородах, поддерживая базовые градообразующие производства, и по итогам 2010 года установится более или менее приемлемая банковская ставка, которая позволит предприятиям, в том числе и малым, брать кредиты. Полагаю, мы сумеем сохранить и систему ипотечного кредитования в отличие от многих западных стран, где, как вы знаете, эта система рухнула. Поэтому, когда я обещал трудности, я это делал именно для того, чтобы пробудить у всех оптимизм.

Материал подготовила Елена КОЛНООЧЕНКО, журнал "Бюджет", февраль 2010 г.
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно