Версия для печати 1217 Материалы по теме
Государственно-частное партнерство – возможности для развития инфраструктуры
рукопожатие
9 февраля в Москве состоялось значимое общественно-экономическое мероприятие федерального уровня по взаимодействию органов власти и бизнес-сообщества Общероссийский Форум «Инфраструктурные проекты России: сложные условия – новые возможности».

В работе форума приняли участие представители профильных министерств и ведомств, Правительства РФ, Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, экспертного сообщества, известные ученые, представители общественных организаций и отраслевых ассоциаций.
В современных условиях стало очевидно, что для выхода из кризиса российской экономике необходимо ускоренное создание новой мощной промышленной, транспортной, информационно-коммуникационной инфраструктуры – отметил А. Б. Коган, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам, открывая форум. Однако самостоятельно, без помощи бизнеса и финансовых институтов, реализовывать проекты по развитию инфраструктуры государство не в состоянии. Особое значение в данных условиях приобретает партнерство государства и бизнеса на основе государственно-частного партнерства (ГЧП).
Пленарное заседание, посвященное тематике государственно-частного партнерства, открыл А. В. Баженов, директор Центра государственно-частного партнерства Внешэкономбанка. Следует отметить, что на сегодняшний день среди всех инструментов государственной поддержки реализации проектов по принципу ГЧП особое место занимает Внешэкономбанк (ВЭБ) и Инвестиционный фонд РФ.
В своем выступлении А. В. Баженов, не только познакомил присутствующих с накопленным опытом ВЭБа в формировании рынка ГЧП, но и рассказал о том, что сегодня является сдерживающим факторами развития партнерства.
Одним из препятствий для ГЧП является медленное развитие непосредственно самой  инфраструктуры. Проекты на основе ГЧП будут тогда востребованы, когда будет мощный толчок в развитие инфраструктуры, как того требует время и действительность.
Следующий нюанс заключается в том, что сама политика ГЧП у нас в стране базируется на так называемой кольцевой – консервативной экономической модели, не поддерживающей необходимое развитие. Так, например, одним из ключевых критериев возможности использования средств Инвестиционного фонда – критерий бюджетной эффективности. Она предполагает, что если государство вкладывает деньги в развитие инфраструктуры, то в конечной точке этого процесса должны появляться шахты, заводы, которые будут в будущем генерировать достаточно доходов в бюджет, для того чтобы окупить сегодняшние затраты государства, то только тогда проект может быть реализован.
Тему «препятствия в развитии ГЧП» продолжил в своем выступлении Х. М. Салихов, председатель подкомитета по развитию ГЧП Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству. Он обратил внимание на такие недостатки: отсутствие концепции развития, стратегии поэтапного введения и использования моделей ГЧП, четких ориентиров развития отраслей и сфер, в которых допустимо заключение между органами публичной власти и бизнес-структурами договоров и соглашений публично-правового характера, что не позволяет устанавливать взаимоотношения долгосрочного характера.
Тормозит развитие ГЧП по мнению выступающего и «слабость, коррумпированность институтов государства, неразвитость банковской системы, несогласованность концессионного, бюджетного и земельного законодательств, несовершенство законодательства, регламентирующего отдельные виды государственно-частного партнерства». Кроме того, депутат обратил внимание на то, что федеральное законодательство не адаптировано под проекты регионального и муниципального уровней, которые и могут сформировать массовый проектный рынок развития инфраструктуры». Х. М Салихов подчеркнул необходимость модернизации нормативно-правовой базы на этих уровнях
Д. Г. Травин, директор Департамента инвестиционных проектов Министерства регионального развития РФ осветил в своем выступлении деятельность Инвестиционного фонда РФ. Как известно, функции по предоставлению негосударственного поддержки за счет средств фонда осуществляет Министерство регионального развития РФ. Главная цель использования средств фонда – поддержка приоритетных для регионов и в целом для  государства, инвестиционных проектов путем создания инфраструктуры, без которой эти проекты не могут быть реализованы.
В последние два-три года Государственный реестр проектов, получивших бюджетные ассигнования, активно пополнялся новыми пунктами, но кризис привел к сокращению  государственных инвестиционных программ. Инвестиционные расходы регионов в 2009 году были урезаны на четверть. Причем данную статистику следует воспринимать как позитивную, поскольку прогноз сокращения инвестиций по итогам первого полугодия 2009 года составил 40-50 %. В 2009 году были оптимизированы бюджетные ассигнования и Инвестиционного фонда. Бюджет фонда был сокращен более чем в два раза со 112 до 56 млрд руб. В 2010 году произошло дальнейшее сокращение бюджетных ассигнований фонда до 40% от уровня 2009 года.
Так же на пленарном заседании выступили А. В. Широков, заместитель председателя Комитета по предпринимательству в сфере строительства и ЖКХ Торгово-промышленной палаты РФ, заместитель полномочного Представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе А. С. Белецкий и т. д..

Активное обсуждение ГЧП продолжилось на рабочих сессиях. На них подробно обсуждались такие темы: «Государственно-частное партнерство – основа посткризисного развития регионов России», «Инфраструктурные проекты в транспортной отрасли — приоритет российской экономики», «Информационные технологии и телекоммуникации: инфраструктурные решения», «Государственно-частное партнерство в здравоохранении: механизмы реализации».
В рамках общероссийского форума также были продемонстрированы инфраструктурные проекты, способствующие повышению инвестиционного потенциала российской экономики и развитию важнейших его отраслей.

Материал подготовила редактор журнала «Бюджет» Ольга Горшенина
Поделиться