Версия для печати 979 Материалы по теме
Что делать с трудовыми мигрантами в Россию

мигранты
В Госдуме в феврале прошел круглый стол по проблемам законодательного регулирования трудовой миграции в Россию из стран, с которыми отсутствует визовый режим. Открывая дискуссию, заместитель председателя Госдумы Н. В. Герасимова напомнила, что в 2006-2007 годах российское миграционное законодательство было реформировано. По ее словам, «только за два года действия новых правил численность легальных трудовых мигрантов из стран СНГ в Россию выросла почти в четыре раза». Она также отметила, что в конце января 2010 года число официально зарегистрированных безработных составило 2,16 млн человек, общая численность безработных составляет 6,2 млн (это более 8 % от экономически активного населения). Квота на въезд в РФ иностранной рабочей силы установлена в размере 1 млн 250 тысяч 769 приглашений.
Первый заместитель председателя Комитета по труду и социальной политике И. Н. Габдрахманов подчеркнул, что в Россию едут, прежде всего, низкоквалифицированные работники, готовые работать «за любые деньги». «Нам удалось легализовать пребывание трудовых мигрантов, но не удалось легализовать их трудовые отношения. До 80 % трудовых мигрантов работают «в серую», сообщил депутат.
Внесенный Правительством РФ законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации», предписывающий иностранцам, работающим у физических лиц, приобретать специальный патент, по словам И. Н. Габдрахманова, упростит «определенные процедуры» и позволит пополнить доходы региональных бюджетов. Вместе с тем, такая мера станет эффективной, только если патент автоматически будет привязан к конкретному работодателю. В противном случае закон приведет «к легальному способу обхода системы квотирования», уверен депутат. И. Н. Габдрахманов предложил также подумать о сокращении срока, в течение которого мигрант может легально находиться в России в поисках работы.
По мнению председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству В. Н. Плигина, предложенный Правительством законопроект «исключительно актуален и в ближайшее время должен быть принят в первом чтении». При этом, подчеркнул В. Н. Плигин, в Госдуме сейчас находится 20 законодательных инициатив, так или иначе связанных с трудовой миграцией. Депутат предложил вернуться к предметному обсуждению образовательного уровня и профессиональной подготовки иностранных трудовых мигрантов. «Нужно ставить вопрос об уровне владения русским языком, нужна языковая адаптационная программа. Ведь важно воспроизведение культурной среды, чтобы у мигрантов не формировалось негативное отношение к России, ведь они – наши недавние соотечественники, нужно создавать благоприятное окружение для нашей страны».
Заместитель директора Федеральной миграционной службы Е. Егорова, комментируя внесенный Правительством законопроект, отметила, что в 2009 году в России находилось 4,4 млн человек, въехавших в страну в безвизовом порядке, из них работали 2,2 млн человек. «По нашим оценкам, разница связана с нелегальной занятостью у физических лиц», - сказала заместитель директора ФМС. По словам Е. Егоровой, использование патентов будет востребовано – сейчас ФМС работает над рисками, связанными с возможностью использованием патента при устройстве на работу не к физическому лицу.
Заместитель Председателя Федерации Независимых Профсоюзов России Н. Кузьмина заявила, что профсоюзы не поддержали предложенные поправки, и указала на ряд негативных последствий, которые может вызвать закон. В частности, по ее словам, нарушается единый подход к осуществлению миграционного учета иностранных граждан и зависимость срока пребывания в России иностранного гражданина от того, востребован его труд или нет. Законопроект не предусматривает количественного ограничения на выдачу патентов. Не предусмотрено никаких санкций к иностранным гражданам за работу у физических лиц без патента или санкций к работодателям, которые привлекают иностранных граждан без патента на работу. По мнению Н. Кузьминой, «все наемные работники: и мигранты, и коренное население, - должны быть наделены одинаковыми правами и обязанностями в социально-трудовой сфере. И россиянину, и работнику-мигранту работодатель должен платить достойную зарплату, а не использовать труд мигрантов для удержания заработной платы в стране на низком уровне».
Исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Ф. Прокопов высказался за программирование миграционных потоков и предложил использовать опыт Канады, Австралии, Новой Зеландии. Квалифицированным работникам следует создать условия, чтобы они захотели и смогли приехать в Россию. В отношении неквалифицированных рабочих нужна более жесткая привязка к временным работам у одного работодателя с установлением ответственности, в отдельных случаях - вплоть до уголовной, не только работодателя, но и для работника.

Материал подготовила Елена Колнооченко, журнал "Бюджет"

Поделиться