25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 3972 Материалы по теме
19 февраля в Москве состоялось общее собрание Сообщества финансистов России, на котором были подведены итоги работы СФР за 2009 год и обсуждались планы на 2010 год. В заседании приняли участие депутаты Государственной думы РФ, представители Министерства финансов РФ, Министерства регионального развития РФ, органов власти субъектов РФ и других ведомств.

максимова
Н. С. Максимова, председатель СФР, член Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам

Н. С. Максимова, подводя итоги работы СФР за год, подчеркнула: «Основная задача работы Сообщества — смотреть, насколько эффективно действующее законодательство, и на основании практической работы, ценного опыта региональных финансистов вносить соответствующие поправки и изменения, разрабатывать новые законы для того, чтобы совершенствовать в первую очередь межбюджетные отношения».
«По итогам работы Сообщества в 2009 году на основе выработанных им предложений было внесено 168 поправок в различные законодательные акты. В том числе 75 поправок были внесены в Федеральный закон № 131, в Бюджетный кодекс РФ (ст. 136, 142.3, 217, 232 и др.), в Налоговый кодекс РФ (ст. 363, 391, 397, главы 23, 25 и др.). Это самый главный итог нашей работы», — сообщила Н. С. Максимова.
Среди других итогов работы — принятие Федерального закона № 283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты», направленного на расширение прав органов местного самоуправления, увеличение доходов их бюджетов, урегулирование межбюджетных отношений внутри субъектов РФ. Закон был инициирован совместно Комитетом Госдумы по бюджету и налогам (Н. С. Максимова) и Комитетом Госдумы по местному самоуправлению (В. С. Тимченко). При непосредственном участии членов Рабочей трехсторонней группы по совершенствованию межбюджетных отношений в РФ в качестве антикризисной меры в 2009 году было принято решение о выделении дополнительно из федерального бюджета дотаций на сбалансированность региональных бюджетов в сумме 150 млрд руб. и 150 млрд руб. бюджетных кредитов.
«Хочу особо отметить, что при формировании федерального бюджета на 2010 год были частично учтены наши предложения и, несмотря на общее сокращение доходов, размер дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ увеличен в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 23 миллиарда рублей», — сказала Н. С. Максимова. «Кроме того, — подчеркнула депутат, — на поддержку монопрофильных городов предусмотрено 20 миллиардов рублей, в том числе 10 миллиардов — в виде бюджетных кредитов, 2 миллиарда — на приобретение оборудования для физкультурно-оздоровительных комплексов».
По инициативе СФР в Федеральном законе о федеральном бюджете на 2010 год принята норма, предоставляющая Минфину России право передавать Минздравсоцразвития России средства для перечисления в бюджеты субъектов РФ на выплату региональной социальной доплаты к пенсиям в случае недостаточности у регионов средств на эти цели (ст. 24 п. 27 Закона № 308-ФЗ). Также Н. С. Максимова проинформировала собравшихся о том, что удалось отстоять норму для муниципальных образований, которые могут получать дешевые кредиты, так же как и субъекты РФ, сроком на пять лет под ¼ ставки рефинансирования ЦБ РФ. В Бюджетный кодекс РФ внесена также норма, согласно которой данные кредиты не учитываются при расчете предельного объема государственного (муниципального) долга и размера предельного дефицита бюджета.
По ее словам, удалось также внести предложенные членами СФР поправки в статьи 12 и 24 закона о федеральном бюджете на 2010 год, касающиеся остатков бюджетных средств, не использованных на 1 января 2010 года. В соответствии с ними увеличен срок перечисления этих остатков в Федеральное казначейство с 10 до 15 дней и установлен перечень целевых расходов, финансируемых из федерального бюджета, неиспользованные остатки которых не перечисляются в федеральный бюджет, а остаются в субъектах РФ.
«Вместе с тем, — отметила Н. С. Максимова, — остается ряд нерешенных вопросов. СФР считает, что при расчете субвенций бюджетам субъектов РФ нужно учитывать расходы органов местного самоуправления на исполнение градостроительного, земельного, жилищного законодательства РФ, в соответствии с которыми на органы местного самоуправления возлагается исполнение полномочий, не относящихся к вопросам местного значения, или передать их на прямое финансирование из федерального бюджета».
Также, по мнению членов СФР, необходимо рассмотреть вопрос об увеличении резерва в составе дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ. Это связано с прекращением софинансирования из федерального бюджета с 1 января 2010 года практически всех социальных полномочий субъектов РФ, что приведет к увеличению их расходов более чем на 70 млрд руб. (выплаты ветеранам труда и труженикам тыла, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, компенсации платы за детские сады, ежемесячные пособия на ребенка и др.)
Н. С. Максимова особо отметила важную роль работы со СМИ в деятельности СФР: «Большую помощь нам оказывают ведущие финансовые издания, и особенно журнал “Бюджет”, который освещает наши мероприятия, на страницах которого ведущие финансисты делятся своим опытом, дискутируют по острым проблемам».

