Версия для печати 1392 Материалы по теме
 Автостопом до 2020 года
колесо
Сегодня правительство на очередном заседании утвердит проект стратегии развития автопрома до 2020 года, которая обойдется федеральному бюджету и инвесторам в 1,2-1,8 триллиона рублей. "

Впрочем, авторов подготовленной минпромторгом стратегии не смущает подобная цена выстраданного документа. Собеседник газеты заявил, что "если мы хотим быть заметными игроками на этом рынке, то бесплатно этого не будет. Да и вообще, все недорого стоит, учитывая тот мультипликативный эффект, который отрасль внесет в промышленность". Ведь к 2020 году, рассчитывают чиновники, свои рабочие места обретут 5 миллионов человек, которые будут задействованы как непосредственно на автопредприятиях, так и в смежных отраслях, а доля автопрома в ВВП страны вырастет с нынешнего одного процента до 2,4 процента. При помощи стратегии правительство рассчитывает увеличить и добавочную стоимость автомобильной отрасли с нынешних 495 миллиардов рублей до 2 триллионов 250 миллиардов рублей.

По мнению источника "РГ", рассуждения о модернизации без автопрома - "это разговор в пользу бедных". Как бы то ни было, но бюджетные вливания составят половину, а то и треть расходов. Из 630 миллиардов госрублей на проект и модернизацию производства израсходуют 330 миллиардов рублей, около 100 миллиардов рублей пойдут на программы НИОКР и около 190 миллиардов рублей вложат в компонентную базу.

Стратегия охватит четыре сегмента рынка: легковые машины, коммерческие авто, грузовики и автобусы. Планируется появление и пятой подотрасли, специализирующейся на производстве военной автотехники. К 2020 году, предполагают авторы, в России будет выпускаться 3,5 миллиона машин. Причем доля импорта не превысит 20 процентов, или 400 тысяч автомобилей. Небольшая часть продукции, всего 8 процентов (250 тысяч машин), пойдет на экспорт. Однако источник отказался назвать потенциальных покупателей российской техники, сославшись на "отсутствие конкретики". Возможно, отечественные авто окажутся нужными соседям по Таможенному союзу, о котором в стратегии сказано весьма мало.

Внутренний же рынок, емкость которого, по оценкам министерства, составит 3,1 миллиона автомобилей, будет поделен практически напополам - 52 и 48 процентов - российские производители, овладевшие иностранными технологиями (таких альянсов на сегодня два: АвтоВАЗ - "Рено", "Фиат" - "Соллерс"), и зарубежные компании ("Форд", "Ниссан" и другие). Кстати, как удалось выяснить газете, Внешэкономбанку предложено 10 процентов акций в совместном предприятии "Фиата" и "Соллерса". Напомним, что ранее "РГ" уже писала о том, что банк, финансирующий проект (им в итоге оказался ВЭБ), войдет в СП в качестве миноритария.

Любопытно, что хотя в документе не сказано о возможности появления третьего автоальянса, высокопоставленный источник минпромторга в разговоре с "РГ" не исключил подобную вероятность. "Стратегия - это не догма, все меняется", - заметил собеседник газеты. Зато в проекте стратегии предусмотрены финансирование и организация кластеров по созданию компонентной базы. Прежде всего такие очаги появятся в Северо-Западном, Приволжском и Центральном округах.

Между тем не сказано в документе ни слова и об идее создания в России производства гибридных автомобилей, предложенной президентом Группы ОНЭКСИМ Михаилом Прохоровым. Высокопоставленный источник в минпромторге сказал в разговоре с "РГ" о том, что "рассматривать это предложение как бизнес-проект пока рано. Да и вообще, верить в научную фантастику мы не готовы". Тем более удивительным стал тот факт, что спустя буквально два часа после этого заявления Владимир Путин одобрил проект строительства завода гибридных автомобилей в Тольятти. Случилось это на закрытой от СМИ части заседания Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. Об этом журналистам рассказал сам Прохоров. До конца года компания представит платформу, на основе которой будут сделаны три автомобиля: грузовой, стандартный городской автомобиль и молодежный автомобиль. С 2017 года предполагается начать серийное производство. Причем стоимость машины составит около 10 тысяч долларов при объемах производства в 10 тысяч машин ежегодно. Если же выпускаться будет 100 тысяч машин, то цена упадет до 7 тысяч долларов. Объем первичных инвестиций в проект составит 150 миллионов евро, вернуть средства планируется в течение четырех-пяти лет. При этом бизнесмен заявил, что "нам не нужно от государства денежных средств, на первом этапе мы все сделаем сами. В будущем с запуском образцов попросим об упрощении системы сертифицирования".

Коснулся Прохоров и своих проблем в энергетике. На днях премьер-министр Владимир Путин обвинил ряд владельцев генерирующих компаний в неисполнении обязательств по развитию электроэнергетики. Президент Группы Онэксим Михаил Прохоров сначала заявил, что критика была вызвана неверно поданной Путину информацией, а инвестпрограммы были перенесены по разным причинам - в том числе и в связи с падением спроса, и с природными явлениями. Вчера бизнесмен фактически нивелировал это заявление, заметив, что разногласий с главой правительства по электроэнергетике у него нет и премьер получает всю информацию, а также признал задержку ввода в строй новых генерирующих энергетических мощностей.

Впрочем, чтобы достичь амбициозных целевых показателей, необходимы и соответствующие меры. Правительство также заложило их в концепцию развития автопрома. Источник "РГ" разделил весь объем госпомощи на две группы: меры по стимулированию спроса "для восстановления органического роста отрасли" и меры, направленные на устойчивое развитие рынка. Первый комплекс предполагает обновление парка, поддержку экспорта, а также тарифное и нетарифное регулирование для ограничения импорта. Касаясь темы повышенных год назад таможенных пошлин на ввоз автомобилей, собеседник газеты заявил, что они понадобятся в среднесрочной перспективе, то есть в период до 2015-2016 годов. Далее заградительные меры потеряют смысл. Источник уверен, что в течение пяти лет отечественный автопром станет настолько конкурентоспособным, что его игрокам "будет все равно, есть ли пошлины или нет". Тем более что уже к 2014-2015 годам отрасль, по прогнозам, должна выйти на докризисный уровень спроса.

Что же касается второй группы помощи от властей, то в стратегии сказано о необходимости продлить программу льготного кредитования до 2013 года, правда, с затухающими темпами финансирования - 12 миллиардов рублей на 2011-2013 годы. К этому же периоду предполагается завершить процесс утилизации автомобилей, который стартует на следующей неделе. Чиновники рассчитывают избавить россиян от 400 тысяч машин, потратив на это 20 миллиардов рублей.

Источник: "Российская газета"
Поделиться