Выиграйте один из 15 планшетов

Только до 20 ноября 2017 года при оформлении подписки на весь 2018 год вы получите планшет

Оформить подписку

Правила розыгрыша и более подробная информация на bujet.ru/15years

bool(false)
string(10) "20.05.2017"
bool(true)
string(10) "20.05.2017"
bool(true)
bool(false)
string(10) "20.05.2017"
Версия для печати 1511 Материалы по теме
 Автостопом до 2020 года
колесо
Сегодня правительство на очередном заседании утвердит проект стратегии развития автопрома до 2020 года, которая обойдется федеральному бюджету и инвесторам в 1,2-1,8 триллиона рублей. "

Впрочем, авторов подготовленной минпромторгом стратегии не смущает подобная цена выстраданного документа. Собеседник газеты заявил, что "если мы хотим быть заметными игроками на этом рынке, то бесплатно этого не будет. Да и вообще, все недорого стоит, учитывая тот мультипликативный эффект, который отрасль внесет в промышленность". Ведь к 2020 году, рассчитывают чиновники, свои рабочие места обретут 5 миллионов человек, которые будут задействованы как непосредственно на автопредприятиях, так и в смежных отраслях, а доля автопрома в ВВП страны вырастет с нынешнего одного процента до 2,4 процента. При помощи стратегии правительство рассчитывает увеличить и добавочную стоимость автомобильной отрасли с нынешних 495 миллиардов рублей до 2 триллионов 250 миллиардов рублей.

По мнению источника "РГ", рассуждения о модернизации без автопрома - "это разговор в пользу бедных". Как бы то ни было, но бюджетные вливания составят половину, а то и треть расходов. Из 630 миллиардов госрублей на проект и модернизацию производства израсходуют 330 миллиардов рублей, около 100 миллиардов рублей пойдут на программы НИОКР и около 190 миллиардов рублей вложат в компонентную базу.

Стратегия охватит четыре сегмента рынка: легковые машины, коммерческие авто, грузовики и автобусы. Планируется появление и пятой подотрасли, специализирующейся на производстве военной автотехники. К 2020 году, предполагают авторы, в России будет выпускаться 3,5 миллиона машин. Причем доля импорта не превысит 20 процентов, или 400 тысяч автомобилей. Небольшая часть продукции, всего 8 процентов (250 тысяч машин), пойдет на экспорт. Однако источник отказался назвать потенциальных покупателей российской техники, сославшись на "отсутствие конкретики". Возможно, отечественные авто окажутся нужными соседям по Таможенному союзу, о котором в стратегии сказано весьма мало.

Внутренний же рынок, емкость которого, по оценкам министерства, составит 3,1 миллиона автомобилей, будет поделен практически напополам - 52 и 48 процентов - российские производители, овладевшие иностранными технологиями (таких альянсов на сегодня два: АвтоВАЗ - "Рено", "Фиат" - "Соллерс"), и зарубежные компании ("Форд", "Ниссан" и другие). Кстати, как удалось выяснить газете, Внешэкономбанку предложено 10 процентов акций в совместном предприятии "Фиата" и "Соллерса". Напомним, что ранее "РГ" уже писала о том, что банк, финансирующий проект (им в итоге оказался ВЭБ), войдет в СП в качестве миноритария.

Любопытно, что хотя в документе не сказано о возможности появления третьего автоальянса, высокопоставленный источник минпромторга в разговоре с "РГ" не исключил подобную вероятность. "Стратегия - это не догма, все меняется", - заметил собеседник газеты. Зато в проекте стратегии предусмотрены финансирование и организация кластеров по созданию компонентной базы. Прежде всего такие очаги появятся в Северо-Западном, Приволжском и Центральном округах.

Между тем не сказано в документе ни слова и об идее создания в России производства гибридных автомобилей, предложенной президентом Группы ОНЭКСИМ Михаилом Прохоровым. Высокопоставленный источник в минпромторге сказал в разговоре с "РГ" о том, что "рассматривать это предложение как бизнес-проект пока рано. Да и вообще, верить в научную фантастику мы не готовы". Тем более удивительным стал тот факт, что спустя буквально два часа после этого заявления Владимир Путин одобрил проект строительства завода гибридных автомобилей в Тольятти. Случилось это на закрытой от СМИ части заседания Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. Об этом журналистам рассказал сам Прохоров. До конца года компания представит платформу, на основе которой будут сделаны три автомобиля: грузовой, стандартный городской автомобиль и молодежный автомобиль. С 2017 года предполагается начать серийное производство. Причем стоимость машины составит около 10 тысяч долларов при объемах производства в 10 тысяч машин ежегодно. Если же выпускаться будет 100 тысяч машин, то цена упадет до 7 тысяч долларов. Объем первичных инвестиций в проект составит 150 миллионов евро, вернуть средства планируется в течение четырех-пяти лет. При этом бизнесмен заявил, что "нам не нужно от государства денежных средств, на первом этапе мы все сделаем сами. В будущем с запуском образцов попросим об упрощении системы сертифицирования".

Коснулся Прохоров и своих проблем в энергетике. На днях премьер-министр Владимир Путин обвинил ряд владельцев генерирующих компаний в неисполнении обязательств по развитию электроэнергетики. Президент Группы Онэксим Михаил Прохоров сначала заявил, что критика была вызвана неверно поданной Путину информацией, а инвестпрограммы были перенесены по разным причинам - в том числе и в связи с падением спроса, и с природными явлениями. Вчера бизнесмен фактически нивелировал это заявление, заметив, что разногласий с главой правительства по электроэнергетике у него нет и премьер получает всю информацию, а также признал задержку ввода в строй новых генерирующих энергетических мощностей.

Впрочем, чтобы достичь амбициозных целевых показателей, необходимы и соответствующие меры. Правительство также заложило их в концепцию развития автопрома. Источник "РГ" разделил весь объем госпомощи на две группы: меры по стимулированию спроса "для восстановления органического роста отрасли" и меры, направленные на устойчивое развитие рынка. Первый комплекс предполагает обновление парка, поддержку экспорта, а также тарифное и нетарифное регулирование для ограничения импорта. Касаясь темы повышенных год назад таможенных пошлин на ввоз автомобилей, собеседник газеты заявил, что они понадобятся в среднесрочной перспективе, то есть в период до 2015-2016 годов. Далее заградительные меры потеряют смысл. Источник уверен, что в течение пяти лет отечественный автопром станет настолько конкурентоспособным, что его игрокам "будет все равно, есть ли пошлины или нет". Тем более что уже к 2014-2015 годам отрасль, по прогнозам, должна выйти на докризисный уровень спроса.

Что же касается второй группы помощи от властей, то в стратегии сказано о необходимости продлить программу льготного кредитования до 2013 года, правда, с затухающими темпами финансирования - 12 миллиардов рублей на 2011-2013 годы. К этому же периоду предполагается завершить процесс утилизации автомобилей, который стартует на следующей неделе. Чиновники рассчитывают избавить россиян от 400 тысяч машин, потратив на это 20 миллиардов рублей.

Источник: "Российская газета"
Поделиться