Бежаев Олег
О. Г. Бежаев, заместитель руководителя Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ

Вторая часть заседания была посвящена особенностям исполнения бюджетов в 2010 году, основным стратегическим направлениям региональной политики Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011–2012 годов, мерам, принимаемым в субъектах РФ и муниципальных образованиях по укреплению доходной базы бюджетов и обеспечению сбалансированности бюджетов всех уровней. О. Г. Бежаев рассказал об итогах исполнения субъектами РФ бюджетов 2009 года. «Доходы бюджетов были выполнены на 96 процентов к уровню 2008 года, в том числе налог на прибыль недовыполнен на 40 процентов по сравнению с 2008 годом. Этот доходный источник был недовыполнен в 67 субъектах РФ, у 36 субъектов отрицательная динамика по налогу на доходы с физических лиц», — рассказал О. Г. Бежаев.
В 2010 году планируется существенно поддержать моногорода. При Правительстве РФ работает группа, которая рассматривает оказание первоочередной поддержки 10 моногородам. Будет продолжена работа по разграничению полномочий, а также по совершенствованию межбюджетных отношений. В результате этой работы в Бюджетный кодекс РФ будут вноситься поправки. В частности:
в целях создания дополнительных инструментов повышения заинтересованности органов местного самоуправления в наращивании налогового потенциала предус­матривается рассмотреть вопрос о предоставлении органам государственной власти субъектов РФ права установления единых дополнительных нормативов отчислений от налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ, в местные бюджеты в зависимости от их типа;
в качестве одной из антикризисных мер планируется предусмотреть право создавать фонды финансовых резервов с обязательным требованием формировать такие фонды в субъектах РФ с моноотраслевой структурой экономики;
будут предусмотрены меры по совершенствованию «отрицательных трансфертов», оптимизации льгот, проведению финансовыми органами субъектов РФ мониторинга качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях и возможности размещения бюджетных средств на банковских депозитах.

головин
А. А. Головин, заместитель начальника Департамента финансов Вологодской области

А. А. Головин рассказал об исполнении бюджета Вологодской области в 2009 году. «Вологодская область до кризиса была регионом-донором, но в силу того что передовые позиции в нашем регионе занимают экспортоориентированные отрасли — металлургия и химия — и в структуре доходов преобладает налог на прибыль, в конце 2008 года мы оказались в зоне повышенного риска и завершили 2009 год с потерей 40 процентов собственной доходной базы, — сообщил А. А. Головин. — Была проведена оптимизация бюджетных расходов на сумму порядка 9 миллиардов рублей, реализовывалась активная политика в сфере государственных заимствований В итоге расходная часть консолидированного бюджета сократилась всего на 10 процентов». Однако, по словам финансиста, «цена вопроса успешного завершения расходной части бюджета оказалась довольно высокой: 6,5 миллиарда рублей составил дефицит бюджета и на 8,2 миллиарда рублей вырос государственный долг». Главная задача на 2010 год — продолжение оптимизации бюджетных расходов. Восстановление экономики идет с большим трудом, остро стоит вопрос по укреплению доходной базы регионального бюджета.

Т.В. Саакян
Т. В. Саакян, заместитель руководителя Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

Т. В. Саакян рассказала о внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений (подробнее об этом читайте в статье Т. В. Саакян в февральском номере журнала «Бюджет»).

сучков
С. Л. Сучков, заместитель генерального директора Фонда содействия реформированию ЖКХ

С. Л. Сучков доложил о результатах работы фонда за 2009 год. В фонде участвует 81 субъект РФ (кроме Москвы и Чеченской республики). В 2009 году освоено более 210 млрд руб., в том числе 163,6 млрд руб. — средства фонда и 46,7 млрд руб. — софинансирование субъектов Федерации. Капитальный ремонт произведен в 80 тыс. домов, общая сумма затрат составляет 113 млрд руб., улучшены жилищные условия более 10 млн человек. На переселение из аварийного жилищного фонда субъектам РФ направлено 30 млрд руб.
Одна из задач, стоящих перед Фондом, — ликвидация трущоб. Поэтому в настоящее время проводится инвентаризация жилья в регионах с целью выявления его физического износа. Также рассматриваются вопросы финансирования малоэтажного строительства (проект закона о малоэтажном строительстве прошел в Госдуме первое чтение).


Материал подготовили Зинаида ЕВСЕЕНКОВА, Елена КОЛНООЧЕНКО? Журнал "Бюджет", март 2010 г.
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно