25 апреля 2024 года
Регистрация
Реформы — 05 марта 2010

В России начинается масштабная бюджетная реформа

Версия для печати 3649 Материалы по теме
В России начинается масштабная бюджетная реформа
реформа
Россию в ближайшие три года ожидает масштабная бюджетная реформа. Как следует из опубликованной на сайте Министерства финансов РФ программы повышения эффективности бюджетных расходов, страна переходит к строгой экономии бюджетных средств.

Главный принцип новой программы – изменение структуры бюджета и переход на программно-целевую модель работы федеральных и муниципальных органов власти, в основе которой будут лежать долгосрочные целевые программы (ДЦП). Опробовать программно-целевой принцип Минфин планирует при подготовке бюджета 2011 г., а бюджет на 2012 г. и на период до 2014 г. уже полностью готовить по новой методике.

Федеральным ведомствам будут предложено писать ДЦП исходя из целей концепции-2020. У каждого министерства будет как минимум по одной ДЦП. Инструментом ДЦП станут ведомственные целевые программы (ВЦП), у каждой из которых также будет куратор среди министерства, агентства или службы. На переходном этапе (два-три года) в состав ДЦП будут включаться ныне действующие федеральные целевые программы (ФЦП).

Исключительно под разработанные программы главные распорядители бюджетных средств (министерства и ведомства) станут получать бюджетные деньги. Эффективность реализации ДЦП и ФЦП будут проверять ежегодно. Если целевые показатели достигаться не будут, программу станут корректировать или отменять.

Как утверждает Директор департамента бюджетной политики и методологии Минфина РФ А. М. Лавров, «бюджет - лишь один из инструментов достижения целей государственной политики. Чтобы обеспечить эффективность бюджетных расходов, необходимо, во-первых, четко определить эти цели, а во-вторых, увязать в рамках ДЦП бюджетные расходы с другими инструментами - регулятивными мерами, осуществлением контроля, налоговыми льготами. Это значит, что нужно усиливать политическую направленность бюджета, в том числе упрощать его структуру». По его словам, вместо нынешней четырехуровневой классификации расходов по каждому из ведомств весь бюджет может быть представлен в виде 30-40 ДЦП, в каждой из которых – по 10-15 ВЦП.

Сейчас на долю программных расходов (ФЦП, нацпроекты) приходится около 15% бюджетных расходов, долгосрочными же программами будут охвачены почти 100% — кроме расходов, которые обеспечивают деятельность государства в целом.

Порядок формирования и реализации ДЦП еще предстоит принять. Сейчас проект программы разослан по министерствам и ведомствам, для обсуждения и согласования, затем будет направлен в Правительство РФ.

Минэкономразвития представило свои замечания к проекту. По словам представителя этого ведомства, «у Минэкономразвития и Минфина разное понимание того, что такое ДЦП, из-за этого до сих пор нет методики написания программ». Не очевидно, что нынешний вариант программы сделает бюджетные расходы действительно эффективнее, считает сотрудник Минэкономразвития. «Новая классификация может только размыть контроль за исполнением бюджета». Позиция Минэкономразвития в том, что «можно и нужно обсуждать переход на программный бюджет», а основой должны стать меры по реструктуризации бюджетной сети, повышение эффективности управления госимуществом и формирование федеральной контрактной системы. При ближайшем межведомственном согласовании противоречия могут быть сняты, надеется сотрудник Минэкономразвития.

ПЛАН мероприятий по реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов в 2010 году

Материал подготовила Елена Колнооченко, журнал "Бюджет"
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно